Обстоятельства ниспослания аятов.
Ибн Хабиб ан-Нишапури в книге «ат-Танбих аля Фадль Улум аль-Куран» сказал: «Среди наук о Коране одной из самых благородных является наука о ниспослании и его аспектах. Она изучает порядок того, что ниспослано в Мекке и Медине, что ниспослано в Мекке, но считается мединским, что ниспослано в Медине, но считается мекканским, что ниспослано в Мекке о мединцах, что ниспослано в Медине о мекканцах, что из мединского похоже на ниспосланное в Мекке, что из мекканского похоже на ниспосланное в Медине, что ниспослано в аль-Джухфе, что ниспослано в Иерусалиме, что ниспослано в Таифе, что ниспослано в Худейбийе, что ниспослано ночью, что ниспослано днем, что ниспослано в сопровождении многих, что ниспослано само по себе, мединские аяты в мекканских сурах, мекканские аяты в мединских сурах, что было отвезено из Мекки в Медину, что было отвезено из Медины в землю Абиссинии, что ниспослано сжатым, что ниспослано растолкованным, что вызывало споры, когда одни говорили – мединское, а другие – мекканское. Всего получается двадцать пять аспектов. И кто не знает или не различает их, тому не следует говорить что-либо о писании Всевышнего Аллаха». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 31-32.
Наука о ниспослании Корана позволяет понять причину и смысл ниспослания того или иного религиозного предписания, уточнить его характер и устранить неясности. Аль-Вахиди сказал: «Невозможно толковать аят, не узнав связанной с ним истории и не выяснив все о его ниспослании». Ибн Дакик аль-Ид говорил: «Выяснение обстоятельств ниспослания – это надежный путь к тому, чтобы понять смыслы Корана». Ибн Теймиййа же говорил: «Знание обстоятельств ниспослания помогает понять аят. Наука об условии передает свое наследство науке об обусловленном». Об этом сообщили Ахмад, ан-Насаи и другие. См. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 114.
В подтверждение сказанному приведем несколько примеров. Передают, что Усман б. Мазун и Амр б. Мадикариб считали, что вино разрешено, ссылаясь на слова Аллаха: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния». Сура «аль-Маида», аят 93.
Впоследствии, когда им разъяснили истину, они покаялись в этих воззрениях. А ведь если бы они знали обстоятельства ниспослания этого аята, они не допустили бы этой ошибки. Дело же обстояло следующим образом. Когда было запрещено вино, люди спросили: «А что же с теми, кто был убит на пути Аллаха или умер, но пил вино, эту мерзость?» И тогда был ниспослан аят. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 115.
В качестве еще одного примера можно привести аят: «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий». Сура «аль-Бакара», аят 115.
Если исследовать смысл этого аята, не обращая внимания на обстоятельства его ниспослания, то получается, что поворачиваться лицом к кибле во время намазов необязательно. Однако при изучении обстоятельств его ниспослания выясняется, что он был ниспослан по поводу добровольных намазов в пути или по поводу того, кто не знает точного направления киблы. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 208-211.
Наука об обстоятельствах ниспослания также позволяет избежать ошибок тогда, когда аят, на первый взгляд, содержит ограничение. Например, Всевышний сказал: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенноемясо животных, заколотых не ради Аллаха». Сура «аль-Анам», аят 145.
Из этого аята не следует, что мусульманам позволено употреблять в пищу все, кроме перечисленных вещей, потому что он был ниспослан не для установления религиозных ограничений, а в ответ на ошибочные утверждения язычников. Аллах словно упрекнул язычников, что именно то, что они разрешали употреблять в пищу, было в действительности запрещено.
Имам аш-Шафии по этому поводу сказал: «Неверующие запрещали то, что Аллах разрешил, и разрешали то, что Аллах запретил, погрязнув в упрямстве и противостоянии. И этот аят был ниспослан как возражение против их намерения». Всевышний как будто сказал: «Не осталось дозволенного, которое бы вы не запретили, и запретного, которое бы вы не разрешили». Вот похожая ситуация. Тебе говорят: «Ты не ел сегодня сладости», – а ты отвечаешь: «Я не ел сегодня ничего, кроме сладостей». Твоя цель при этом – не отрицание, а утверждение истины. Ты просто возражаешь. Всевышний как бы сказал: «Нет запретного, которого бы вы не разрешили: мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, что забито не ради Аллаха». Он не имеет в виду, что все остальное разрешается употреблять в пищу, так как цель – подтверждение запрета, а не утверждение дозволенного». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 116.
