Степени отступлений по просадкам
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами
и мерам по обеспечению безопасности движения поездов
Москва, 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Область применения | |
2. | Термины и определения | |
3. | Основные положения | |
4. | Порядок контроля, оценки и регистрации параметров рельсовой колеи путеизмерителями | |
5. | Оценка отдельных отступлений, километров и участков пути | |
6. | Обеспечение безопасности движения при выявлении путеизмерителем неисправностей | |
7. | Перечень нормативных документов | |
8. | Приложение 1. Методика автоматизированной расшифровки результатов измерений и оценки отступлений и неисправностей | |
9. | Приложение 2. Балловая оценка отступлений и неисправностей |
Область применения
1. Настоящая Временная иинструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения поездов (далее – Инструкция) регламентирует порядок контроля, автоматизированной расшифровки, оценки и регистрации геометрических параметров рельсовой колеи, принимаемых мер по обеспечению безопасности движения поездов при проверке состояния рельсовой колеи с номинальной шириной 1520 мм (1524 мм) на сети железных дорог ОАО «РЖД» путеизмерительными средствами* с осевой нагрузкой на путь от 5 до 20 тонн: путеизмерительными вагонами всех типов, путеобследовательскими станциями и лабораториями, автомотрисами, диагностическими поездами (далее путеизмерителями);
2. Требования настоящей Инструкции распространяются на систему контроля состояния главных и станционных путей с установленной скоростью движения поездов до 250 км/ч.
__________________________________________________________________
* Требования настоящей Инструкции не распространяются на путеизмерительные вагоны ЦНИИ-2, работающих в соответствии с Инструкцией по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов, утвержденной МПС России 14 октября 1997 г. № ЦП-515.
2. Термины и определения
Балловая оценка отступления – количественная оценка отступлений и неисправностей геометрии рельсовой колеи в зависимости от их величины и длины, а также сочетаний отдельных отступлений.
Геометрия рельсовой колеи (далее – ГРК) – параметры, характеризующие положение рельсовых нитей в профиле, плане, по уровню и по ширине колеи.
Графическая диаграмма ГРК – графическое изображение контролируемых путеизмерителем параметров ГРК и результатов автоматизированной оценки выявленных отступлений и неисправностей ГРК.
Диагностика состояния пути – совокупность методов и средств, обеспечивающих определение технического состояния пути.
Допускаемое отклонение в содержании рельсовой колеи– отклонение в положении рельсовых нитей от номинальных значений ГРК, не требующее устранения.
Железнодорожная линия скоростная - железнодорожная линия, обеспечивающая движение скоростных пассажирских поездов со скоростью от 141 до 200 км/ч включительно.
Железнодорожная линия высокоскоростная - железнодорожная линия, обеспечивающая движение высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью свыше 200 км/ч.
Качественная оценка участка пути – оценка километровых отрезков и участков пути, обслуживаемых подразделениями путевого хозяйства, в зависимости от количества на них отступлений ГРК разной величины, используется для оценки работы подразделений путевого хозяйства и планирования ремонтных работ.
Класс железнодорожного пути– характеристика железнодорожного пути, определяемая эксплуатационными параметрами и предназначенная для установления требований к его устройству, ремонту и содержанию при эксплуатации. Класс железнодорожного пути определяется для каждого из путей.
Контроль параметров пути– организационно-техническая система надзора за соблюдением установленных нормативов устройства и содержания железнодорожного пути и результатами работ, проведенных подразделениями путевого хозяйства.
Неисправность ГРК – отклонение от номинальных значений ГРК, требующее ограничения установленной скорости или закрытия движения поездов.
Неудовлетворительный километр(Н) – километр, на котором по неисправностям или по сочетанию отступлений ГРК не обеспечивается безопасное движение поездов с установленными скоростями или, где положение пути не соответствует проектным (паспортным) характеристикам
Номинальные значения параметров ГРК – значения параметров, характеризующие паспортное положение рельсовой колеи в продольном профиле, плане, по уровню и ширине колеи.
Отступление ГРК – отклонение от номинальных значений ГРК величиной, при которой не требуется ограничение установленной скорости движения, но подлежащее устранению в плановом или первоочередном порядке.
