Вопрос 6. Заступничество, его определение, виды и доказательства этого.
В арабском языке слово «шафаа» («заступничество») означает «средство», «искание». Обычно оно используется в значении «ходатайство за другого».
Заступничество перед Аллахом – это молитва о прощении грехов и прегрешений других творений. Суть его заключается в том, что в День воскресения Всевышний Аллах по Своему милосердию и великодушию позволит некоторым из Своих праведных творений – ангелов, посланников и правоверных – заступиться перед Ним за некоторых из грешников, которые были приверженцами единобожия. Тем самым Аллах окажет почтение тем, кому будет позволено заступаться за других, и проявит милосердие к тем, за кого будут заступаться.
Однако заступничество перед Аллахом станет возможным только при выполнении двух условий.
Во-первых, Всевышний Аллах должен позволить заступникам ходатайствовать перед Ним. На это условие указывают высказывания Всевышнего: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (аль-Бакара, 255); «Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (Саба, 23).
Во-вторых, Аллах должен быть доволен тем, за кого заступаются, и это условие нашло отражение в словах Всевышнего: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (аль-Анбийа, 28). Из священных текстов ясно, что Аллах не позволит заступаться за тех, кто не исповедовал единобожие, и не будет доволен ими. В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «У каждого пророка была молитва, которая непременно была бы исполнена, и все пророки поторопились использовать эту молитву. Я же припас мою молитву для того, чтобы заступиться за моих последователей в День воскресения. Если пожелает Аллах, ее будут удостоены те из моих последователей, которые умерли, не приобщая к Аллаху сотоварищей».[237] О неверующих же Всевышний сказал: «Заступничество заступников не поможет им» (аль-Муддассир, 48).
Коран и Сунна свидетельствуют о том, что в День воскресения Аллах позволит заступаться перед Ним. Некоторые доказательства из писания Аллаха мы уже упомянули. Что же касается доказательств из Сунны, то хадисов на эту тему много. Одним из них является хадис Абу Саида аль-Худри о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Затем Всевышний и Всеблагой Аллах скажет: «Ангелы уже заступились, и пророки уже заступились, и верующие уже заступились, и остался только Самый милосердный из милосердных». Затем Он возьмет пригоршню из Ада и вытащит оттуда людей, которые вообще никогда не совершали добрых дел».[238]
Хадисов о заступничестве очень много, и мусульманские исследователи отмечали, что они достигают такой степени, когда невозможно усомниться в их правдивости. Все они хорошо известны из «ас-Сахихов» и «аль-Муснадов». В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, например, приводится хадис: «Тот, у кого в сердце есть вера весом в горчичное зернышко, будет выведен из Огня».[239]
Виды заступничества.
Заступничество может быть приемлемым или неприемлемым, и с этой точки зрения оно делится на две категории. Неприемлемым называется заступничество, при котором не выполняется одно из двух упомянутых ранее условий. Приемлемым же называется такое заступничество, при котором оба эти условия выполняются. Известно, что нашему пророку Мухаммаду, e, будет позволено использовать восемь видов заступничества.
1. Величайшее заступничество за творения, стоящие на месте сбора, когда он попросит Аллаха начать суд над ними. Это заступничество также известно как Достохвальное место. Оно является особенностью нашего Пророка, e, поскольку его не будет удостоен ни один другой посланник.
2. Заступничество за тех, чьи добрые деяния будут равны их злодеяниям, благодаря которому они войдут в Рай.
3. Заступничество за тех, кто заслуживает наказания в Аду, благодаря которому они не попадут туда.
4. Заступничество за обитателей Рая, благодаря которому они взойдут на еще более высокую ступень.
5. Заступничество, благодаря которому некоторые люди войдут в Рай без суда и расчета.
6. Заступничество, благодаря которому мучения некоторых из тех, кто заслужил наказание, будут облегчены. Одним из таких людей будет дядя Пророка, e, по отцовской линии Абу Талиб.
7. Заступничество за обитателей Рая, после которого им будет позволено войти в Рай.
8. Заступничество за мусульман, совершавших тяжкие грехи и попавших в Ад, которое позволит им выйти оттуда.
Каждый из этих видов подтверждается достоверными текстами, которые полностью приводятся в книгах о Сунне и вероучении. Некоторые из этих видов заступничества присущи только Пророку, e, например, величайшее заступничество, заступничество за его дядю Абу Талиба и заступничество за обитателей Рая, благодаря которому они сумеют войти туда. Другие виды заступничества, в частности заступничество за тех, кто совершал тяжкие грехи, помимо него, будут позволены и другим пророкам и праведникам. Однако между богословами существуют разногласия по поводу того, какие из видов заступничества являются особенностью Пророка, e, и лучше всего об этом известно Аллаху!