III. Работа с орфографическими задачами.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Ироч..ка, Серёж..нька,
Мамоч..ка, Алёшенька,
Замок, замоч..к,
Свисток, свисточ..к,
Белоч..ка, собач..ка,
Трудная задач..ка.
– Объясните свой выбор.
2. Образуйте с помощью суффиксов новые слова.
– Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем.
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
– Прочитайте еще раз задание, оцените свою работу по шкале прогноза. Как вы справитесь? Если считаете плохо, то поставьте внизу «×», если отлично, то «×» поставьте вверху, а если не знаете, то посредине.
– После проверки оценим ваш прогноз.
Запись на доске: кашель, лист, сны, цветок, мел, друг, орех, слон.
Проверка с помощью «сигнальных» карточек.
IV. Итог урока.
– У кого совпала самооценка?
– Что получилось?
& Домашнее задание: упр. 58.
– Выберите более точное название для текста.
Урок 12
открываем еще два секрета письма
Цель: дать представление детям о правописании ы после ц.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой секрет письма встречался в словах?
– Какие известные орфограммы встретились?
Это интересно!
– Огурец. Нам сейчас кажется, что этот овощ всегда рос на наших огородах. На самом же деле это далеко не так. Слову огурец предшествовало слово, уже давно исчезнувшее, – агурос. Оно связано со словом аорос (неспелый). Действительно, в отличие от своих близких родичей арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Вот почему они и названы «огурцами».
– У Н. Носова есть рассказ с таким же названием «Огурцы».
– Что можно сказать об этих словах огурец – огурцы? (Слово в единственном и множественном числе.)
III. Сообщение новой темы.
– Запишите отгадки во множественном числе.
1. Летом серый,
Зимой белый,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц – зайцы.)
2. Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь.
(Ящерица – ящерицы.)
3. У нашей Федоры
Такие узоры:
Ветер подует –
Спина голая будет.
(Курица – курицы.)
– Всегда ли в слоге цы пишется ы?
– Назовите тему нашего урока.
– Два урока назад мы знакомились с секретом суффиксов и а сегодня свои секреты откроет нам слог цы.
IV. Работа по теме урока.
1. Запись на доске: цы ци
– Прочитайте. Как они произносятся? (Одинаково.)
– А как пишутся? (По-разному.)
– В чем секрет?
Таблица слов со слогами цы и ци
– Какой звук слышится после «ц»? ([ы])
– А почему же в одних случаях пишется буква ы, а в других и?
Знакомство с правилом на с. 21–22.
2. Классификация слов с цы и ци.
(Доска делится на II части и заполняется вместе с учителем.)
Пишется после ц «ы» | Пишется после ц «и» |
1. В окончаниях слов. 2. В словах-исключениях. | Во всех остальных случаях |
– Поможет запомнить слова-исключения следующее предложение, так как в него вошли все слова, в корнях которых после ц всегда пишется ы:
Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»
3. Письмо по памяти.
На ц..поч..ках приходит в ц..рк
Ц..ган и начинает танц..,
А на арене м..л..дц..
Надели на ц..плёнка панц..рь.
(Учащиеся заранее объясняют все орфограммы и только после этого пишут по памяти.)
4. Вставьте пропущенные слова.
Черепаху защищает крепкий ________.
Наука о лечении называется ________.
________ по осени считают.
Значок для обозначения числа называется ________.
V. Итог урока.
– О каком секрете слога цы вы узнали?
& Домашнее задание: упр. 61.
– Отметьте «окошком» ту орфограмму, с которой не смогли справиться.
Урок 13
открываем еще два секрета письма
Цель: формировать умение детей правильно писать слова со слогами цы и ци.
Ход урока
I. Организационный момент.