Паспортные характеристики ГРК – параметры устройства пути, характеризующие номинальные величины кривизны, возвышения наружного рельса и ширины колеи, установленные в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 (далее – ПТЭ), реализуемыми скоростями движения поездов и фактическим устройством пути. Подлежат утверждению службой пути региональной дирекции инфраструктуры.
Параметры устройства пути в профиле и плане – показатели положения пути в продольном профиле, плане и по уровню, которые должны соблюдаться при производстве ремонтов пути. Периодически контролируются в процессе эксплуатации по положению средних (расчетных) линий проверяемых путеизмерителями параметров без учета локальных отступлений от них.
Параметры содержания пути – показатели ГРК и состояния рельсовых нитей (износа рельсов, стыковых зазоров и т.д.), подлежащие содержанию в установленных допусках и приведению к ним при текущем содержании пути.
Расстройство рельсовой колеи– нарушение проектного или нормируемого положения геометрического положения рельсовой колеи.
Степени отступлений – распределение отступлений и неисправностей ГРК по группам в зависимости от их влияния на безопасность движения, интенсивность расстройств пути и плавность хода подвижного состава при установленной для участка пути максимальной скорости движения поездов.
Установленная скорость движения (поездов) – максимальная скорость, установленная приказом начальника дороги для данного участка пути.
Основные положения
3.1. Необходимость введения настоящей Инструкции вызвана:
изменившимися условиями работы путевого комплекса ОАО «РЖД» в соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3212р, Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 14 ноября 2016 г. № 2288р, и Методикой классификации и специализации железнодорожных линий ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2015 г. № 3048р.
эксплуатацией подвижного состава со скоростями движения более 140 км/ч, не предусмотренными в Инструкции по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов, утвержденной МПС России 14 октября 1997 г. № ЦП-515.
созданием новых путеизмерителей и диагностических комплексов.
3.2. Настоящая Инструкция предназначена для железнодорожных путей, по которым осуществляется движение поездов со скоростями: грузовых – до 90 км/ч, пассажирских – до 140 км/ч, скоростных – до 200 км/ч, высокоскоростных – до 250 км/ч. Требования настоящей Инструкции обязательны для применения при оценке состояния пути путеизмерительными средствами, эксплуатируемыми на сети дорог ОАО «РЖД».
3.3. Инструкция регламентирует порядок:
измерения и регистрации путеизмерителями геометрических параметров рельсовой колеи, характеристик кривых и длинных неровностей пути в профиле и плане;
выявления и оценки отступлений и неисправностей контролируемых параметров от норм содержания рельсовой колеи;
действий по обеспечению безопасности движения поездов при обнаружении неисправностей рельсовой колеи.
3.4. Величины отступлений соответствующих степеней и величины ограничений скоростей движения поездов при обнаружении неисправностей рельсовой колеи устанавливаются по результатам исследований взаимодействия железнодорожного пути и исправного подвижного состава с различной загрузкой и на основании опыта содержания пути на железных дорогах сети.
3.5. Проверке путеизмерителями подлежат главные пути, где установлены скорости движения поездов 60 км/ч и более, а также станционные пути, предназначенные для приема и отправления пассажирских поездов, безостановочного пропуска грузовых поездов .
Периодичность проверок пути различными типами путеизмерителей устанавливается в зависимости от класса и состояния пути начальником дирекции инфраструктуры согласно требования Положения о порядке контроля состояния главных и станционных путей путеизмерительными средствами, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2013 г. № 2956р.
3.6. Оценка параметров ГРК в соответствии с требованиями настоящей Инструкцией должна производиться всеми типами путеизмерителей в автоматизированном режиме по утвержденному ОАО «РЖД» программному обеспечению бортовой автоматизированной системой (далее – БАС).
3.7. База паспортных данных (далее – БПД) для работы мобильных средств диагностики пути формируется в центрах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры дирекций инфраструктуры (далее – ДИЦДМ) по исходным данным, представляемым дистанциями пути и утверждаемым начальником службы пути. Порядок ведения БПД объектов инфраструктуры должен определяться регламентом ведения базы паспортных данных объектов инфраструктуры для оценки их состояния вагонами-путеизмерителями и путеобследовательскими станциями, утвержденным Управлением диагностики и мониторинга инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры (далее – ЦДИДМ).
4. Порядок контроля, оценки и регистрации параметров
рельсовой колеи путеизмерителями
4.1. Общий порядок контроля и оценки параметров рельсовой колеи.
4.1.1. Путеизмерителями контролируются, регистрируются и оцениваются следующие параметры:
ширина колеи (сужения и уширения);
положение рельсовых нитей по уровню (перекосы и отклонения уровня);
положение рельсовых нитей в плане(горизонтальные стрелы изгиба от хорды длиной 21,5 м в точке, расположенной на расстоянии 4,1 м от ее конца) – рихтовка;
просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскости (стрелы изгиба рельсовых нитей от хорды длиной 17 м в точке, расположенной на расстоянии 2,7 м от ее конца);
сочетания отступлений по рихтовке с перекосами и просадками;
параметры устройства кривых в плане и по возвышению наружного рельса;
длинные неровности в плане и профиле (на участках скоростного движения поездов).
Отдельные отступления характеризуются координатой (положением по пикетажу), величиной (амплитудой) и длиной. Координатой отступлений по перекосам, просадкам и рихтовке считается середина отрезка между пиковыми значениями, координатой отступлений по отклонениям уровня и ширине колеи – середина отрезка между точками начала и конца отступления данной степени. Длина отступлений определяется с точностью до 0,5 м, на графическую диаграмму выводится с точностью 1 м.
4.1.2. Отклонения геометрических параметров рельсовой колеи от номинальных значений (отступления и неисправности) оцениваются в зависимости от величины максимальной скорости движения поездов на участке, установленной приказом начальника железной дороги.
4.1.3. Для определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений при обеспечении безопасности движения поездов отклонения от номинальных значений ГРК подразделяются при оценке на четыре степени. Разделение отступлений на степени производится по мере приближения к предельным значениям, требующим ограничения скоростей движения поездов и в зависимости от очередности проведения путевых работ:
допускаемые отклонения в содержании рельсовой колеи – отклонения от номинальных значений ГРК, не требующие устранения при текущем содержании пути, а устраняемые при плановых ремонтах – первая (I) степень;
отступления, устраняемые в плановом порядке – вторая (II) степень;
отступления, близкие к величинам, требующим ограничения скорости движения поездов, приводящие к предотказному состоянию пути, относятся к отступлениям третьей (III) степени и должны устраняться в течение 3-х суток;
отступления, угрожающие безопасности движения поездов, требующие ограничения скорости движения или его закрытия и проведения неотложных работ являются отступлениями четвертой (IV) степени (неисправностями) и должны устраняться незамедлительно.
4.1.4. Для каждого отступления определяется балловая оценка.Величины баллов установлены в зависимости от их амплитуды, длины и установленной скорости движения поездов.
4.1.5. Ширина колеи определяется по расстоянию между боковыми рабочими гранями рельсов в точке, расположенной на 13 мм ниже поверхности катания головки рельсов, которая при номинальной величине подуклонки рельса 1/20 соответствует точке, расположенной на 16 мм ниже линии, соединяющей верх головок рельсов и оценивается по величине отклонения от номинального размера ширины колеи. Результаты измерений должны быть отфильтрованы от высокочастотных помех, вызванных вибрацией и отбоем датчиков в зоне рельсового стыка.
4.1.6. Номинальный размер ширины колеи в прямых участках пути и в кривых радиусом 350 м и более – 1520 мм. Номинальный размер ширины колеи на более крутых кривых:
при радиусе от 349 м до 300 м . . . . . . . . 1530 мм;
при радиусе 299 м и менее . . . . . . . . 1535 мм.
На участках с рельсошпальной решеткой сборки до 1970 г. или старогодной решеткой допускается в прямых участках пути и в кривых радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи – 1524 мм, а в более крутых кривых:
при радиусе от 650 м до 450 м . . . . . . . . 1530 мм;
при радиусе от 449 м до 350 м . . . . . . . . 1535 мм;
при радиусе 349 м и менее . . . . . . . . 1540 мм.