Богословы расходились во мнениях и относительно того, определяется ли кораническое назидание общим смыслом слов или конкретным поводом ниспослания.
Наиболее достоверным является первое мнение, поскольку многие религиозные предписания были ниспосланы по поводу каких-либо сподвижников, после чего они были распространены на всех остальных мусульман. Например, аят о языческом обряде отречения от жен (зихар) был ниспослан по поводу Саламы б. Сахра, аят о взаимном проклятии (лиан) по поводу Хилала б. Умеййи, аят о мере наказания клеветников по поводу тех, кто оклеветал мать правоверных Аишу. И хорошо известно, что ниспосланные в них предписания сохраняют свою силу по сей день.
Таким образом, если аят, ниспосланный по конкретному поводу, содержит в себе повеление или запрет, то он распространяется и на того человека, и на других, подобных ему, и если содержит сообщение, похвалу или порицание, то и оно распространяется и на того человека, и на тех, кто подобен ему.
Следует знать, что некоторые аяты ниспосылались более одного раза. И хотя это мнение разделяли не все богословы, в том числе толкователь и законовед маликитского толка Абу аль-Хусейн аль-Кинди, большинство считало, что утверждение о том, что некоторые аяты ниспосылались более одного раза, справедливо.
Таким образом, например, обстоят дела с сурой «аль-Фатиха», поскольку есть доказательства того, что она была ниспослана как в мекканский период, так и после переселения в Медину. В пользу первого утверждения свидетельствуют, например, слова Убады: «Сура, открывающая писание, была ниспослана в Мекке». Этот хадис передал Ибн аль-Анбари в книге «аль-Масахиф». См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 39.
Передают также, что Али б. Абу Талиб сказал: «Сура, открывающая писание, была ниспослана в Мекке из сокровищницы под Троном». Этот хадис передали аль-Вахиди в книге «Асбаб ан-Нузул» и ас-Саалаби в своем толковании. См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 39.
О повторном ниспослании «аль-Фатихи» после хиджры свидетельствует целый ряд достоверных хадисов. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды, когда мы находились рядом с посланником Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), возле него был Джибрил. Тут мы услышали скрип на небесах, и Джибрил поднял взор на небо и сказал: «Это на небесах открылась дверь, которая не открывалась никогда прежде». Через нее спустился ангел, который явился к пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые получил ты и которые не получал никто прежде! Это – сура «аль-Фатиха» и последние аяты суры «аль-Бакара», и ты непременно получишь все, что попросишь в них». Этот хадис передали Муслим и ан-Насаи, и текст хадиса принадлежит ан-Насаи. См. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 19.
В толкованиях Корана также приводятся хадисы о том, что более одного раза была ниспослана и сура «аль-Ихлас». Похожих примеров в священном Коране много.
Причиной ниспослания аята или суры может быть вопрос или событие, требующие ниспослания какого-либо аята, который прежде уже был ниспослан. И тогда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), получал в откровение тот самый аят как еще одно напоминание людям.
Некоторые богословы отмечали, что повторно могли быть ниспосланы аяты, допускающие два или более чтения. В пользу этого свидетельствует хадис Убеййа б. Кааба, в котором сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «О Убейй! Мне было велено читать Коран на одном чтении. Я же попросил облегчения для моих последователей. Во второй раз мне было позволено читать Коран на двух чтениях. Я опять попросил облегчения для моих последователей, и в третий раз мне было сказано: «Читай Коран на семи чтениях, и за каждый раз, что тебе было позволено заступаться за них, ты можешь обратиться ко Мне с просьбой». Тогда я сказал: «О Аллах, прости моих последователей! О Аллах, прости моих последователей!» А третью просьбу я оставил на тот день, когда ко мне устремятся все люди, даже Ибрахим» Этот хадис передали Муслим и ан-Насаи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 361.