Глава 2. Единобожие в божественности. Часть 2.

Тема 4. Многобожие, неверие и их виды.

Тема 5. Притязания на знание сокровенного и то, что связано с этим.

1. Колдовство.

2. Астрология.

3. Гадание по направлению полета птиц и по черточкам на земле.

4. Предсказания.

5. Каббала.

6. Гадание по ладони, по кофейной гуще и т.п.

7. Призывание духов.

8. Суеверие.

Тема 4. Многобожие, неверие и их виды.

Вне всякого сомнения, ознакомление с многобожием и неверием, причинами их появления, путями, которые приводят к ним, и их разновидностями приносит мусульманину большую пользу. Он изучает их для того, чтобы уберечься от того зла, которое кроется позади этого, и чтобы спастись от этого несчастья. Пречистый Аллах любит, когда люди изучают пути, ведущие к истине, чтобы возлюбить их и следовать ими. Он также любит, когда они изучают пути, ведущие ко лжи и пороку, чтобы сторониться их и ненавидеть их. От мусульманина требуется не только изучение путей, ведущих к добру, чтобы он мог воплощать в жизнь эти знания, но и изучение путей, ведущих ко злу, чтобы он остерегался их. В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится хадис Хузейфы бин аль-Йамана: «Люди спрашивали посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о добре, а я спрашивал его о зле, опасаясь того, что оно настигнет меня».«Сахих аль-Бухари» (7084), «Сахих Муслим» (1847).

Умар бин аль-Хаттаб говорил: «Узы ислама разрушатся одна за другой, когда в исламской среде вырастут люди, не знакомые с невежеством».

Священный Коран переполнен аятами, разъясняющими, что такое многобожие и неверие, предостерегающими от этих грехов, указывающими на те ужасные последствия, которыми они чреваты в этом мире и в будущей жизни. Более того, все это является одной из величайших задач Священного Корана и пречистой Сунны, как сказал об этом Всевышний: «Таким образом Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников» (аль-Ан’ам, 55).

Далее мы обсудим несколько важных вопросов, связанных с этой темой.

Многобожие.

а) Определение.

Арабское слово «ширк» означает «уравнивание двух вещей». В шариате же оно приобрело два значения: общее и частное.

1. В общем смысле под многобожием подразумевается равнение творений с Пречистым Аллахом в том, что является особенностью одного Аллаха. Такое многобожие проявляется в трех формах:

Первая форма – приобщение сотоварищей к Аллаху в господстве, то есть равнение творений с Аллахом в том, что является особенностью Господа, или приписывание какого-либо из этих качеств кому-либо, кроме Него. К этим качествам относятся сотворение, ниспослание удела, умерщвление, управление вселенной и т.п.

Всевышний сказал: «Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме Него! До чего же вы отвращены от истины!» (Фатыр, 35).

Вторая форма– приобщение сотоварищей к Аллаху в обладании божественными именами и качествами, то есть равнение творений с Аллахом в каком-либо из этих имен и качеств. Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11).

Третья форма – приобщение сотоварищей к Аллаху в обожествлении, то есть равнение творений с Аллахом в том, что является исключительным правом Бога. Это относится к намазу, посту, молитве, мольбе о спасении, жертвоприношении, обету и т.п.

Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (аль-Бакъара, 165).

2. В частном смысле под многобожием понимается приобщение к Аллаху равных, к которым взывают так, как взывают к Нему, которых просят о заступничестве так, как просят Его, на которых надеются так, как надеются на Него, которых любят так, как любят Его. Это значение первым приходит на ум при упоминании слова многобожие, когда оно встречается в текстах Корана и Сунны.

б) Доказательства порочности многобожия и разъяснение его опасности.

Священные тексты содержат разного рода свидетельства порочности многобожия, предостережения от него, разъяснения его опасности и того скверного конца, который ожидает многобожников как в этом мире, так и в последней жизни.

1. Пречистый Аллах сообщил, что приобщение сотоварищей к Нему является единственным грехом, который прощается только тому, кто раскаялся в этом перед смертью. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) гре­хи, кому пожелает» (ан-Ниса, 48).

2. Аллах пояснил, что многобожие является величайшей несправедливостью. Всевышний сказал: «…многобожие является великой несправедливостью» (Лукман, 13).

3. Аллах сообщил, что этот грех губит остальные деяния. Всевышний изрек: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (аз-Зумар, 65).

4. Аллах охарактеризовал многобожие как умаление достоинств Господа миров и равнение с Ним творений. Всевышний сказал о мучениках Ада: «Препираясь там, они скажут: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» (аш-Шуара, 96-98).

5. Аллах также сообщил, что умерший приобщающим сотоварищей к Аллаху будет навечно ввергнут в Геенну. Всевышний изрек: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (аль-Маида, 72).

Существуют и другие виды доказательств на эту тему, которых в Священном Коране очень много.

в) Причина возникновения многобожия.

Основой многобожия и причиной его возникновения в среде потомков Адама является чрезмерное возвеличивание, восхваление и прославление почитаемых праведников. Всевышний Аллах сказал: «Они сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра». Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же беззаконникам ничего, кроме заблуждения!» (Нух, 23-24).

Так звали праведников, живших в народе Нуха. Когда они умерли, люди изготовили статуи с их изображением и нарекли их этими именами. Они сделали это для того, чтобы возвеличить своих праведников, увековечить память о них и помнить об их превосходстве. Однако именно это привело к тому, что они начали поклоняться им.

Это подтверждается следующим рассказом Ибн ‘Аббаса: «Идолы, которым поклонялся народ Нуха, позднее появились в среде арабов. Вадду поклонялось племя Килаб в Даумат аль-Джандале, Суве – племя Хузейл. Йагусу сначала поклонялось племя Мурад, а затем – Бану Гатыф в местечке Джауф, возле Сабы. Йауку поклонялось племя Хамдан, а Наср находился у химьяритов, в семье Зуль-Кила. Именами этих идолов звали праведных мужей из народа Нуха. Когда они умерли, сатана внушил их соплеменникам воздвигнуть истуканов в местах, где они часто сидели, и назвать этих истуканов их именами. Они сделали это, но тогда никто еще не поклонялся им. Когда же это поколение умерло и исчезло знание, [В частности, знание о том, для чего были созданы эти статуи] им стали поклоняться». [«Сахих аль-Бухари» (4920)]

Ибн Джарир ат-Табари в толковании высказывания Аллаха «Они сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов…» передал следующие слова Мухаммада бин Кейса: «Они были праведниками из числа потомков Адама, и их последователи брали с них пример. Когда же они умерли, сподвижники, бравшие с них пример, сказали: «Если мы создадим их изображения, то воспоминания о них будут возбуждать в нас еще большее желание поклоняться Аллаху». Они создали их изображения; когда же они умерли, и их сменило другое поколение, Иблис подполз к ним и сказал: «Они поклонялись им, и благодаря им проливался дождь». Так люди начали поклоняться им». [«Тафсир ат-Табари» (12/254)]

Таким образом, их поступок объединил в себе сразу два искушения. Во-первых, они стали собираться у их могил; во-вторых, они создали статуи с их изображениями, поместили их в местах своих собраний и стали сидеть возле них. Это привело к тому, что человечество впервые в своей истории начало приобщать сотоварищей к Аллаху, и поэтому эти два деяния являются величайшими предпосылками к возникновению многобожия во все времена и в любой стране.

г) Виды многобожия.

Многобожие делится на два вида: великое и малое.

1. Великое многобожие – это приписывание Аллаху равного и поклонение ему так же, как Аллаху. Такое многобожие выводит из лона ислама и губит все остальные деяния. Если же человек умрет, не покаявшись в нем, то он вечно пребудет в Геенне. Там с ним не покончат, чтобы он мог умереть, и мучения его нисколько не будут облегчены.

Наши рекомендации