Польза веры в предопределение
Если человек правильно уверовал в предопределение, то это ощутимо сказывается на его жизни и приносит ему большую пользу. Вот некоторые из плодов этой веры:
1. Приступая к какому-либо начинанию, верующий полагается на Всевышнего Аллаха, потому что только Он предопределяет причины и их следствия.
2. Когда раб понимает, что все происходит по предначертанию и предопределению Аллаха, он обретает душевное спокойствие и уверенность.
3. Когда он достигает желаемого, то не обольщается самим собой, потому что его успех – это всего лишь милость Аллаха, Который помог ему совершить нужные действия и добиться этого благого результата и успеха. Осознавая это, он благодарит Аллаха и не обольщается самим собой.
4. Если ему не удается добиться желаемого, или если с ним случается неприятность, то он не предается волнению и беспокойству, потому что все это происходит по предначертанию и предопределению Аллаха. Зная это, он проявляет терпение и надеется на Божье вознаграждение.
Часть III
Прочие мусульманские убеждения
Глава I. Ислам, вера, ихсан
Тема I. Ислам
Что такое ислам?
В арабском языке слово «ислам» означает «покорность», «повиновение», «смирение». В шариате оно приобрело значение «повиновение Аллаху путем поклонения Ему одному, подчинение Ему, отречение от многобожия и враждебность по отношению к его сторонникам». Всевышний сказал: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров,& у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман» (аль-Анам, 162-163); «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Аль Имран, 85).
Столпы ислама
Ислам зиждется на пяти столпах, которые нам разъяснил посланник Аллаха, e. В хадисе Абдуллаха б. Умара, например, сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, соблюдении поста в рамадане и совершении хаджа к Дому Аллаха».[252] Это подтверждается и хадисом о Джибриле, который мы уже не раз упоминали. В нем говорится, что Джибрил спросил: «О Мухаммад! Расскажи мне об исламе». Посланник Аллаха, e, сказал: «Ислам – это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершаешь намаз, выплачиваешь закят, постишься в рамадане и совершаешь хадж к Дому, если можешь добраться до него». «Правильно», – сказал он.[253]
Смысл двух свидетельств
· Свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» означает, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха.
· Свидетельство «Мухаммад – посланник Аллаха» означает повиновение всему, что он приказал, признание правдивости всего, что он сообщил, отстранение от всего, что он запретил, и поклонение Аллаху только так, как он предписал.
Тема II. Вера и ее столпы
В арабском языке слово «иман» означает «признание», «подтверждение». В шариате верой называется убежденность в сердце, признание языком и подтверждение всем телом.
Столпы веры и доказательства этого
Вера зиждется на шести столпах. Это подтверждается высказыванием Всевышнего: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков…» (аль-Бакара, 177).
К доказательствам из Сунны относится хадис о Джибриле, в котором сообщается, что он сказал Пророку, e: «Расскажи мне о вере». Тот сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом».[254]
Усиление и ослабление веры
Коран и Сунна свидетельствуют о том, что вера усиливается благодаря повиновению Аллаху и ослабевает по причине ослушания.
Из коранических аятов об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность» (Мухаммад, 17); «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (аль-Анфаль, 2); «Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (аль-Фатх, 4).
К доказательствам из Сунны относятся слова Пророка, e: «Тот, в чьем сердце есть хотя бы мельчайшая частица веры, выйдет из Огня».[255] Об этом же свидетельствуют его слова: «Вера состоит из более семидесяти ответвлений, высшим из которых являются слова «нет божества, кроме Аллаха», а низшим – удаление с дороги того, что доставляет неприятность. И стыдливость – это тоже одно из ответвлений веры».[256]