Разделение Корана на суры и аяты.
Священный Коран состоит из тридцати частей (джуз), каждая из которых в свою очередь делится еще на две части (хизб). Каждый хизб состоит из четырех четвертей (руб). Однако самостоятельной единицей священного писания является сура.
Это арабское слово означает «высокое место». Оно произошло от слова «сур», которое означает «забор». Согласно одному толкованию, причина этого заключается в том, что забор состоит из кирпичей, которые лежат один на другом, поддерживают друг друга и позволяют достичь требуемой высоты. В коранических сурах слова и аяты складываются вместе до тех пор, пока они не достигают того количества, которое угодно Аллаху. Согласно другому толкованию, это объясняется тем, что заборы характеризуются высотой материальной, тогда как коранические суры характеризуются духовным величием.
Разделение Корана на суры, которые отличаются друг от друга, в том числе размером и количеством аятов, заключает в себе великий смысл.
Во-первых, это облегчает запоминание Корана и осмысление его значений. Выучив суру целиком, человек ощущает, что он выучил самостоятельную часть писания, которая не зависит от остальных его частей. А если бы Коран представлял собой единый текст, то людям было бы трудно заучивать его наизусть и вникать в его смысл.
Во-вторых, разделение священного Корана на суры указывает на суть и содержание отдельных частей откровения. Так, одна сура целиком провозглашает единобожие, другая подтверждает истинность пророческих посланий и защищает посланников, третья повествует о неизбежном воскрешении и т.д.
В-третьих, разделение Корана на суры является еще одним вызовом, брошенным тем, кто отказывается уверовать в божественное происхождение этого писания. Тем самым, Всевышний Аллах словно сказал им: «Попытайтесь создать нечто подобное этим сурам! Вы никогда не сумеете сделать это! Большой размер не является обязательным условием для того, чтобы сура показалась чудесной, и маленький размер не является препятствием для того, чтобы бросить вам вызов».
Коран начинается сурой «аль-Фатиха» и заканчивается сурой «ан-Нас», и каждая, даже самая короткая кораническая сура, является чудесной и неповторимой. Самой короткой является сура «аль-Каусар», состоящая из трех аятов. А самой длинной является сура «аль-Бакара», которая состоит из двухсот восьмидесяти шести аятов, большинство из которых являются длинными. Более того, она же содержит самый длинный коранический аят – аят о долге. Всего в писании Аллаха – сто четырнадцать сур.
Богословы делят все суры Корана на четыре группы. К первой относятся так называемые длинные суры (со второй по девятую), ко второй – состоящие приблизительно из ста аятов (с десятой по тридцать пятую), к третьей – часто повторяемые (с тридцать шестой по сорок девятую), и к четвертой – так называемые расчлененные суры (с пятидесятой по сто четырнадцатую). Эта классификация опирается на хадис о том, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Вместо Таурата мне были дарованы семь длинных сур, вместо Забура мне были дарованы суры, состоящие из около ста аятов, вместо Инджила мне были дарованы часто повторяемые суры, и вдобавок к этому я получил расчлененные суры». Этот хадис передали ат-Табарани и аль-Бейхаки. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (1059).
Слово «аят» («знамение») в арабском языке используется в различных значениях. В священном Коране оно также употребляется в нескольких значениях.
Во-первых, оно означает «чудо». Всевышний сказал: «Спроси сынов Исраила(Израиля), сколько ясных знамений Мы ниспослали им». Аль-Бакара 2:211.
Во-вторых, оно означает «признак». Всевышний сказал: «Знамением его царствия станет то, что к вам явится сундук с миром от вашего Господа». Аль-Бакара 2:248.
В-третьих, оно употребляется в значении «назидание». Всевышний сказал: «Воистину, в этом – знамение, но большинство их не стали верующими». Аш-Шуара 26:8.
Таким образом, аяты получили такое название, потому что они подчеркивают заключенный в них смысл и указывают на то, что они отделены от предыдущих и последующих аятов.
Поскольку во времена пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), аяты в коранических записях не отделялись друг от друга значками, как это делается в настоящее время, между богословами были разногласия по поводу количества аятов в Коране. Жители Мекки опирались на подсчет Муджахида б. Джабра и Абдуллаха б. Касира; жители Медины – на подсчет Абу Джафара и Шейбы б. Нассаха, жители Куфы – на подсчет Абу Абд ар-Рахмана ас-Сулами, который ссылался на Али б. Абу Талиба; жители Басры – на подсчет Асыма б. Меймуна аль-Джахдари, который по приказу аль-Хаджжаджа б. Йусуфа сосчитал количество аятов вместе с аль-Хасаном аль-Басри и Насром б. Асымом аль-Лейси; жители Шама – на подсчет Абдуллаха б. Асыма аль-Йахсаби. Все они сошлись на том, что в Коране больше шести тысяч двухсот аятов. В более точных подсчетах между ними не было единства. Абу Джафар, например, считал, что в Коране 6210 аятов, а Шейба – что их 6214. Эти цифры не имеют принципиального значения, потому что они касаются не самого текста откровений, а лишь того, как его следует разделять на аяты. Ибн аль-Джаузи, «Аджаиб Улум аль-Куран», стр. 124-131.
