Iii. работа над орфограммами.
– Какие орфограммы изучали, но не успели повторить?
– Надо не только знать, как решать орфографические задачи, но и уметь находить их в тексте.
Игра «Самый зоркий».
– Найти и правильно отметить опасные места в тексте (упр. 88).
– У вас получилось найти все орфограммы, а у Антона не получается. Он не может определить лишнее слово в цепочке. Помогите ему и продолжите ряд словом на нужную орфограмму.
Запись на доске:
А..ея, ч..рта, шо..е.
Расп..вают, мес..ность, п..щат.
Ябл..ко, сн..жинка, см..тана.
Ж..вёт, ж..лтый, ж..раф.
(Доказательства ребят, выбор слова в цепочке.)
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут как живые:
– Пей, рожь, пей!
(Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строчки начинают свободно встряхивать кистями рук.)
Тренировочный диктант «Проверяю себя».
(Запятые внутри предложений, как и орфограммы, желательно обсуждать после того, как учащиеся сами попробуют решить все поставленные задачи. Можно использовать «окошки». При проведении таких диктантов дети приучаются анализировать текст с орфографической и грамматической сторон.)
Я первый раз влез на велосипед и поехал. Это было чудесно! Ветерок засвистел у меня в ушах. Всё вокруг понеслось. Вот столбик, ворота, гриб от дождя, скамья, качели, две песочницы. Я уже хотел слезть на землю, но всё мчался по кругу. Как остановить машину? (44 слова.)
(Если позволит время, предложите для звукобуквенного разбора слова: I вариант – скамья, II вариант – влез.)
IV. Итог урока.
– Что необходимо знать для грамотного письма?
& Домашнее задание:
– Составьте небольшой словарный диктант из слов, изученных в 1 и 2 классах.
Урок 18
контрольный диктант по теме «повторение»
Цель: проверить знания учащихся по изученным темам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
1. Написание диктанта.
а) Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание.
б) Затем текст читается по отдельным предложениям:
Вы хотите узнать про льва? Я расскажу. Это хищник. У зверя гладкая шкура и огромная голова. На носу нашлёпка. На кончике хвоста есть кисточка. В мягких подушках на ступнях когти. Их концы кривые и острые. Я ходил в цирк и смотрел на льва через прутья клетки. Мне понравилась его походка.
(Чтение учителем текста еще раз.)
2. Предварительное объяснение написания слов: расскажу, нашлёпка.
3. Выполнение грамматических заданий.
Вариант 1.
а) Указать в четвертом предложении все орфограммы.
б) Выполнить звукобуквенный разбор слова «прутья».
Вариант 2.
а) Указать в пятом предложении все орфограммы.
б) Выполнить звукобуквенный разбор слова «якорь».
III. Итог урока.
Самопроверка.
Схема анализа контрольной работы
… класс … школа
Количество учащихся по списку …
Писали работу …
Написали без ошибок …
Написали с 1–2 ошибками …
Написали с 3–5 ошибками …
Допустили более 5 ошибок …
1. Ошибки, допущенные в диктанте:
1) Оформление предложения …
2) Пропуск, замена, вставка букв …
3) Перенос слов …
4) Звонкие и глухие согласные …
5) Безударные гласные, проверяемые ударением …
6) Непроверяемые написания …
7) Предлоги и приставки …
8) Написание суффиксов -ек-, -ик- …
9) Прочие ошибки …
2. Выполнение заданий:
1) Выполнили все задания полностью и без ошибок …
2) Выполнили все задания полностью с ошибками …
3) Не приступили к выполнению задания …
Урок 19
работа над ошибками
Цель: развивать умения выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ типичных ошибок.
1. На доске учитель выписывает 2–3 примера наиболее распространенных ошибок, допущенных учащимися в диктанте, и вместе с детьми объясняет их правильное написание.
Например:
хищник – щн, помощник, банщик
гладкая – гладенький, мягкий – мягенький
гọлọва – головы, головка, зọлọтой – золото, позолота
2. Выполнение работы над ошибками самостоятельно.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы писать.
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладони три хлопка.
Головою три кивка.
III. Повторение правил.
– Знание каких правил пригодилось вам для написания диктанта без ошибок?
– Давайте эти правила повторим.
Игра «Эстафета правил».
(Вопросы задаются «цепочкой» и, как по эстафете, принимающий вопрос ученик отвечает на него и задает следующему ученику свой вопрос.)
Примеры вопросов:
1. Когда пишутся суффиксы
2. Как проверить безударную гласную?
3. Как проверить парную согласную?
4. Как пишутся предлоги со словами?
5. Как пишутся сочетания щн, чк?
6. Как и когда пишутся слоги «ци» и «цы»?
IV. Итог урока.
– Во всех ли ошибках разобрались?
Урок 20
учимся рассказывать о словах
Цель: формировать интерес у учащихся к историческому происхождению слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение новой темы.
– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Какая наука занимается историей слов? Кто помнит?
– Этимология. Нужно ли искать ответы на эти вопросы? Конечно, ведь, познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати. Как вы понимаете эти слова писателя? Так достаточно ли человеку знать значение слова или все-таки полезно заглянуть в его историю?
– Вы уже читали рассказ о происхождении слова «подушка», на уроке русского языка мы знакомились с историей происхождения слова «береза». Давайте попробуем рассказать по плану на с. 30 учебника, что запомнили об истории этих слов.
(Рассказ ученика с дополнениями других учащихся.)