Перечень таких участков утверждается начальником службы пути.
Отклонения ширины колеи от номинальной величины при уширении до 8 мм и сужении до 4 мм не требуют устранения при эксплуатации пути, ширина колеи менее 1512 мм (на участках с рельсошпальной решеткой на ж/б шпалах сборки до 1996 г. допускается ширина колеи не менее 1510 мм) и более 1548 мм не допускается.
4.1.7. Оценка отступлений по ширине колеи производится по их отклонениям от номинального размера ширины колеи с учетом плана пути. В кривых участках пути допускаются дополнительные уширения колеи, возникающие за счет бокового износа рельсов и выборки зазоров в узлах скреплений. При этом увеличение ширины рельсовой колеи в кривых должно быть плавным, нормируются отклонения в круговой кривой от среднего значения на скользящем отрезке длиной 50 м.
Ширина рельсовой колеи не измеряется и не оценивается в связи с конструктивными особенностями пути и путеизмерителей в зоне: стрелочных переводов с крестовинами с неподвижным сердечником на длине контррельса (на перекрестных стрелочных переводах и глухих пересечениях – на всей длине стрелочного перевода), уравнительных приборов на мостах и уравнительных стыках (остряковых компенсирующих соединениях) бесстыкового пути. На стрелочных переводах с подвижным сердечником ширина рельсовой колеи оценивается по всей длине, кроме места примыкания сердечника к усовику крестовины. Ширина рельсовой колеи в этих местах проверяется вручную по графику, утвержденному начальником дистанции пути.
4.1.8. Оценка отступлений по уровню (взаимному положению по высоте головок рельсов). Отступления по уровню разделяются на перекосы и отклонения уровня от проектной или паспортной линий (на участках, где капитальный ремонт пути проведен до 2007 г. используются результаты паспортизации, на участках где капитальный ремонт проведен в 2007 г. и позже используются данные проекта) и от нулевой линии.
В прямых участках пути паспортная и нулевая линии совпадают и равны нулевому возвышению одной нити над другой или возвышению 6 мм (на участках длиной не менее 200 м, где эта норма установлена приказом начальника дистанции пути). В этих случаях границы степеней смещаются на 6 мм, кроме границы, требующей закрытия движения.
В круговых кривых паспортная линия соответствует значению возвышения в кривой, установленному проектом, или паспортному возвышению в кривой, а нулевая линия соответствует среднему фактическому возвышению наружной рельсовой нити над внутренней.
В переходных кривых паспортная линия соответствует установленной проектом (паспортом) линии отвода возвышения, а нулевая линия средней фактической линии отвода возвышения. В переходных кривых оценивается также наличие обратного возвышения.
На участках ремонта, в период обкатки, где действуют ограничения скорости движения поездов, до сдачи участка в постоянную эксплуатацию оцениваются отклонения уровня от фактического среднего возвышения в круговой кривой.
4.1.9. К перекосам относятся отклонения по уровню от нулевой линии при расстоянии между вершинами (экстремальными значениями) отклонений
до 20 м, они оцениваются в зависимости от величины отклонения и его длины. Отклонение от нулевой линии длиной более 20 м и до 30 м оценивается как перекос с величиной, измеренной на расстоянии 20 м от той из вершин, где величина перекоса наибольшая.
4.1.10. К отклонениям по уровню от проектной (паспортной) величины относятся отклонения средней линии уровня от паспортной линии в одну сторону длиной не менее 20 м. К отклонениям уровня от нулевой линии относятся отклонения фактического уровня от нулевой линии в одну сторону.
4.1.11. Оценка отступлений по просадкам. Просадки рельсовых нитей характеризующие неровности рельсовых нитей в продольном направлении, определяются по каждой рельсовой нити как половина разности пиковых значений стрелы изгиба от хорды длиной 17 м. Изгиб рельсовых нитей определяется под нагрузкой, по вертикальным перемещениям ходовых колес относительно кузова путеизмерителя.
