Как избежать раздробленности и разногласий?
Нам стало ясно, что обретут спасение и одержат верх мусульмане, которые держатся вместе. Это – единая община, община тех, кто следует путем Пророка, e, и его сподвижников и не отклоняется от него ни вправо, ни влево.
Аш-Шатыби в книге «аль-Итисам» сказал: «Община – это Пророк, e, его сподвижники и их верные последователи». Следовательно, путь спасению – это следование путем приверженцев Сунны и единой общины на словах и на деле, разделение их воззрений и отказ от любых разногласий с ними.
Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115); «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (аль-Анам, 153).
Из Сунны об этом свидетельствует хадис, переданный ат-Тирмизи и другими со слов Абдуллаха б. Умара. В нем сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Моя община (или же он сказал: «Община Мухаммада…») целиком никогда не окажется в заблуждении, и Рука Аллаха – над общиной».[297]
Одним словом, руководство писанием Всевышнего Аллаха – это путь к спасению и залог счастья. К этому могучему писанию ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади, ведь оно ниспослано от Мудрого и Достохвального Господа. А наряду с этим необходимо руководствоваться Пречистой Сунной посланника Аллаха, e, который не говорил по своему желанию, а проповедовал ниспосланное ему откровение. Коран и Сунна – это единственные два первоисточника мусульманских убеждений и шариата, а любой другой путь является гиблым, убыточным. Руководство Кораном и Сунной – это путь верующих, позволяющий снискать довольство Господа миров. Это – неприступная крепость и учение, посредством которого Аллах оберегает мусульманскую общину от новшеств еретиков, измышлений приверженцев лжи, ошибочных толкований невежд и искажений тех, кто впадает в крайности. Этот путь исправил положение мусульман в первые годы возникновения Ислама, и поэтому мы сможем добиться успеха только, следуя этим путем. Малик б. Анас, имам города хиджры, сказал: «Последние поколения этой общины может исправить только то, что исправило первых мусульман». А исправило первых мусульман именно руководство писанием Аллаха и Сунной Его посланника, e. Однако выполнять предписания Корана и Сунны следует в соответствии с тем, как их понимали и выполняли наши праведные предки, поскольку Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115).
Таким образом, следование путем верующих – сподвижников и их верных последователей – это путь к спасению, и мы просим Всевышнего вдохновить мусульманскую общину на то, чтобы она придерживалась писания своего Господа и Сунны своего Пророка, e, и неуклонно следовала путем верующих. В заключение же еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров, и да пребудут мир и благословение Аллаха с Пророком нашим Мухаммадом, с его родом и со всеми его сподвижниками!
ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
Изложенные в этой книге убеждения являются обязательными для каждого мусульманина. Однако сегодня некоторые из них чужды многим из последователей Пророка Мухаммада, e. Среди мусульман распространились невежество, сектанство, заблуждение и даже некоторые проявления великого неверия. Наступило то время, когда следовать путем Пророка, e, стало так же тяжело, как и держать в руке тлеющую головню. И поэтому часто приходится слышать, как молодые мусульмане нарекают неверующими своих единоверцев, не разделяющих истинных мусульманских воззрений. Это социальное явление представляется мне довольно опасным, поскольку оно чревато дурными последствиями не только в этой жизни, но и после смерти. Чтобы уберечь людей от него и помочь им сохранить свои благодеяния до того дня, когда они будут нуждаться в них больше всего, я решил дополнить это издание своей статьей «Об обвинении в неверии». И я прошу Аллаха Всевышнего сделать ее полезной для меня и для всех остальных мусульман. И в заключении еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
ОБ ОБВИНЕНИИ В НЕВЕРИИ
Хвала Аллаху, Господу миров, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении. Кого Аллах поведет по прямому пути, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах ввергает в заблуждение, того никто не наставит на путь прямой. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его роду и праведным сподвижникам!
Обвинение в неверии является вынесением определенного шариатского постановления в отношении отдельного лица и в этом смысле не отличается от прочих постановлений исламского шариата. Поэтому человек, выносящий подобное постановление, берет на себя огромную ответственность, выступая от имени Всевышнего Аллаха и Его религии. Вследствие этого он должен обладать твердыми знаниями о видах неверия и условиях, при которых допустимо обвинение в нем.