Уместно добавить, что, согласно расчетам Аты б. Йасара, в священном Коране 77439 слов. Об этом сообщил аль-Фадль б. Шазан. Что же касается количества букв в Коране, то Абдуллах б. Касир рассказывал, что Муджахид сказал: «Мы насчитали в Коране 321180 букв». Аль-Фадль б. Ата сказал, что священный Коран включает в себя 323015 букв. По этому поводу есть и другие сообщения. И поскольку в ранний период становления ислама арабская письменность еще не была стандартизирована, и некоторые буквы опускались при письме, расчеты знатоков Корана различались. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 13.
Между богословами нет разногласий по поводу того, что аяты располагаются в сурах в той последовательности, которая была продиктована посланником Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). Это упорядочивание аятов Корана под руководством пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), называлось «таукифом». Ранее мы уже приводили хадис Ибн Аббаса о том, что Усман б. Аффан сказал: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу, и посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ниспосылась какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 29].
А в предании, рассказанном Саидом б. Джубейром со слов Ибн Аббаса, говорится: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), не знал о завершении суры, пока ему не ниспосылались слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Когда же они ниспосылались, он узнавал, что сура уже завершена». [Этот хадис передал Абу Давуд и аль-Хаким, причем последний назвал цепочку его рассказчиков достоверной в соответствии с требованиями аль-Бухари и Муслима, и с ним согласился аз-Захаби. См. Аль-Багави, «Шарх ас-Сунна», т. 4, стр. 522].
Из этого следует, что запрещается читать аяты Корана в иной последовательности, помимо той, которая была указана пророком, например, читать аяты какой-либо суры с конца до начала.
Что же касается порядка сур в Коране, то богословы разошлись во мнениях относительно того, был ли он определен при жизни пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует).
Следует знать, что упорядочивание сур в Коране принято называть «талиф». Одни ученые считали, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сам приказал расположить суры в таком порядке, и в пользу этого может свидетельствовать предъявление Корана в рамадане. Имам аль-Багави писал: «Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), обучал сподвижников располагать ниспосылаемые коранические откровения в той последовательности, в которой они сейчас расположены в наших экземплярах Корана. Его же этому обучал Джибрил». Аль-Багави, «Шарх ас-Сунна», т. 4, стр. 521-522.
Однако, скорее всего, во время предъявления Корана аяты читались в порядке их ниспослания. Поэтому многие богословы считали, что порядок расположения коранических сур сподвижники устанавливали, опираясь на самостоятельное суждение (иджтихад).
В пользу этого свидетельствует тот факт, что расположение сур в свитках некоторых сподвижников отличалось от такового в кодексе Усмана. Различия в расположении сур между свитками сподвижников были незначительными. Известно, что в кодексе Усмана суры располагаются не по порядку их ниспослания. На первом месте стоит сура «аль-Фатиха», за ней следуют «аль-Бакара», «Аль Имран», «ан-Ниса» и т.д. В то же время в свитке Убеййа б. Кааба после суры «аль-Фатиха» находились суры «аль-Бакара», «ан-Ниса» и «Аль Имран». По некоторым сведениям, в свитке Али б. Абу Талиба суры располагались в порядке их ниспослания.
В пользу этого также свидетельствуют несколько преданий. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Я спросил Усмана: «Почему вы поместили рядом суру «аль-Анфаль», которая относится к часто повторяемым сурам, и суру «ат-Тауба», которая относится к ясным сурам, и не поместили между ними строки «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»?» Вы фактически отнесли ее к семи самым длинным сурам». Он ответил: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу, и посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ниспосылась какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то». Сура «аль-Анфаль» была одной из первых сур, ниспосланных в Медине, а сура «Бараат» была ниспослана в конце, но их содержание настолько похоже, что я думал, что она является ее продолжением. Но посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), скончался, так и не сказав нам, что она является ее продолжением». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 53].
Из этого хадиса совершенно ясно, что последовательность аятов в сурах была установлена самим пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), тогда как при определении расположения суры в писании Аллаха сподвижники иногда прибегали к самостоятельным суждениям.