4.1.12. Оценка положения пути в плане. Оценке подлежат отступления в плане при расстоянии между вершинами – экстремальными значениями отклонений от нулевой линии (нулевой линией является: в прямых – ноль, в кривых – трапеция, аппроксимирующая линию рихтовки, в многорадиусных кривых – набор трапеций) до 20 м (что соответствует длинам неровностей до 40 м). Отступления в плане длиной более 20 м оцениваются по величине разности стрел изгиба на расстоянии 20 м от одной из вершин. В круговых и переходных кривых оцениваются отступления по наружной нити, в прямых участках – по рихтовочной нити (неисправности IV степени учитываются по обеим нитям). Отступления в плане оцениваются поштучно.
При оценке отступлений в плане на стрелочных переводах должны учитываться конструктивные особенности переводов: наличие не измеряемого участка в зоне крестовины и отсутствие переходных кривых.
При проходе путеизмерителя по стрелочному переводу положение пути в плане не оценивается в месте примыкания сердечника к усовику крестовины, а при неподвижном сердечнике – на всей длине стрелочного перевода по той нити, на которой находится крестовина.
4.1.13. Примеры оценки отступлений рельсовой колеи по уширению, сужению, уровню, перекосам и в плане приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.
4.2. Оценка отступлений ГРК на участках пути с установленной скоростью 140 км/ч и менее.
4.2.1. Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
4.2.1.1. Оценка производится согласно нормативам таблицы 4.1.
4.2.1.2. Изменение ширины рельсовой колеи в кривых должно быть плавным – отклонения ширины колеи от среднего значения на скользящем отрезке пути длиной 50 м не должны превышать + 3 мм при максимальных скоростях более 140 км/ч, + 5 мм при скоростях от 100 до 140 км/ч и + 6 мм при скоростях от 60 до 100 км/ч. На пикетах, где нарушается это условие, к оценке ширины рельсовой колеи начисляются дополнительные штрафные баллы, в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции.
4.2.1.3. Отвод ширины рельсовой колеи не должен превышать значений, приведенных в таблице 4.2. Уклон отвода определяется на базе 2 м без учета поправки на неравномерность бокового износа. При выявлении путеизмерителем отвода ширины рельсовой колеи более 5 мм/м движение поездов закрывается и принимаются меры к немедленному устранению неисправности.
Таблица 4.1
Степени отступлений по ширине колеи
Установленная скорость пассажирских/ грузовых поездов, км/ч | Степень | Уширение при номинале, мм | Сужение, мм | ||||||||
121 – 140/ до 90 | до 141) | до 10 | до 10 | - | | до 6 | до 8 | до 10 | - | - | |
до 162) | до 14 | до 11 | - | | до 7 | до 10 | до 12 | - | - | ||
до 20 | до 18 | до 12 | - | | до 8 | до 12 | до 14 | - | - | ||
Более | |||||||||||
20 | - | | - | - | |||||||
61 – 120/ 61-90 | до 161) | до 12 | до 12 | до 9 | | до 6 | до 10 | до 10 | до 12 | до 16 | |
до 202) | до 16 | до 14 | | до 7 | до 11 | до 11 | до 16 | до 18 | |||
до 243) | до 203) | до 163) | до 113) | | до 8 | до 12 | до 15 | до 20 | до 22 | ||
Более | |||||||||||
24 3) | 20 3) | 163) | 11 3) | | |||||||
26 - 60 | до 18 | до 14 | до 14 | до 10 | до 7 | до 6 | до 10 | до 10 | до 14 | до 16 | |
до 222) | до 16 | до 163) | до 11 | до 8 | до 7 | до 11 | до 12 | до 16 | до 18 | ||
до 263) | до 223) | - | до 13 | - | до 8 (104)) | до 12 | до 15 | до 20 | до 22 | ||
Более | |||||||||||
263) | 223) | 163) | |||||||||
25 и менее | до 18 | до 14 | до 14 | до 10 | до 7 | до 6 | до 10 | до 10 | до 14 | до 16 | |
до 26 | до 22 | до 16 | до 11 | до 8 | до 7 | до 11 | до 14 | до 16 | до 20 | ||
до 28 | до 24 | до 18 | до 13 | - | до 8 (104)) | до 12 (144)) | до 16 | до 20 | до 25 | ||
закрытие движения | Более | ||||||||||
8 (104)) | 12 (144)) |
1) уширения до 1538 мм включительно в кривых радиусом 650 м и менее (при износе более 10 мм до 1540 мм) относятся к 1-й степени.