ВИДЫ НЕВЕРИЯ
Неверие (куфр) бывает двух видов: малое, которое не делает человека безбожником и неверующим, и великое, которое выводит его из мусульманской общины. Темой настоящей статьи является именно великое неверие. Оно проявляется в шести формах:
1. Куфр ат-такзиб, или неверие по причине того, что человек считает истину ложью. Такой безбожник не верует ни в сердце, ни на словах. Всевышний сказал: «В тот день Мы соберем из каждого народа толпу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать.&Когда они придут, Он скажет: «Неужели вы сочли ложью Мои знамения, даже не постигнув их? Что же вы совершали?»(ан-Намль, 83-84).
2. Куфр аль-джухуд, или неверие по причине отрицания истины. При этом человек осознает, что это – истина, но на словах отрицает ее, и даже иногда сражается против нее, как это делали Фараон против Мусы и иудеи против Мухаммада, e. Всевышний сказал: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости»(ан-Намль, 14); «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину»(аль-Бакара, 146).
3. Куфр аль-инад, или неверие по причине высокомерия. В этом случае неверующий признает истину в сердце и на устах, но следует ей из-за своей ненависти к ней и высокомерия, как это делал Иблис. Всевышний сказал: «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих»(аль-Бакара, 34).
Тем не менее, когда человек становится неверующим, Иблис говорит: «Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров»(аль-Бакара, 16).
4. Куфр ан-нифак, или неверие с проявлениями лицемерия. Лицемеры делают вид, что уверовали, однако в душе не смиряются пред Господом миров. Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие.&Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого»(аль-Бакара, 8-9).
5. Куфр аль-ирад, или неверие с отвращением от истины. При этом безбожник отвращается от религии, не признает и не отрицает ее, не слушает и не изучает ее, возносясь над ней или же насмехаясь. Всевышний сказал: «Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит.&Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой – завеса. Трудись же, и мы будем трудиться»(аль-Бакара, 4-5).
6. Куфр аш-шакк, или неверие по причине сомнения. Всевышний сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений…» (аль-Худжурат, 15).
ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО
Следует знать, что даже тот, кто произносит слова свидетельства «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха», может впасть в одну из форм великого неверия. В этом случае мусульманин отступается от своей религии и обязан покаяться, чтобы вновь обрести милость Аллаха и встать на прямой путь. Существует много воззрений, слов и деяний, которые разрушают веру человека, и мы рассмотрим основные из них.
а) Разрушающие веру воззрения.
1. Отрицание существования Аллаха и Его единственности или сомнение в этом.
2. Отрицание пророческой миссии Мухаммада, e, или сомнение в ней. Неверием является также провозглашение пророчества после Мухаммада, e, подобно человеку по имени Гулам Ахмад из Кадиании, который объявил себя пророком. Коран опроверг все подобные заявления: «Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков)» (аль-Ахзаб, 40).
3. Отрицание существования Судного Дня, Рая, Ада, воздаяния, ангелов, джиннов и пр.
4. Отрицание Священного Корана или хотя бы одной буквы в нем. Всевышний Аллах сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников»(аль-Бакара, 285).
5. Убеждение в том, что люди могут не подчиняться шариату Мухаммада, e, а принимать христианство, иудаизм, кришнаизм или следовать за другими заблудшими учениями. Всевышний сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»(Аль Имран, 85).
6. Убеждения в том, что многобожники, атеисты, христиане или иудеи придерживаются прямого пути, а их воззрения лучше исламских законов, или же сомнение в их неверии. Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят ради неверующих: «Эти следуют более верным путем, чем верующие».&Они – те, кого проклял Аллах, а кого проклял Аллах, тому ты не найдешь помощника»(ан-Ниса, 51-52).
7. Воздвижение посредников между человеком и его Господом, к которым взывают о помощи и заступничестве и на которых уповают, будь то пророк, ангел или праведник. Всевышний сказал: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует»(аз-Зумар, 3).
8. Отрицание обязательности совершения пятикратной молитвы, выплаты закята, соблюдения поста или какого-либо иного безоговорочного предписания религии.
