Маслобойки и лагушки (школьный музей Малая Уба,фото 2009г.)
различных грузов для рудников и заводов Кабинета. В 1912г. на Алтае насчитывалось 35% лошадей всей Сибири, включая Дальний Восток.(26.стр80).
Немаловажную роль в жизни староверов играли пасеки. Еще в 1776г. по просьбе жителей Бобровки и Секисовки распоряжением начальника пограничной линии господина Скалона из Башкирии в Усть-Каменогорскую крепость доставили 30 колод (ульев) с пчелами, и роздали просителям крестьянам. Но первый год был неудачен. Пчёлы в зиму погибли. В 1792 года из Оренбурга бригадир драгунского полка, проходивший службу в Усть-Каменогорской крепости, Николай Федорович Аршеневский выписал целый обоз с пчелами. Пасеку установил неподалёку с. Бобровка.(7.стр58). А через два года он уже продавал местным крестьянам пчелосемьи. К 1818г. в 24 волостях Алтая занимались пчеловодством около полутора тысяч человек.(7.стр59).
«Прах незабвенного Аршеневского покоится в предместии Усть-Каменогорска», - писал П.А.Словцов.(5.стр491).
Почти в каждой семье староверов имелись колоды с пчелами. «Поляки» прекрасно знали и умели обращаться с пчелами. На некоторых заимках количество колод доходило до сотни. Территория медосбора горная местность, покрытая кустарником и травой: дягилем, кипреем, алтайским волчеягодником, рябиной, боярышником, вербой и другой растительностью. В иные годы продажа продукции пчеловодства превышала продажу зерна на ближайших рынках.(17.стр50).
Путешественник исследователь П.С.Паллас отмечал, что жители убинских сел собирают по горам «природный овощ - дикий чеснок и лук, как того, как другого по Убе собирают великое множество и мужики отвозят оное по возам на продажу отчасти на Змеевские горы (Змеиногорский рудник), а отчасти и в крепость (Усть-Каменогорскую)».(7.стр57).
Продавая на ближайших рынках свою сельскохозяйственную продукцию, на вырученные деньги «поляки» приобретали изделия из металла. Это - топоры, пилы, чугунки, утюги, косы, самовары и многое другое. А своим ребятишкам привозили сладости и соль для себя и животным. Все необходимые для быта изделия староверы мастерили своими руками. Большие и маленькие деревянные кадки, корыта, лагушки под квас, пиво, молоко и воду. Берестяные туеса для ягод и рассыпчатой крупы, кожаные кнуты, вожжи, сбруи, ремни и опояски для армяков. Кроили из кожи бутылы (сапоги). Изо льна ткали холст, из шерсти пряли пряжу и вязали носки, варежки, свитера и курточки.
Внутреннее убранство дома «поляков» XIX-начало ХХ вв. (школьный музей с. Секисовка, фото 2009г)
В воскресные и праздничные дни любили “полячки” принарядиться. Костюмы женщин представляли смесь древнерусского с польским. Головные уборы состояли из низких кокошников, грациозно обернутых легкой белой повязкой, придающей всему головному убору вид тюрбана. Рубашки и поневы вышиты красными шнурами (14. стр68). Поверх сарафана надевали фартуки: в праздник - вышитый, в будни - однотонный. Больше всего любили “полячки” носить украшения из серебра: серьги, кольца и бисер – были необходимой принадлежностью женского туалета. Но главным украшением наряда являлись цветы. Преимущественно живые или искусственные (11.стр31)
Мужчины одевались скромнее. Головной убор летом - войлочная шляпа “гречневиком”, зимой - шапка из какой-нибудь материи с высоким барашковым околышем, дно делалось четырехугольником на манер конфедераток.
«Рыльский Ефим Савельевич носил конфедератку. Мы с отцом повстречались с ним на улице, и отец спросил: «Почему у тебя шапка четырех углов?». А он (дьяк-В.Ш.), был шутником и ответил: «Четыре угла - беда, а пятая - оказия!», - рассказывала жительница села Быструха Лидия Кирилловна Рибнер (рожд.1901г.). (Записано 1990г).
Летом крестьяне носили кафтан в талию со стоячим воротником, сделанный из цветной вязи. В зимнюю пору поверх кафтана надевали длинное широкое пальто, напоминающее аземь из стеганого сукна. Дома костюм мужчины: рубаха-косоворотка и шаровары, заправленные в высокие сапоги.(11.стр30).
К началу XX столетия костюмы «поляков» стали меняться. Мануфактурные товары вытесняют домотканый холст. Цена товара в лавках каждого сорта в г.Усть-Каменогорска составляла от 10 до 20 копеек за аршин (0,71м.).(40).
Бутылы (сапоги), (школьный музей с. Секисовка, фото 2009г).
В с.Быструхи вышитые холщёвые рубашки на местных мужиках исследовательница М. Швецова не увидела, только, как она пишет, ситцевые да шаровары нанковые, пестрядиновые или бязевые.(11.стр34).