Тема I. Религиозное предписание относительно веры в писания и его обоснование
Определение
Арабское слово «китаб» – это отглагольное существительное, образованное от глагола «писать». Со временем оно стало использоваться в значении «запись», хотя, в принципе, оно означает «лист с записью». Всевышний сказал: «Люди писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с неба» (ан-Ниса, 153). Под «писанием» здесь подразумевается «лист с записью».
Под священными же писаниями понимаются книги и свитки, содержащие Слово Всевышнего Аллаха, ниспосланное в откровении Его посланникам. Эти писания могут быть ниспосланы в виде записи, подобно Таурату, или устным путем, как все остальные писания, которые были записаны уже после ниспослания.
Предписание относительно веры в писания
Вера во все писания Аллаха, ниспосланные Его посланникам, является важным столпом веры в целом и одним из величайших постулатов религии, без которого вера человека не может быть правильной, о чем свидетельствуют и Коран, и Сунна.
К доказательствам из Корана относится высказывание Всевышнего: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (ан-Ниса, 136). В этом аяте Аллах повелел Своим верующим рабам признать все предписания, столпы и составные части веры. Он повелел уверовать в Аллаха, в Его посланника Мухаммада, e, в ниспосланное ему писание – Коран, во все предыдущие небесные писания – Таурат, Инджил, Забур. В конце аята Аллах разъяснил, что неверие во что-нибудь из этого является глубоким заблуждение и уклонением от прямого пути. Все это значит, что вера в писания Аллаха относится к столпам веры.
Всевышний также сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в писание, в пророков» (аль-Бакара, 177). Великий и Могучий Аллах сообщил, что по-настоящему благочестивым является тот, кто уверовал в перечисленные столпы веры и совершает праведные деяния, упомянутые в этом аяте. В числе этих столпов веры Аллах назвал и «веру в писание». Ибн Касир сказал, что под «писанием» здесь подразумеваются «все небесные писания, ниспосланные пророкам, последним из которых является Коран – самое славное из писаний, оберегающее все предыдущие».[122]
Для того чтобы подтвердить важность веры во все писания, Аллах приказал Своим верующим рабам обратиться к людям Писания со словами: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся» (аль-Бакара, 136). Этот аят указывает на то, что правоверные верят во все, что Аллах ниспослал им посредством Своего пророка Мухаммада, e; и в то, что было ниспослано посланникам, имена которых перечислены в этом откровении; и в то, что было ниспослано всем остальным пророкам. Он также указывает на то, что правоверные не делают различий между посланниками и верят в каждого из них. Одним словом, он включает в себя веру во всех посланников и в ниспосланные им писания, и аятов с похожим смыслом в писании Аллаха много.
Сунна тоже свидетельствует о том, что вера в писания является обязательной и относится к столпам мусульманской веры. Это отмечается, например, в хадисе о том, как Джибрил спросил Пророка, e, о столпах веры. Отвечая на вопрос, Пророк, e, перечислил эти столпы и упомянул среди них веру в писания. Целиком текст хадиса мы упомянули в предыдущей главе, и повторять его здесь нет необходимости.[123]
Из всего сказанного следует, что вера в писания является обязательной, и что мусульманин обязан признавать правдивость каждого из них и быть убежденным в том, что все они были ниспосланы Всевышним Аллахом Его посланникам с истиной, верным руководством и светом. А кто считает их ложью или отвергает хотя бы что-нибудь из них, тот является неверующим и не имеет отношения к мусульманской религии.
Польза веры в писания
Вера в писания приносит верующему огромную пользу. Вот некоторые из ее плодов:
1. Благодарность Всевышнему Аллаху за то, что Он проявил милость к Своим творениям и позаботился о них, ниспослав им писания, содержащие наставления ко всему, что приносит им добро и благополучие как в этом мире, так и в Последней жизни.
2. Осознание мудрости Всевышнего Аллаха, Который ниспослал в Своих Писаниях законы, приемлемые для каждой общины. Что же касается последнего из этих писаний – Великого Корана, то он является приемлемым для всех творений, в любом стране и во все времена, вплоть до наступления Судного дня.
3. Вера в то, что одним из качеств Всевышнего Аллаха является Речь, которая совершенно не похожа на речь творений, и что творения неспособны сказать нечто подобное Его Речи и Его словам.