9. Признание дозволенным того, что безоговорочно запрещено в исламе, например, прелюбодеяния, ростовщичества, алкогольных напитков и т.д., либо запрещенным того, что безоговорочно разрешено.
10. Предпочтение законов, придуманных людьми, законам шариата или же утверждения о том, что Коран и исламские законы не приемлемы для нашего времени и являются причиной отсталости мусульман, и что они распространяются только на духовную и моральную стороны жизни, не затрагивая политику и общественные отношения. Поэтому человек, который, зная об истине, отрицает хотя бы одно из постановлений религии, будь то необходимость совершения намаза или соблюдения поста, забивания камнями прелюбодеев или отрезания руки вору, является неверующим. Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение»(ан-Ниса, 60); «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (аль-Маида, 44).
Если же человек признает закон Аллаха, но из-за слабости своей веры не следует ему, то он не является неверующим.
11. Ненависть к чему-либо из того, что принес посланник Аллаха, даже если он и совершает это. Аллах сказал: «Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!»(Мухаммад, 9).
Также недопустимо, чтобы правоверный был недоволен постановлением Аллаха либо восставал в душе против него, ибо Аллах сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (ан-Ниса, 65).
12. Отказ от изучения Ислама и следования им. Всевышний сказал: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам»(ас-Саджда, 22).
13. Отрицание одного из пророков либо чего-либо из того, что они принесли людям.
14. Отрицание имен и качеств Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне, таких как совершенное знание, могущество, жизнь, слух, зрение, речь, милость, вознесение на Трон, высокое положение на нем, нисхождение на первое небо. Сюда же относится отрицание существование у Аллаха Рук, Глаз, Ног и других качеств, которые соответствуют Его величию и не похожи на качества творений, ибо Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»(аш-Шура, 11).
В этом аяте Аллах отрицает всякое сходство с творениями и сообщает, что Он обладает слухом, зрением и другими подобными качествами.
Ошибкой и заблуждением является и рационалистическое толкование некоторых божественных качеств в отрыве от их явного смысла. Это касается, например, символико-аллегорического толкования вознесения Аллаха на Трон как овладение Троном.
15. Приписывание творениям Аллаха обладания некоторыми божественными качествами, например, знанием сокровенного, о котором не ведает никто, кроме Всевышнего Аллаха, Который сказал: «Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят…» (ан-Намль, 65)
Божественными качествами не обладает никто – ни посланник Аллаха, ни ангелы, ни святые, и неверие в это несовместимо с исламом.
б) Разрушающие веру деяния.
1. Падение ниц пред кем-либо помимо Аллаха. Всевышний сказал: «Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Фуссылат, 37).
2. Проявление неуважения к тому, в чем упоминаются имена Аллаха, аяты Священного Корана или хадисы Пророка, e.
3. Приношение обетов и жертвоприношений святым, обход вокруг их могил с целью обрести их довольство и т.д. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает»(ан-Ниса, 48); «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников»(аль-Маида, 72).
4. Колдовство, а к нему относятся гадание, предсказания, нумерология, астрология, ворожба, колдовство и т.п., или одобрение этого. Всевышний сказал: «Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим»(аль-Бакара, 102).
5. Содействие и помощь неверующим в борьбе с мусульманами. Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»(аль-Маида, 51).
в) Разрушающие веру слова.
1. Оскорбление Всевышнего Аллаха, пророков или исламской религии.
2. Обращение с мольбой к кому-либо помимо Аллаха, будь то посланник Аллаха, ангел или святой праведник.
3. Насмешка или издевательство над чем-либо, имеющим отношение к религии Аллаха, будь то аят Корана, хадис, высказывание ученого, обряд поклонения или нечто иное. Когда во время похода на Табук один из сподвижников сказал: «Не видывали мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана», Всевышний Аллах ниспослал аяты: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?&Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали»(ат-Тауба, 65-66).
УСЛОВИЯ НЕВЕРИЯ
Шейх Мухаммад б. Салих аль-Усеймин выделил три условия, при наличии которых допустимо обвинение в неверии:
1. Знание. Всякий, кто не знал, что совершенное им является безбожием, не становится неверующим, независимо от того, в какой форме оно выражалось. Всевышний сказал: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника»(аль-Исра, 15).