2) уширения до 1544 мм в кривых радиусом 650 м и менее и до 1542 мм в кривых радиусом более 650 м до 1500 м (при износе более 10 мм соответственно до 1546 и 1544 мм) относятся к отступлениям 2-й степени.
3) в кривых радиусом 1500 м и менее допускается уширение колеи до 1548 мм при установленной скорости 100 км/ч и менее для пассажирских поездов и 80 км/ч и менее для грузовых поездов.
4) на участках с рельсошпальной решеткой на ж.б. шпалах сборки до 1996 г.
Таблица 4.2
Установленная скорость, км/ч | Отвод ширины рельсовой колеи, мм/м |
Более 140 | не более 2,0 |
121 – 140 | не более 2,5 |
101 – 120 | не более 3,0 |
81 – 100 | не более 3,5 |
61 – 80 | не более 4,0 |
26 – 60 | не более 4,5 |
не более 5,0 |
4.2.2. Оценка отступлений по уровню.
Перекосы и отклонения уровня от нулевой и паспортной линий оцениваются по нормативам таблицы 4.3 в зависимости от величины отклонения и его длины.
Таблица 4.3
Степени отступлений по уровню и перекосам
Установленная скорость пассажирских/ грузовых поездов, км/ч | Сте-пень | Величина отклонения уровня, мм | Величина 2) перекоса, мм | |||
От нулевой линии | От паспортной линии 1) | Длиной до 10 м | Длиной более 10 м до 20 м | |||
121 – 140 / до 90 | I | от 8 до 10 | от 8 до 10 | от 7 до 9 | ||
II | до 16 | до 16 | до 12 | |||
III | до 20 | до 20 | до 14 | до 16 | ||
IV | более 20 | более 20 | более 14 | более 16 | ||
101 – 120 / 81-90 | I | от 8 до 11 | от 8 до 11 | от 9 до 10 | ||
II | до 18 | до 18 | до 14 | |||
III | до 25 | до 25 | до 16 | до 20 | ||
IV | более 25 | более 25 | более 16 | более 20 | ||
61 – 100 / 61-80 | I | от 9 до 12 | от 9 до 12 | от 10 до 12 | ||
II | до 20 | до 20 | до 16 | |||
III | до 25 | до 25 | --- | до 20 | ||
IV | более 25 | более 25 | более 16 | более 20 | ||
60 и менее | I | от 11 до 16 | от 11 до 16 | от 11 до 16 | ||
II | до 25 | до 30 | до 20 | |||
от 41 до 60 | III | до 30 | до 40 | до 25 | ||
от 16 до 40 | до 35 | до 30 | ||||
до 50 | до 50 | |||||
от 41 до 60 | IV | Более 30 | Более 40 | Более 25 | ||
от 16 до 40 | Более 35 | Более 30 | ||||
15 (закрытие движения) | Более 50 | --- | Более 50 | |||
Примечания:
1) в кривых участках пути допускаемая скорость определяется по результатам расчета фактических величин непогашенного ускорения, скорости его изменения и крутизны отвода возвышения, согласно пункту 4.6 настоящей Инструкции, без учета величин отклонений от паспортной линии;
2) при обнаружении в кривых радиусом менее 650 м перекоса длиной до 10 м включительно и величиной более 13 мм, скорость для грузовых поездов, имеющих в своем составе порожние вагоны (цистерны), ограничивается до 60 км/ч.
4.2.3. Оценка отступлений по просадкам.
Величина просадки длиной до 6 м включительно определяется суммой амплитуд двух полуволн, оценка производится по нормативам таблицы 4.4 Просадки длиной более 6 м до 10 м оцениваются по максимальной величине, на расстоянии 6 м от той из вершин, где величина просадки наибольшая, пример оценки приведен в приложении 1 к настоящей Инструкции. Просадки оцениваются поштучно (в зависимости от степени), к учету на километре принимается суммарное количество просадок по обеим нитям.
