Разница между предопределением и судьбой
Богословы указывали на разницу между понятиями «предопределение» и «судьба». Предопределением называется божественное предначертание до того, как оно сбывается. После того, как оно исполняется, оно уже называется судьбой. Обосновывая разницу между ними, Абу Хатим говорил, что предопределение подобно мерке, которую осуществляет портной. Он отмеряет размер рубахи до начала кройки, прибавляет там и убавляет здесь. Когда же он приступает к кройке, то перестает мерить и словно вершит ее судьбу этой рубахи. Таким образом, предопределение предшествует исполнению судьбы. Ибн аль-Асир сказал: «Предопределение и судьба – это два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Это объясняется тем, что одно из них – предопределение – играет роль базиса, а другое – судьба – является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку».
Если предопределение и судьба упоминаются вместе, то они используются в разных значениях, и каждое из этих понятий приобретает соответствующий ему смысл. Но если они употребляются в отдельности, то каждое из них включает в себя смысл обоих понятий. Об этом говорили некоторые из богословов.
Доказательства предопределения
Вера в предопределение представляет собой один из столпов веры и подтверждается доказательствами из Корана и Сунны.
К доводам из Корана относятся высказывания Всевышнего: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар, 49); «Веление Аллаха является решением предопределенным» (аль-Ахзаб, 38); «Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру (или предопределил ее)» (аль-Фуркан, 2).
Сунна тоже содержит много хадисов, подтверждающих истинность предопределения, Одним из них является хадис о том, как Джибрил спросил Пророка, e, о столпах веры. Перечисляя их, он упомянул веру «в предопределение с его добром и злом». Полный текст этого хадиса мы привели, когда обсуждали веру в ангелов. Муслим в своем «ас-Сахихе» также передал хадис Абдуллаха б. Амра б. аль-Аса о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Аллах записал судьбу всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, а Трон Его уже был на воде».[248]
В необходимости веры в предопределение были единодушны сподвижники и их последователи. Муслим в своем «ас-Сахихе» передал слова Тавуса: «Я застал в живых многих сподвижников посланника Аллаха, e, и они говорили, что все происходит согласно предопределению. Я также слышал, как Абдуллах б. Умар рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Все зависит от предопределения, даже бессилие и ловкость (или же он сказал: «…даже ловкость и бессилие)». Под ловкостью здесь подразумевается энергичность и мастерство. Имам ан-Навави сказал: «Убедительные доказательства из Корана и Сунны, а также единое мнение сподвижников и авторитетных богословов раннего и позднего периода единогласно свидетельствуют о предопределении Пречистого и Всевышнего Аллаха».
Тема II. Ступени предопределения
В предопределении Аллаха выделяют четыре ступени, которые подтверждаются священными текстами и признаются богословами.
Первая ступень – знание Аллаха обо всем, что существует и чего не существует, что возможно и что невероятно. Аллах объемлет все это знанием, и Ему известно о том, что уже было, и о том, что будет, и о том, чего не было, и о том, как это могло быть. На это указывают слова Всевышнего: «…чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (ат-Талак, 12). В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн Аббаса о том, что Пророка, e, спросили о детях язычников, и он сказал: «Аллаху лучше знать, что бы они стали совершать».[249]
Вторая ступень – это запись Всевышним Аллахом всего, что должно произойти до наступления Судного часа. Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» (аль-Хаджж, 70); «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)» (Йа син, 12). К свидетельствам из Сунны относится упомянутый ранее хадис Абдуллаха б. Амра б. аль-Аса о том, что Аллах записал судьбы всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли.
Третья ступень – соизволение Аллаха. Происходит только то, что угодно Аллаху, а то, что Ему не угодно, не может произойти. Всевышний сказал: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Йа син, 82); «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (ат-Таквир, 29). Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, e, сказал: «Пусть никто из вас никогда не говорит: «О Аллах, прости меня, если хочешь! О Аллах, помилуй меня, если хочешь!». И будьте настойчивы в своих мольбах, потому что Аллах делает только то, что желает, и никто не способен принудить Его к чему-либо».[250]
Четвертая ступень – сотворение Всевышним Аллахом всего сущего. Могущество Аллаха абсолютно, и Он создал творения, которые совершают деяния, вместе с их деяниями. Он создал все, что движется, вместе с этими движениями, и сотворил все, что покоится, вместе с этой неподвижностью и покоем. Всевышний сказал: «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (аз-Зумар, 62); «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (ас-Саффат, 96). В «ас-Сахихе» имама аль-Бухари приводится хадис Имрана б. Хусайна о том, что Пророк, e, сказал: «…И был Аллах, и не было ничего, кроме Него. Его Трон находился на воде, и Он написал в Напоминании обо всем сущем, а затем сотворил небеса и землю».[251]
Для того чтобы вера в предопределение была правильной, обязательно верить в эти ступени. А тот, кто отрицает что-либо из этого, тот не уверовал в предопределение полностью. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!