Это означает, что Аллах не станет наказывать своих рабов за ослушание, если до них не дошло ясное знание об этом. Господь также сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»(ан-Ниса, 115).
Поэтому тот, кто находился в заблуждении до того, как ему стал ясен прямой путь, не будет обязательно в числе адских мучеников. Всевышний сказал: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться»(ат-Тауба, 115); «Если бы Мы погубили их от наказания до этого (пришествия Мухаммада и ниспослания Корана), то они сказали бы: «Господь наш! Почему Ты не отправил к нам посланника, чтобы мы последовали за Твоими знамениями до того, как оказались унижены и опозорены?»(Та ха, 134); «Каждый раз, когда туда будут бросать толпу, ее стражи будут спрашивать их: «Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?».&Они скажут: «Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: “Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении”»(аль-Мульк, 8-9); «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха»(ан-Ниса, 165).
А в достоверном хадисе сообщается, что Пророк, e, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, любой, кто, услышав обо мне, умрет и не уверует в то, с чем я послан, будь он из этой общины, иудей или христианин, непременно окажется среди обитателей Огня».[298] Этот хадис подчеркивает то, что если он не слышал о миссии Пророка Мухаммада, e, то может и не оказаться среди обитателей Огня.
Умар б. аль-Хаттаб рассказывал: «Я услышал, как Хишам б. Хаким б. Хизам читал суру «аль-Фуркан» не так, как ее читал я, а посланник Аллаха обучил меня ей. Тогда я решил разобраться с ним и подождал, пока он закончит, а затем схватил его за верхнюю одежду и отвел к посланнику Аллаха. Я сказал: «О посланник Аллаха! Я слышал, как он читал суру «аль-Фуркан» не так, как ты меня обучил ей». Посланник Аллаха сказал: «Отпусти его. Читай!» Он прочел ее так, как я и услышал ее от него раньше. Посланник Аллаха, e, сказал: «Именно так она и была ниспослана, – а затем обратился ко мне и сказал. – Теперь читай ты!» Когда же я прочел ее, он сказал: «Именно так она и была ниспослана. Ведь этот Коран ниспослан в семи чтениях, и потому читайте тот, что легче для вас».[299] Из этого хадиса видно, что Умар усомнился в одном из чтений Священного Корана, однако он не стал неверующим, так как совершил это по причине неосведомленности.
Передают, что Кудама б. Мазун выпил вино, сочтя его дозволенным, и Умар б. аль-Хаттаб велел наказать его за это, но не обвинил в неверии. Кроме того, Абу Джундал б. Сухейл и несколько его сторонников считали вино разрешенным, опираясь на слова Всевышнего: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались…»(аль-Маида, 93).
Несмотря на это, ученые не сочли их неверующими, а донесли до них истину, и те покаялись.
Шейх Мухаммад б. Салих сказал: «Кто-то может спросить: “Если человек совершил неверие и заявляет о том, что он не знал об этом, то принимается ли это оправдание?” Ответ на этот вопрос требует разъяснения. Если этот человек живет в отдаленной местности, где некому научить его, то это оправдание принимается от него. Если же он живет среди людей, обладающих знанием об этом, то оправдание незнанием не принимается. Если человек недавно принял Ислам и живет среди язычников, поклоняющихся идолам и деревьям, пьющим вино и совершающим прелюбодеяния, и после принятия Ислама считает, что вино разрешено, то мы можем оправдать это его неведением. Если же это заявляет тот, кто живет среди мусульман, то подобное оправдание не приемлемо, ибо оно явно противоречит очевидному». Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал о некоторых невежественных мусульманах, которые совершают многобожие: «Но по причине того, что распространилось невежество и уменьшились знания о послании среди последующих поколений, их нельзя обвинять в неверии за это (то есть за обращение с мольбой к мертвым пророкам и праведникам), пока им не будет ясна разница между тем, с чем пришел Посланник, и тем, что этому противоречит».[300] В другом своем труде шейх-уль-ислам сказал: «Обвинение в неверии может различаться в зависимости от состояния конкретного лица, ибо не всякий совершивший ошибку, еретик, невежда или заблудший является неверующим, нечестивцем или даже просто грешником».[301] Это является важнейшим правилом в этом сложном вопросе.
