Икона самописанка (школьный музей.
с. Быструха). (Фото. 2009г.)
согласия – поморское, беглопоповское и Белокриницкая церковь. В «польских» селах вместе уживались различные старообрядческие толки и согласия. При возникновении угрозы извне, будь то духовная или иная, «поляки» сплачивались и помогали друг другу. Например, во время Гражданской войны в 1918 году колчаковцы арестовали большевицкого активиста, жителя д. Быструха, Василия Савельевича Рыльского. Помог ему освободиться из тюрьмы поп из Черемшанки Иван Бушуев.(24.стр14). В те годы староверы видели в большевиках союзников в борьбе против старых порядков, установленных чиновниками Кабинета.
Отягощенные жизненными трудностями к началу ХХ столетия «поляки» достигли относительно высокого духовного и экономического развития. Торгово-финансовые и религиозные связи «поляков» со старообрядческим купечеством России и зарубежья, Среднего Поволжья и Западной Сибири не прекращались. Литература и богослужебные книги привозились постоянно. Уже с первых лет раскола старые дореформенные книги царской властью и церковью беспощадно уничтожались. В скитах и монастырях уцелевшую литературу усердно переписывали. Этих рукописей было очень мало и на всё старообрядчество не хватало. В царствование Екатерины Великой староверы печатали книги в типографии п. Клинцы Черниговской губернии. В 1812 году типографию закрыли и перевезли в Москву в Единоверческую церковь. Потому многие старообрядческие согласия отвергали эти книги, продолжая пользоваться или рукописными или подпольными изданиями.
Старообрядческий часослов (школьный музей с. Быструха, фото 2009г.).
Первая русская революция 1905-1907 гг., изменила отношения царского правительства к раскольникам. Указ от 17 апреля 1905 года и более конкретизированный указ от 17 октября 1906 года, определяли положение старообрядческих и сектантских общин в стране. Было разрешено иметь свои типографии и свою богослужебную литературу. Правительство попыталась снизить влияние русской революции на радикально настроенное старообрядчество. И это Кабинету практически удалось. Хотя волнения в «польских» селах Верх-Уба и Екатериновке произошли, но они были не политического, а экономического характера.(17.стр90). «Многих старообрядцев в то время, – писал Мельников, волновало предчувствие каких-то неизбежных катастрофических событий.»(4.стр555).
Землеустройство Кабинета
Развитие капитализма в сельском хозяйстве привело к обезземеливанию большей массы крестьянства в деревнях Европейской части Российской империи. В середине 90-х годов XIX века общая аграрная политика правительства была направлена на переселение безземельного крестьянства в районы Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. Эту политику проводил Комитет Сибирской железной дороги, учрежденный 10-го декабря 1892г. для общего руководства строительства Транссибирской железной магистрали. В двухсотверстной полосе, вдоль строительства железнодорожной линии в Томской губернии, отводилось 11 млн. десятин земли, где предполагалось разместить 500 тыс. переселенцев. Чтоб узаконить отмежевание земли у местного крестьянства и сохранить в неприкосновенности личные владения Кабинет издал указ от 31 мая 1899г., согласно которому устанавливалась норма пахотного надела - на одну душу мужского пола в семье выделялось 15 десятин. Излишки земли, если таковые выявлялись, администрацией края изымались и отдавались малоземельным крестьянам. За Кабинетом сохранялась право на владение недрами и лесными богатствами, и если было необходимо, устраивать в черте крестьянских наделов рудовозные дороги. Указ касался только северных районов Алтайского горного округа, где проходила Транссибирская магистраль. А в южной части региона администрацию края занимал вопрос получения прибыли с рудников и заводов. Доктор исторических наук, профессор Игибаев С.К. писал: «Не случайно рудники Его Величества в начале ХХ века переходили от одних предпринимателей к другим».(25.стр13). Потому указ Кабинета от 25 июня 1903г. запрещал приезжим крестьянам селиться на территории Рудного Алтая.