Iii. работа над орфограммами.

– Какие орфограммы изучали, но не успели повторить?

– Надо не только знать, как решать орфографические задачи, но и уметь находить их в тексте.

Игра «Самый зоркий».

– Найти и правильно отметить опасные места в тексте (упр. 88).

– У вас получилось найти все орфограммы, а у Антона не получается. Он не может определить лишнее слово в цепочке. Помогите ему и продолжите ряд словом на нужную орфограмму.

Запись на доске:

А..ея, ч..рта, шо..е.

Расп..вают, мес..ность, п..щат.

Ябл..ко, сн..жинка, см..тана.

Ж..вёт, ж..лтый, ж..раф.

(Доказательства ребят, выбор слова в цепочке.)

Приплыли тучи дождевые:

– Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут как живые:

– Пей, рожь, пей!

(Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строчки начинают свободно встряхивать кистями рук.)

Тренировочный диктант «Проверяю себя».

(Запятые внутри предложений, как и орфограммы, желательно обсуждать после того, как учащиеся сами попробуют решить все поставленные задачи. Можно использовать «окошки». При проведении таких диктантов дети приучаются анализировать текст с орфографической и грамматической сторон.)

Я первый раз влез на велосипед и поехал. Это было чудесно! Ветерок засвистел у меня в ушах. Всё вокруг понеслось. Вот столбик, ворота, гриб от дождя, скамья, качели, две песочницы. Я уже хотел слезть на землю, но всё мчался по кругу. Как остановить машину? (44 слова.)

(Если позволит время, предложите для звукобуквенного разбора слова: I вариант – скамья, II вариант – влез.)

IV. Итог урока.

– Что необходимо знать для грамотного письма?

& Домашнее задание:

– Составьте небольшой словарный диктант из слов, изученных в 1 и 2 классах.

Урок 18
контрольный диктант по теме «повторение»

Цель: проверить знания учащихся по изученным темам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

1. Написание диктанта.

а) Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание.

б) Затем текст читается по отдельным предложениям:

Вы хотите узнать про льва? Я расскажу. Это хищник. У зверя гладкая шкура и огромная голова. На носу нашлёпка. На кончике хвоста есть кисточка. В мягких подушках на ступнях когти. Их концы кривые и острые. Я ходил в цирк и смотрел на льва через прутья клетки. Мне понравилась его походка.

(Чтение учителем текста еще раз.)

2. Предварительное объяснение написания слов: расскажу, нашлёпка.

3. Выполнение грамматических заданий.

Вариант 1.

а) Указать в четвертом предложении все орфограммы.

б) Выполнить звукобуквенный разбор слова «прутья».

Вариант 2.

а) Указать в пятом предложении все орфограммы.

б) Выполнить звукобуквенный разбор слова «якорь».

III. Итог урока.

Самопроверка.

Схема анализа контрольной работы

… класс … школа

Количество учащихся по списку …

Писали работу …

Написали без ошибок …

Написали с 1–2 ошибками …

Написали с 3–5 ошибками …

Допустили более 5 ошибок …

1. Ошибки, допущенные в диктанте:

1) Оформление предложения …

2) Пропуск, замена, вставка букв …

3) Перенос слов …

4) Звонкие и глухие согласные …

5) Безударные гласные, проверяемые ударением …

6) Непроверяемые написания …

7) Предлоги и приставки …

8) Написание суффиксов -ек-, -ик- …

9) Прочие ошибки …

2. Выполнение заданий:

1) Выполнили все задания полностью и без ошибок …

2) Выполнили все задания полностью с ошибками …

3) Не приступили к выполнению задания …

Урок 19
работа над ошибками

Цель: развивать умения выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Анализ типичных ошибок.

1. На доске учитель выписывает 2–3 примера наиболее распространенных ошибок, допущенных учащимися в диктанте, и вместе с детьми объясняет их правильное написание.

Например:

хищник – щн, помощник, банщик

гладкая – гладенький, мягкий – мягенький

гọлọва – головы, головка, зọлọтой – золото, позолота

2. Выполнение работы над ошибками самостоятельно.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы писать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладони три хлопка.

Головою три кивка.

III. Повторение правил.

– Знание каких правил пригодилось вам для написания диктанта без ошибок?

– Давайте эти правила повторим.

Игра «Эстафета правил».

(Вопросы задаются «цепочкой» и, как по эстафете, принимающий вопрос ученик отвечает на него и задает следующему ученику свой вопрос.)

Примеры вопросов:

1. Когда пишутся суффиксы

2. Как проверить безударную гласную?

3. Как проверить парную согласную?

4. Как пишутся предлоги со словами?

5. Как пишутся сочетания щн, чк?

6. Как и когда пишутся слоги «ци» и «цы»?

IV. Итог урока.

– Во всех ли ошибках разобрались?

Урок 20
учимся рассказывать о словах

Цель: формировать интерес у учащихся к историческому происхождению слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение новой темы.

– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Какая наука занимается историей слов? Кто помнит?

– Этимология. Нужно ли искать ответы на эти вопросы? Конечно, ведь, познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати. Как вы понимаете эти слова писателя? Так достаточно ли человеку знать значение слова или все-таки полезно заглянуть в его историю?

– Вы уже читали рассказ о происхождении слова «подушка», на уроке русского языка мы знакомились с историей происхождения слова «береза». Давайте попробуем рассказать по плану на с. 30 учебника, что запомнили об истории этих слов.

(Рассказ ученика с дополнениями других учащихся.)

Наши рекомендации