Таблица 4.4
Степени отступлений по просадкам
Установленная скорость пассажирских/ грузовых поездов, км/ч | Степень | Величина1) 2) просадки, мм |
121 – 140/ до 90 | I | от 10 до 11 |
II | до 15 | |
III | до 20 | |
IV | более 20 | |
101 – 120/ 81-90 | I | от 10 до 12 |
II | до 18 | |
III | до 25 | |
IV | более 25 | |
61 – 100 / 61-80 | I | от 12 до 14 |
II | до 20 | |
III | до 25 | |
IV | более 25 | |
от 41 до 60 | I | от 12 до 16 |
II | до 25 | |
III | до 30 | |
IV | более 30 | |
40 и менее | I | от 12 до 16 |
от 16 до 40 | II | до 30 |
до 35 | ||
от 16 до 40 | III | до 35 |
до 45 | ||
от 16 до 40 | IV | более 35 |
15 (закрытие движения) | более 45 |
Примечания:
1) при обнаружении в кривых радиусом менее 650 м просадки величиной более 20 мм, скорость для грузовых поездов, имеющих в своем составе порожние вагоны (цистерны), ограничивается до 60 км/ч;
2) при обнаружении просадки в заднем стыке крестовины величиной более 20 мм ограничивать скорость до 40 км/ч.
4.2.4. Оценка положения пути в плане производится по нормативам таблицы 4.5.
Таблица 4.5
Степени отступлений по рихтовке
Установленная скорость пассажирских/ грузовых поездов, км/ч | Сте-пень | Разность стрел изгиба, мм | ||||
длиной до 20 м включительно | более 20 до 40 м включительно | |||||
121 – 140 / до 90 | I | от 10 до 12 | от 16 до 20 | |||
II | до 15 | до 25 | ||||
III | до 25 | до 35 | ||||
IV | более 25 1) | более 35 | ||||
101 – 120 / 81-90 | I | от 10 до 14 | от 16 до 22 | |||
II | до 25 | до 35 | ||||
III | до 35 | до 40 | ||||
IV | более 35 1) | более 40 | ||||
61 – 100 / 61-80 | I | от 14 до 16 (20 3) ) | от 18 до 22 | |||
II | до 30 | до 35 | ||||
III | до 35 | до 40 | ||||
IV | более 35 1) | более 40 | ||||
до 10 м 2) | От 10 до 20 м | |||||
от 41 до 60 | I | от 20 до 22 | от 25 до 30 | |||
II | до 35 | до 40 | ||||
III | - | до 40 | до 50 | |||
IV | более 35 | более 40 | более 50 | |||
от 16 до 40 | I | от 20 до 22 | от 25 до 30 | |||
от 25 до 30 | от 30 до 40 | |||||
от 16 до 40 | II | до 35 | до 40 | до 50 | ||
до 45 | до 50 | до 65 | ||||
от 16 до 40 | III | до 45 | до 50 | до 65 | ||
до 50 | до 65 | до 90 | ||||
16-40 | IV | более 45 | более 50 | более 65 | ||
15 (закрытие движения) | более 50 | более 65 | более 90 | |||
Примечания:
1) при обнаружении в кривых радиусом менее 650 м отступления в плане длиной до 10 м и величиной более 20 мм или длиной до 20 м и величиной более 25 мм, скорость для грузовых поездов, имеющих в своем составе порожние вагоны (цистерны), ограничивается до 60 км/ч;
2) в кривых радиусом менее 650 м;
4.3. Оценка отступлений ГРК на участках пути с установленной скоростью более 140 км/ч
4.3.1. На скоростных линиях номинальная ширина рельсовой колеи 1520 мм. Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи (кроме стрелочных переводов и уравнительных стыков, где допуски содержания должны соответствовать проектной документации и конструктивным особенностям) производится по нормативам таблицы 4.6.
