Ii. словарная работа. «зоопарк».
– Отгадаете загадки – узнаете новое словарное слово.
1. Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится…
(Жираф.)
2. Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, грызёт морковку.
(Кролик.)
3. Зимой спит, летом – ульи ворошит.
(Медведь.)
4. Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь.)
5. В одежде богатой, а сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца.
(Крот.)
6. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
(Олень.)
7. Не прядёт, ткёт,
А людей одевает.
(Овца.)
8. Из куста шипуля, за ногу тянуля.
(Змея.)
Животное – живое существо, кроме человека. Насекомое, рыбы, птицы, звери – это животные.
– Прочитайте пословицы. О животных ли они?
· За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
· Как собака на сене: и сама не ест, и другим не даёт.
III. Актуализация опорных знаний.
1. – Что мы знаем об основе предложения? (Всегда встает в форму того числа, рода и лица, которых требует от него подлежащее.)
– Перечислите вопросы, на которые могут отвечать второстепенные члены предложения.
Игра «Собери вопросы».
– На какие группы можно разделить эти вопросы?
По форме По смыслу
2. – Составьте с любым словом из кроссворда предложение.
– Прежде чем дать характеристику своему предложению, обратите внимание, в каком порядке выписывают пары членов предложения. Для этого прочитайте памятку на с. 39 учебника.
(Учащиеся характеризуют свои предложения и объясняют, по какому признаку выписали пары членов предложения.)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
IV. Повторение изученного материала.
– Из данных слов составьте предложения. Получившийся текст озаглавьте.
В, было, весело, зоопарк, шумно, и
из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки
бегемота, загнала, в, сторожиха, домик, метлой
топал, слон, ногой
распушил, хвост, красивый, павлин, свой.
– Подчеркните в каждом предложении основы.
I вариант – выпишите из третьего предложения пары членов предложения.
II вариант – выписать из шестого предложения пары членов предложения.
– Дайте характеристику своим предложениям.
(Взаимопроверка.)
VI. Итог урока.
– Назовите порядок ваших действий, когда выписываете пары членов предложения.
Урок 114
наблюдаем и обобщаем
Цель: совершенствовать знания и умения учащихся решать орфографические задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
1. – Отгадайте, герой какой сказки сегодня будет гостем нашего урока.
Знаю, кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь.
(Буратино.)
– Сейчас мы прочитаем отрывок из этой сказки (упр. 445).
– Сколько частей в тексте?
– Сколько кадров следовало бы сделать оператору при съемке этого отрывка?
– Какое предложение не войдет в фильм? Почему? (Оно ничего не рисует.)
– А какие части речи «рисуют» действия? Как раз в них и встретились орфограммы. Давайте объясним их написание.
– Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения.
– Что заметили? (Встретились предложения, где при одном подлежащем несколько сказуемых.)
– Почему Толстой употребил в этом отрывке как можно больше глаголов? (Описывал действия.)
– Выберите одно предложение и выпишите из него пары членов предложения, ставя вопросы от слова-командира к слову-подчиненному.
– Какие вопросы помогли записать пары?
– На какие группы разделить можно вопросы?
2. – В упр. 446 вам предстоит вставить слова из справочного бюро, которые отвечают на смысловой вопрос как?.
– Отметьте все орфограммы, вписывайте выбранные тобой слова, а где надо, дописывайте свои.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
– Какими членами предложения вы дополнили предложения?
– Представьте эту картину. Что могло быть дальше?
– Попробуйте завершить этот рассказ, составив несколько предложений.
(Запись и чтение получившихся текстов.)
– На чем же любили кататься дети? (На санках.)
– А вот на чем любили кататься эти малыши, вы узнаете, отгадав загадку.
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня?
(Коньки.)
– Свои впечатления они записали в своих сочинениях. Авторы учебника выписали из разных работ предложения, в которых ребята допустили ошибки. Исправьте их в упр. 447.
– Как же нужно действовать при письме, чтобы не допускать ошибки?
– Где сможете, обозначьте члены предложения, в которых допущены ошибки. (Сказуемые.)
3. Задание по выбору.
1) В упр. 448 спрячьте орфограммы в «окошки» и, пользуясь подсказками, выпишите пары членов предложения из двух предложений.
2) Спишите текст, составьте из слов предложения. Закройте «окошки». Разберите последнее предложение по членам предложения.
хлоп..я, на, снежные, л..гли, землю
одел, в, пуш..стые, сне.., рукавиц.., кусты
над, нав..сают, м..хнатые, д..ревьев, ветки, тр..пинкой.
III. Итог урока.
– Как решали орфографические задачи?
& Домашнее задание: упр. 449.
– Не забудьте выполнить орфографические задачи.
Урок 115
наблюдаем и обобщаем
Цель: познакомить учащихся с видами предложений, которым нельзя дать полную характеристику.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения, где при одном сказуемом несколько подлежащих.
– Чем может быть выражено подлежащее? Найдите предложения, где подлежащее выражено местоимением.
– Во всех ли предложениях удалось подчеркнуть главные члены предложения? В каких предложениях главные члены «не отозвались»?