III. Работа с орфографическими задачами.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Ироч..ка, Серёж..нька,

Мамоч..ка, Алёшенька,

Замок, замоч..к,

Свисток, свисточ..к,

Белоч..ка, собач..ка,

Трудная задач..ка.

– Объясните свой выбор.

2. Образуйте с помощью суффиксов новые слова.

– Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем.

Как же долго мы сидели,

Наши руки онемели,

Наши ноги затекли,

Ими топнем: раз, два, три!

– Прочитайте еще раз задание, оцените свою работу по шкале прогноза. Как вы справитесь? Если считаете плохо, то поставьте внизу «×», если отлично, то «×» поставьте вверху, а если не знаете, то посредине.

– После проверки оценим ваш прогноз.

Запись на доске: кашель, лист, сны, цветок, мел, друг, орех, слон.

Проверка с помощью «сигнальных» карточек.

IV. Итог урока.

– У кого совпала самооценка?

– Что получилось?

& Домашнее задание: упр. 58.

– Выберите более точное название для текста.

Урок 12
открываем еще два секрета письма

Цель: дать представление детям о правописании ы после ц.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какой секрет письма встречался в словах?

– Какие известные орфограммы встретились?

Это интересно!

– Огурец. Нам сейчас кажется, что этот овощ всегда рос на наших огородах. На самом же деле это далеко не так. Слову огурец предшествовало слово, уже давно исчезнувшее, – агурос. Оно связано со словом аорос (неспелый). Действительно, в отличие от своих близких родичей арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Вот почему они и названы «огурцами».

– У Н. Носова есть рассказ с таким же названием «Огурцы».

– Что можно сказать об этих словах огурец – огурцы? (Слово в единственном и множественном числе.)

III. Сообщение новой темы.

– Запишите отгадки во множественном числе.

1. Летом серый,

Зимой белый,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц – зайцы.)

2. Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь.

(Ящерица – ящерицы.)

3. У нашей Федоры

Такие узоры:

Ветер подует –

Спина голая будет.

(Курица – курицы.)

– Всегда ли в слоге цы пишется ы?

– Назовите тему нашего урока.

– Два урока назад мы знакомились с секретом суффиксов и а сегодня свои секреты откроет нам слог цы.

IV. Работа по теме урока.

1. Запись на доске: цы ци

– Прочитайте. Как они произносятся? (Одинаково.)

– А как пишутся? (По-разному.)

– В чем секрет?

Таблица слов со слогами цы и ци

– Какой звук слышится после «ц»? ([ы])

– А почему же в одних случаях пишется буква ы, а в других и?

Знакомство с правилом на с. 21–22.

2. Классификация слов с цы и ци.

(Доска делится на II части и заполняется вместе с учителем.)

Пишется после ц «ы» Пишется после ц «и»
1. В окончаниях слов. 2. В словах-исключениях. Во всех остальных случаях

– Поможет запомнить слова-исключения следующее предложение, так как в него вошли все слова, в корнях которых после ц всегда пишется ы:

Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»

3. Письмо по памяти.

На ц..поч..ках приходит в ц..рк

Ц..ган и начинает танц..,

А на арене м..л..дц..

Надели на ц..плёнка панц..рь.

(Учащиеся заранее объясняют все орфограммы и только после этого пишут по памяти.)

4. Вставьте пропущенные слова.

Черепаху защищает крепкий ________.

Наука о лечении называется ________.

________ по осени считают.

Значок для обозначения числа называется ________.

V. Итог урока.

– О каком секрете слога цы вы узнали?

& Домашнее задание: упр. 61.

– Отметьте «окошком» ту орфограмму, с которой не смогли справиться.

Урок 13
открываем еще два секрета письма

Цель: формировать умение детей правильно писать слова со слогами цы и ци.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации