Семья у входа в избу, д.Быково 1912г. Бухтарминский уезд.Фотограф А.Н.Белослюдов(42.стр69)

Новые открытия и разработки месторождений полезных ископаемых на Рудном Алтае в XVIII веке, требовало увеличения количество рабочих рук. Границы Алтайского округа с каждым годом расширялись. Кроме того, рудники и заводы, а также войска Иртышской и Колывановской пограничных линий остро нуждались в продовольствие и фураже. Попытки военных чиновников и Сибирской администрации решить проблему путем распашки земли трудом служивых людей 1746-1747 гг., не увенчались успехом.(9.стр59).

Кабинет Ее Величества, созданный для управления личных владений императорской семьи Романовых, пришел к выводу, что решить продовольственную проблему можно только массовым переселением крестьян на Алтай. «Плодородие края дознано через поселения людей разного условия, начавшееся по линии Колывано-Кузнецкой с 1756г….»,-пишет историк П.А.Словцов.(5.стр491).

Указ сената в 1760 году разрешал государственным крестьянам-добровольцам заселяться по рекам: « Уба, Ульба, Березовка, Глубокой и прочим, впадающим в оные,… с освобождением на три года от податей». Но в этом, же году выходит указ о приписки крестьян к алтайским рудникам и заводам, что отпугивало переселенцев на переезд. Тогда Кабинет попытался заселить Рудный Алтай «ссылошными» за «предерзкие проступки». Получив от казны 5 рублей на покупку лошади и 54 пуда семян хлеба «ссылошные», по докладу сибирского губернатора Д.Чечерина в сенат: «… в своей массе отроду, что есть соха - не слыхивали, родились и выросли в гульбе. Лошадей поморили, хлеб поели, платье пропили, их за то секут, а они бегают да воруют».(6.стр14). И всё же на территории Рудного Алтая к 1763 году крестьяне - добровольцы построили пять населённых пунктов (Убинское, Прапорщиково, Глубокое, Выдриха, Зевакино).(9.стр60). Первое земледельческое старожильческое население имело конфессиональные отличия. Следует выделить представителей дореформенного православия, попавших на Алтай в результате внутренней миграции населения с Тоболья, чьи предки оказались в Сибири еще в конце XVI – первой половине XVII в., новообрядцев-никониан, принявших во второй половине XVII в. церковную реформу, и старообрядцев, отвергнувших нововведения патриарха Никона.(10.стр. 2).

Семья у входа в избу, д.Быково 1912г. Бухтарминский уезд.Фотограф А.Н.Белослюдов(42.стр69) - student2.ru С воцарением Екатерины Второй проводиться активная колонизация земледельцами края. Императрица понимала, что для заселения крестьянами Рудного Алтая необходимы финансовые средства и экономически крепкие общины. Такие средства и такие крестьянские общины она видела в лице старообрядчества проживающего в Польше. Учитывая финансовые возможности зарубежного раскольничьего капитала, Екатерина II издает первый 4 декабря, а затем дополнительный манифест от 14 декабря 1762 года, призывающий вернуться всем беглецам и в первую «голову раскольникам,…без всякого опасения и страха». При этом

Документ 1793 г. о Польше,

(школьный музей с. Быструха, фото 2009г.)

указывалось, что место жительства ими может быть выбрано либо прежнее, где проживали до ухода, либо указанное распоряжением императрицы, соответственно в Сибирь ближе к рудникам и заводам. Народ постепенно стал возвращаться на Родину, но только селились не в Сибири, как этого желала правительство, а уже на обжитые староверами места. На Иргизе - большом притоке р. Волга в Саратовской и Самарской губерниях староверы быстро возвели монастыри и многочисленные приходы. Слава Иргиза превзошла и Керженец, и Стародубье, и Ветку. Екатерина II прислала в дар Иргизской Никольской церкви священническую ризу, на которой собственноручно вышила своё имя.(4.стр137). Организацию переселения приняли на себя существовавшие внутри страны старообрядческие общины, и повели ее уверенным, быстрым темпом. На Алтай же попадала бедная, малочисленная часть крестьян-староверов. Это доказывает рассказ жителя села Бобровка, записанный исследователем М.В Швецовой: «Был я у пана заведующим псарней,…жизнь моя была хуже смерти. Вот и порешили идти в Сибирь».(11.стр10). Таким образом, очередная попытка заселить крестьянами личные владения земли Кабинета на Алтае и Сибири вновь потерпела неудачу. К тому же ухудшились отношения императрицы с православной церковью из-за «лояльного отношения» правительства к раскольникам. Священный Синод настоятельно просил Екатерину II не давать разрешения на постройки часовен раскольникам, «чтоб не было православным развращения».(12.стр157). Внутриполитические и экономические проблемы сплелись в «гордиев узел» и императрица «разрубает» его.

Чтоб Священный Синод больше не вмешивался в государственную политику в 1764 году, проводится секуляризация церковных земель, приведшая к финансовой зависимости высшего сословного духовенство от светской власти. В том же году за границу, в Польшу посылают карательный отряд под командованием генерал-майора Маслова. В те времена Польша была политически слабой и с ней не церемонились. Старообрядческий центр на Ветке был полностью разорен. Не многим жителям Ветки удалось бежать в Стародубье.

Попавших в плен к карателям мужчин, женщин, дети (20 тысяч человек), отправили в город Калугу и далее в Сибирь. В 1765 г. издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы. В дальнейшем, согласно распоряжению императрицы, разделяя семьи, правительство стало выселять бывших жителей Ветки на Алтай и Забайкалье. Заселяя кабинетское землевладения крестьянскими семьями, царская администрация решала экономическую проблему – продовольствие, а также нехватку рабочих рук для рудников и заводов.