В другом хадисе, переданном Ахмадом, Абу Давудом и другими со слов Ауса б. Абу Ауса ас-Сакафи, говорится: «Я был в составе делегации сакифитов, обратившихся в Ислам… Посланник Аллаха сказал нам: «Мне хотелось прочесть положенную мне часть Корана, и я решил не выходить, пока не закончу ее». Тогда мы спросили у сподвижников посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует): «Как вы делите Коран на части?» Они сказали: «Мы объединяем в части три суры, пять сур, семь сур, девять сур, одиннадцать сур, тринадцать сур, а часть, состоящая из расчлененных сур, включает в себя суры от «Каф» до конца Корана». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 54.
Из этого хадиса следует, что порядок расположения многих сур был установлен еще при жизни пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Но существует предположение, что эта последовательность была установлена только для так называемых «расчлененных» сур, к которым относятся все суры от «Каф» до конца Корана.
В любом случае, порядок сур в кодексе Усмана является наилучшим, поскольку с ним согласилось большинство сподвижников. Это подтверждается и следующим хадисом, переданным со слов Йусуфа б. Махака. Он рассказывал, что находился возле матери правоверных Аиши, когда к ней подошел мужчина из Ирака и спросил: «Какой саван лучше?» Она ответила: «Горе тебе! Разве он может навредить тебе?» Он сказал: «О мать правоверных! Покажи мне свой свиток Корана». Она спросила: «Зачем?» Он сказал: «Я хочу составить по нему свой Коран, потому что в моем нет порядка». Она сказала: «Нет никакой разницы, что ты будешь читать прежде, потому что самой первой была ниспослана одна из коротких сур, в которой упоминается о Рае и Аде. Когда же люди обратились в Ислам, были ниспосланы откровения о дозволенном и запрещенном. Если бы вначале был ниспослан запрет на употребление вина, то они бы сказали: «Мы никогда не откажемся от вина!» И если бы вначале был ниспослан запрет на прелюбодеяние, то они бы сказали: «Мы никогда не прекратим прелюбодействовать!» Но в Мекке Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), было ниспослано: «Час является назначенным для них сроком, и Час этот – самый тяжкий, самый горький». Сура “аль-Камар”, аят 46.
Я тогда была еще девочкой и любила играться. А вот сура «аль-Бакара» была ниспослана ему, когда я уже жила с ним». Затем она вытащила свиток Корана и продиктовала ему аяты коранических сур. Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 49.
Комментаторы хадисов отмечали, что человек, который подошел к Аише, был жителем Ирака и обучался Корану по свитку Ибн Масуда. Известно, что Ибн Масуд отказался уничтожить свои записи, когда Усман разослал размноженные экземпляры Корана в провинции. Тем не менее, мусульманам было известно, что последовательность сур в его свитке была несовершенной, и поэтому тот мужчина сказал, что в его свитке нет порядка. Возможно также, что он попросил Аишу разъяснить ему не только порядок сур в Коране, но и начало и конец коранических аятов, потому что в хадисе сообщается, что она продиктовала ему аяты сур. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 50.
Из всего сказанного следует, что порядок расположения некоторых сур был определен самим пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), тогда как последовательность остальных сур установили сподвижники, опираясь на самостоятельное суждение. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Ибн Баттал сказал: «Мы не знаем никого, кто считал бы обязательным соблюдать последовательность сур при чтении Корана в намазе или в другое время. Напротив, разрешается читать, например, суру «аль-Кахф» до суры «аль-Бакара», а суру «аль-Хаджж» до суры «аль-Кахф». Что же касается того, что ранние богословы запрещали читать Коран в обратном порядке, то под этим подразумевается чтение аятов одной суры в обратном порядке. Некоторые люди поступали так, читая касиды, чтобы их можно было легче заучить и чтобы они легче ложились на язык. Но ранние богословы запретили читать Коран таким образом». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 50.
Хронология Корана.
Период пророческого служения делится на две части хиджрой – переселением пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), вместе с небольшой группой единоверцев из Мекки в расположенный неподалеку город Ясриб, который впоследствии стал называться Мединой – городом пророка. Как отмечают историки, хиджра стала важной вехой в истории Ислама. Она отделяет период Ислама слабого и гонимого от Ислама торжествующего, и не случайно, что именно хиджра стала началом мусульманского летоисчисления. Она же разделила историю ниспослания Корана на два больших периода – мекканский и мединский.
Согласно наиболее распространенному мнению, мекканским является то, что было ниспослано до переселения в Медину, а мединским – все, что было ниспослано после переселения, независимо от того, где это произошло, даже если это произошло в самой Мекке в год ее покорения или во время прощального паломничества.