2. Вторым условием является намерение. Человек не становится неверующим, если он не намеревался совершить неверие. Следует внимательно вникнуть в слово «намеревался», ибо это крайне важно! Всякий, кто намеревался совершить неверие, становится неверующим и безбожником, независимо от того, в какой форме это выражалось. Важно, что он совершил это преднамеренно. Что же касается тех, кто произносит слова неверия непреднамеренно, то подобное может иметь место в нескольких случаях.
Во-первых, когда человек совершает это в состоянии сильного гнева, в результате чего затупляется его разум. Произнесший слова неверия в таком состоянии не становится неверующим, так как он сделал это непреднамеренно.
Во-вторых, когда человек ликует от радости и произносит слова неверия, не осознавая того, что говорит. Посланник Аллаха рассказывал о человеке, который отправился в путешествие в пустыне и остановился со своей верблюдицей, на которой были его еда и питье, в опасном месте. Он укрылся в тени дерева, прилег и заснул под ним. Когда он проснулся, то увидел, что его верблюдица ушла. Он начал искать ее: подошел к одному холму, поднялся на него, но ничего не увидел, затем подошел к другому холму, осмотрелся и тоже ничего не увидел. Он шел, пока жара и жажда не уморили его. Тогда он сказал: «Я возвращаюсь туда, где был, и буду спать, пока не умру». Он пришел к дереву и лег спать в его тени, отчаявшись найти свою верблюдицу. Он лежал, и когда вдруг он поднял голову, то увидел, что его верблюдица стоит рядом, волоча поводья, а на ней – его провизия, еда и питье. Он схватил ее за поводья и сказал: «О Аллах! Ты – мой раб, а я – твой Господь».[302] Он произнес эти слова от большой радости, не намереваясь совершить неверие, и поэтому не стал неверующим.
В-третьих, человек может быть принужден совершить неверие против своей воли, и в этом случае он также не становится неверующим, о чем свидетельствует высказывание Всевышнего: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения»(ан-Нахль, 106).
И нет разницы, был ли он принужден совершить неверие языком или в делах. Однако существует и хадис о человеке с мухой, который гласит, что посланник Аллаха, e, как-то сказал: «Из-за одной мухи один человек вошел в рай, а другой – в Огонь». Люди спросили: «Как это, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Как-то два человека проездом попали в племя язычников, у которого был идол. Язычники никому не разрешали пройти мимо него, не принеся что-нибудь в жертву ему. Идолопоклонники сказали одному из путников: “Принеси что-нибудь в жертву!” Он ответил: “Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать”. Они сказали: “Ну, тогда принеси в жертву хотя бы муху!” Когда он пожертвовал идолу муху, ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем идолопоклонники сказали другому путнику: “Принеси что-нибудь в жертву!” На это он ответил: “Кроме Великого и Могучего Аллаха я никому и ничему не делаю жертвоприношений!” Тогда ему отрубили голову, и он попал в Рай».[303]
Что касается этого хадиса, то в нем говорится о шариате пророков до Мухаммада, e. В исламском же шариате дело обстоит иначе, что видно из вышеупомянутого аята и следующего хадиса Пророка, который сказал: «Поистине, Аллах простил для меня моей общине то, что мусульмане совершают по ошибке, по забывчивости и то, к чему они принуждены».[304] Об этом упомянул шейх Мухаммад б. Салих аль-Усеймин.
Если же человек совершил неверие преднамеренно, насмехаясь над религией или проявляя высокомерие перед Аллахом и Его посланником, что имело место во время похода в Табук и о чем упоминается в суре «ат-Тауба», то он становится неверующим.
3. Шейх Мухаммад б. Салих сказал: «Третье условие состоит в том, что для обвинения в неверии мы должны твердо знать, что совершенный поступок является неверием, о чем свидетельствует шариат, и тогда тот, кто совершил его, заслуживает обвинения в неверии. Если же мы не убеждены в том, что это является неверием, или сомневаемся в этом, то не имеем права считать человека неверующим, ибо каждый человек считается мусульманином, пока не доказано обратное. Если мы знаем, что подобное деяние является неверием, но сомневаемся в положении человека, совершившего его, ибо не знаем, можно ли оправдать его поступок неправильным пониманием и неведением или нет, то мы также не считаем его неверующим».