Таблица 4.6
Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи
Установленная скорость, км/ч | Сте-пень | Уширение, мм | Сужение, мм | |
Прямые и кривые R≥3000 м | Кривые R<3000 м | Прямые, кривые | ||
201-250 | I | 5 - 6 | ||
II | 7 - 10 | 4 - 5 | ||
III | 11 - 14 | 6 - 7 | ||
IV | более 14 | более 7 | ||
161-200 | I | 6 - 7 | 8 - 9 | 4 (5 2)) |
II | 8 - 12 | 10 - 14 | 5 - 6 (6 - 7 2)) | |
III | 13 - 14 | 15 - 16 | 7 - 8 (8 2)) | |
IV | более 14 | более 16 | более 8 | |
141-160 | I | 7 - 8 | 8-10 | 5 (5 - 6 2)) |
II | 9 - 13 | 11 - 16 | 6 - 7 (7 2)) | |
III | 14 - 16 | 17 - 18 1) | ||
IV | более 16 | более 18 1) | более 8 |
1) уширения до 1542мм включительно при износе более 6 мм относятся к 3-й степени.
2) на участках с рельсошпальной решеткой на ж/б шпалах сборки до 1996 г.
4.3.2. Перекосы и плавные отклонения уровня оцениваются по нормативам таблицы 4.7.
Таблица 4.7
Степени отступлений по уровню и перекосам
Установленная скорость, км/ч | Сте-пень | Величина отклонения уровня от нулевой и паспортной 1) линий, мм | Величина перекоса, мм | ||
Длиной до 10 м | Длиной более 10 м до 20 м | ||||
201-250 | I | 6 - 7 | 5 - 6 | 7 - 8 | |
II | 8 - 13 | 7 - 10 | 9 - 12 | ||
III | 14 - 16 | 11 - 12 | 13 - 14 | ||
IV | более 16 | более 12 | более 14 | ||
161-200 | I | 6 - 7 | 6 - 7 | 7 - 9 | |
II | 8 - 15 | 8 - 11 | 10 - 12 | ||
III | 16 - 20 | 12 - 13 | 13 - 15 | ||
IV | более 20 | более 13 | более 15 | ||
141-160 | I | 8 - 9 | 7 - 9 | ||
II | 10 - 16 | 10 - 12 | |||
III | 17 - 20 | до 14 | до 16 | ||
IV | более 20 | более 14 | более 16 | ||
Примечание: 1) в кривых участках пути допускаемая скорость определяется по результатам расчета фактических величин непогашенного ускорения, скорости его изменения и крутизны отвода возвышения, согласно пункта 4.6. настоящей Инструкции, без учета величин отклонений от паспортной линии;
4.3.3. Дополнительно нормируются резкие изменения уровня (короткие перекосы). Изменения (приращения) уровня на скользящем участке длиной 2,5 м (УР) не должны превышать величин, указанных в таблице 4.8.
Таблица 4.8
Нормативы допустимых изменений уровня на базе 2,5 м
Установленная скорость, км/час | Допустимая величина (УР), мм |
201 – 250 | |
161 – 200 | |
141 – 160 | |
121 – 140 | |
101 – 120 | |
80 – 100 |
При величине УР более 18 мм скорость движения поездов ограничивается до 60 км/ч.
4.3.4. Отступления по просадкам оцениваются по нормативам таблицы 4.9.
Таблица 4.9
Карточка кривой
Направление: 10407 (участок: Подгорное-Россошь) | Путь: 1 | ПЧ: 5 | Дата проезда: 23.05.2016 |
Левая 1 | Характеристики кривой | 1-й отвод переходные 2-й отвод | |||||||||||||
Начало | разн. | Конец | разн. | Длина | разн. | Угол | Макс. | Сред. | Длина | Макс. | Сред. | Длина | |||
км | м | м | км | м | м | м | м | град. | мм/м | мм/м | м | мм/м | мм/м | м | |
план | 49.71 | 0.39 | 0.31 | 0.42 | 0.33 | ||||||||||
уровень | -9 | 0.72 | 0.63 | 0.75 | 0.58 | ||||||||||
Характеристики однорадиусной кривой | Тип | Анп | Агmax | Ψmax | Vпз | Vкр |