На новом месте

Сосланные ветковцы в Забайкалье, были прозваны местными жителями за дружбу, сплоченность в работе и семейной жизни - «семейскими». В 1808 г. иркутские начальники сделали официальное заключение: «Они (староверы - В.Ш), поселены лет за 40 на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию. Но неусыпное их трудолюбие и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни, и их хлебопашество доставляет им не только изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерченского уездов».(13.стр3). Прибывших под конвоем ветковцев на Алтай местное население прозвало «поляками». Русский ученый-путешественник П.П.Семенов Тян-Шанский в 1857 году побывал в селе Секисовка, в путевом дневнике написал:

Семья у входа в избу, д.Быково 1912г. Бухтарминский уезд.Фотограф А.Н.Белослюдов(42.стр69) - student2.ru «Жителей Секисовки называют «поляками», хотя они говорят по-русски и были староверами».(14.стр68).

Кабинетская администрация старалась селить староверов поближе к военным укреплениям и казачьим форпостам, чтоб «пригляд» за ними, хоть какой-нибудь был. По предложению генерал-поручика Шпрингера, начальника всего сибирского войска, была перенесена пограничная линия на Алтае, «..и прежние форпосты, позади линии оставшиеся, как-то: Шемонаевский, Екатерининский и пр., заселялись хлебопашцами.».(5.стр552). Так с 1764 по 1766 года на Алтае возникли «польские» деревни: Старо-Алейская, Екатериновка, Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка и Бобровка.

«Семейские» Забайкалье.(13.стр2)

За счет духовного единения и взаимопомощи староверы довольно-таки быстро освоились на новом месте. Прибыв в 1770г. в Шемонаиху ученый-исследователь академик П.С.Паласс отмечал, что «оным поселянам можно в честь поставить, они весьма рачительные и добрые земледельцы».(8.стр 46). К 1782 г.«польских» посельщиков насчитывал 2657 человек, что составляло третью часть общей численности крестьян Рудного Алтая.(9.стр61). Согласно ревизским сказкам и именным спискам за 1795г., общее количество

Таблица №1

Название деревень Мужчин Женщин Всего
Верх-Уба (Лосиха)
Секисовка
Шемонаиха
Екатерининка
Старо Алейское

старообрядцев в некоторых деревнях показано в таблице №1(8.стр44). «Переселенцы располагались довольно крупными селениями(15-30 дворов),- писал Семенов Тян-Шанский, - в первый год строили дома,постройки первой необходимости, обносили изгородью обширный выгон (поскотина). Обустроив дом и хозяйственные постройки, только со второго года переселенцы принимались за земледелие. Он (глава семьи - В.Ш), брал ее столько, сколько мог обработать».(14.стр71).

И жилось бы «полякам» хорошо, как когда-то на реке Сож Ветка, если бы не попытки администрации края перекрестить раскольников в православных. Кроме того, 21 мая 1779 г. издается распоряжение о приписке к Колывано-Воскресенским заводам крестьян, что обязывало их выполнять не только земледельческие работы, но и рубку леса, вывоз готовой руды. Да и пришлые люди стали дурно влиять на молодежь пьяной гульбой да курениям табака. В особенности курение у староверов считалось большим грехом. Это обстоятельство еще больше сплачивало старообрядцев вокруг своих духовных наставников. “Только дьявол мог пускать дым изо рта”, - говорили староверы. Оглядевшись на новом месте, наиболее консервативные ревнители веры, не желая «мирщиться» и исполнять религиозные «треба» с никоновцами, уходят из первоначальных мест поселений и создают исключительно из своих новые деревни. «Вторичное переселение было вызвано не одними экономическими соображениями, а именно целью ухода от притеснений религиозных и иных. Как это случилось при бегстве староверов в Алтай», - писал П.П.Семенов Тян-Шанский.(14.стр71). Экономически крепкие крестьянские общины, объединенные своими духовными наставниками, которые играли своеобразную роль «нештатных психиатров» вновь переселяются, чтоб обособиться. Например, выходцами из Секисовки, в конце XIX века, считали себя жители шести деревень Риддерской волости и четырех Владимирской - это Быструха, Малая Уба, Волчиха и Зимовье.(11.стр11).

Обособление староверов и социальное расслоение в старообрядческих общинах помогло администрации края усмирить недовольство крестьян указом Кабинета от 3-го марта 1797 года. В нём вновь, как и в предыдущем указе утверждалось, что крестьяне Усть-Каменогорской, Убинской и Крутоберёзовской волостей на своем личном транспорте обязаны отрабатывать урочные лета, доставлять руду с рудников на ближайшие заводы.

Историю заселения Рудного Алтая староверами можно условно поделить на два периода, первый - когда в край попадают лишь добровольцы переселенцы и крестьяне староверы (до 1764г). И второй период - время образования оседлых «польских» поселений (после 1764г). На Рудном Алтае происходило интенсивное выделение новых староверческих сел из старых поселений и к 50-м годам ХIХ века возникли деревни – Бутаково, Вавилонская, Петропавловская, Стрежевная, Поперечная, Тарханка, Александровка и другие.

Постепенно расселяясь, к концу XIX века на территории Алтая уже существовало 18 староверческих деревень с общей численностью населения 27238 душ. «Поляки» обособляются и образуют определенный субэтность»,- пишет в своей работе «Старообрядчество на Рудном Алтае» историк Толочко. (8.стр45). Но развитие капитализма в Российской империи и последующие исторические события в стране существенно повлияли на жизненные устои старообрядчества.

Наши рекомендации