Усман б. Саид ар-Рази передал слова Йахйи б. Салламы: «Ниспосланное в Мекке или по пути в Медину до того, как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), прибыл туда, считается мекканским, а ниспосланное пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), во время его поездок после того, как он прибыл в Медину, считается мединским».
Согласно другому мнению, мекканским считается ниспосланное в Мекке, даже если это произошло после переселения, а мединским – ниспосланное в Медине. В таком случае выделяется еще и группа аятов, ниспосланных в пути, которая не относится ни к мекканским, ни к мединским аятам. Эти откровения были ниспосланы в аль-Джухфе, Таифе, Иерусалиме, Худейбийе, Мине, Арафате, Усфане, Табуке, Бадре, Ухуде, Хире и Хамра аль-Асаде.
Согласно третьему мнению, мекканским является то, что было обращено к мекканцам, а мединским – то, что обращено к мединцам. В пользу этого свидетельствуют слова, переданные от Ибн Масуда.
Предания о том, где и при каких обстоятельствах были ниспосланы коранические откровения, передавались сподвижниками пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), многие из которых были свидетелями этого.
Аль-Бухари, например, передал слова Ибн Масуда: «Клянусь Тем, кроме Кого нет иного божества, в Писании Всевышнего Аллаха нет аята, о котором я не знал бы, о ком и где он ниспослан». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.
Имам ас-Суйути в книге «аль-Иткан фи Улум аль-Куран» привел восемь списков, в которых коранические суры поделены на мекканские и мединские. В одних списках перечисляются суры обеих групп, а в других упоминаются только мединские суры.
В хронологической последовательности эти списки располагаются следующим образом:
1) список Абу Убейда (умер в 838 г.) из книги «Фадаил аль-Куран» от Али б. Абу Тальхи, ученика Ибн Аббаса;
2) список Ибн ад-Дурейса (умер в 906 г.) из книги «Фадаил аль-Куран» от Ибн Аббаса;
3) список Абу Бакра б. аль-Анбари (умер в 940 г.) от Катады;
4) список Абу Джафара ан-Наххаса (умер в 950 г.) из книги «ан-Насих ва аль-Мансух» через Муджахида от Ибн Аббаса;
5) список аль-Байхаки (умер в 1066 г.) из книги «Далаил ан-Нубувва» от Икримы;
6) список Ибн аль-Хассара (умер в 1214 г.) из книги «ан-Насих ва аль-Мансух»;
7) список аль-Бурхана аль-Джабари (умер в 1332 г.) из его касыды от Джабира б. Зейда;
8) список Абу Бакра Мухаммада б. аль-Хариса б. Абьяда от Джабира б. Зейда.
Последний список – неполный, в нем всего 18 мединских сур. В остальных списках число мединских сур варьирует от 24 до 28.
Особый интерес представляет один из наиболее поздних списков – список Ибн аль-Хассара. Он делит мединские суры на двадцать тех, относительно которых все согласны, и двенадцать тех, о которых существуют разногласия. Пятнадцать из двадцати безусловных, по его мнению, мединских сур присутствуют во всех списках, упомянутых имамом ас-Суйути. Остальные пять отсутствуют только в одном списке из семи оставшихся: одна (№ 8) – в списке Ибн аль-Анбари; одна (№ 24) – в списке аль-Джабари, три (№ 49, 62, 63) – в самом раннем списке Абу Убейда, который относится к тому времени, когда мусульманская традиция находилась еще на стадии формирования.
Из двенадцати спорных, по мнению Ибн аль-Хассара, мединских сур, выделяются еще восемь сур, которые стоят примерно на том же уровне, что и вышеупомянутые пять:
Сура 99 – есть во всех семи списках;
Сура 61 – есть в шести списках;
Сура 64 – есть в шести списках:
Сура 13 – есть в пяти списках;
Сура 22 – есть в пяти списках;
Сура 55 – есть в пяти списках;
Сура 98 – есть в четырех списках;
Сура 76 – есть только в трех списках.
В настоящее время практическое значение имеет список каирского печатного издания Корана, в котором мединскими считаются 28 сур. Состав этого списка почти полностью совпадает с составом списка аль-Джабари, и только вместо суры 71 в нем появляется сура 24, которая встречается во всех остальных списках, кроме списка аль-Джабари.
Еще одной проблемой, связанной с коранической хронологией, является линейная последовательность хронологии ниспослания. В списках Ибн ад-Дурейса, аль-Бейхаки и аль-Джабари мекканские и мединские суры перечисляются в порядке их ниспослания. Сравнение этих списков показывает, что, несмотря на большое сходство, между ними имеются незначительные разногласия.
Используя данные всех трех списков, можно расположить суры в следующем хронологическом порядке: