Принятие мнения женщины при выдачи ее замуж.
У женщины, выдаваемой замуж, может быть три состояния: либо она является несовершеннолетней девушкой, либо совершеннолетней, либо же она уже была замужем. Для каждого из этих состояний существуют особые положения.
1– Что касается несовершеннолетней, то нет разногласия в том, что отец может выдать ее замуж без ее разрешения, так как Абу Бакр ас-Сиддик выдал свою дочь Аишу, да будет доволен ею Аллах, за Посланника Аллаха когда ей было шесть лет, а вошел он к ней, когда ей исполнилось девять лет.[111] Имам аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (6/128-129) сказал: «Хадис указывает на то, что отец имеет право выдать замуж свою дочь до наступления ее совершеннолетия». Он также сказал: «В хадисе содержится доказательство того, что можно выдавать девушку замуж за человека старше нее. Поэтому аль-Бухари так и озаглавил одну из своих глав и упомянул в ней хадис Аиши. В «аль-Фатхе» отмечается, что это общее мнение всех ученых». В «аль-Мугни» (6/487) говорится: «Ибн аль-Мунзир сказал: «Все известные нам ученые единодушны в том, что выдача отцом замуж своей несовершеннолетней дочери разрешена, если он выдает ее за достойного человека».
В выдаче Абу Бакром Аишы, да будет доволен ею Аллах, замуж в возрасте шести лет за Пророка содержится наиболее глубокий ответ тем, кто отрицает брак молодой женщины со старым человеком и считают это плохим и неодобряемым поступком. Это всего лишь из-за их невежества или предубежденности.
2– Что касается совершеннолетней девушки, то ее выдают замуж только с ее разрешения. Ее разрешением считается молчание, так как Пророк сказал: «Девушку не выдают замуж до тех пор, пока не спросят ее разрешения». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Каково же ее разрешение?» Он сказал: «Молчание».[112] Ее разрешение необходимо, даже если ее выдает замуж отец, – в соответствии с наиболее достоверным мнением ученых. Ибн аль-Кайим в «аль-Хадй» (5/96) сказал: «Этого мнения придерживаются большинство ранних ученых, а также это является мнением Абу Ханифы и одним из мнений Ахмада. Этого же мнения придерживаемся и мы в нашей вере и не принимаем иного – это мнение соответствует повелению Посланника Аллаха ».
3– Что же касается женщины, ранее бывшей замужем, то ее выдают только лишь с ее разрешения. Ее разрешение устное, в отличие от девушки, разрешением которой является молчание. В «аль-Мугни» (6/493) говорится: «Что касается женщины, бывшей ранее замужем, то мы не слышали, чтобы среди ученых было бы какое-либо противоречие по поводу того, что ее разрешением является речь, чтобы она могла сообщить о своем решении и потому, что язык выражает то, что у человека в сердце и потому является необходимым всегда, когда нужно дать разрешение на что-либо».
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, в «Маджму’ аль-Фатава» (32/39-40) сказал: «Никто не должен выдавать женщину замуж без ее разрешения, как это приказал Пророк . В случае, если она не хочет выходить замуж, то ее нельзя принуждать к браку, если только она еще является несовершеннолетней, так как в этом случае отец может выдать дочь без ее разрешения. Что касается женщины, бывшей ранее замужем, то ее не может выдать замуж без ее разрешения ни отец, ни кто-либо другой, – по всеобщему мнению мусульман. То же самое относится и к совершеннолетней девушке, то есть никто, кроме отца и деда не может выдать ее замуж без ее разрешения, – по всеобщему мнению мусульман. Что же касается отца и деда, то они должны просить у нее разрешения. Но ученые разошлись во мнении: обязательно ли нужно спрашивать ее разрешения или просто желательно, но не обязательно? В действительности же это обязательно. Поэтому опекун женщины должен бояться Аллаха в том, за кого он выдает ее, и смотреть, – достоин ли этот человек ее или нет. Ведь он выдает ее ради ее, а не ради своей выгоды».
Условие наличия опекуна при выдачи женщины замуж.
Право женщины выбирать себе подходящего супруга не означает, что она вольна выходит замуж за кого хочет, даже если это вредит ее семье и близким. Напротив, она должна быть связана с опекуном, наблюдающим за ее выбором, наставляющим ее и заключающим ее брачный договор. Поэтому она не может сама заключать свой брачный договор. Если же она его заключит, то этот договор недействителен, – в соответствии с хадисом Аишы, да будет доволен ею Аллах, в «ас-Сунан»: «Если женщина выдаст себя замуж без разрешения ее опекуна, то ее брак недействителен, ее брак – недействителен, ее брак – недействителен…».[113] Также в четырех книгах «ас-Сунан» есть хадис: «Нет брака без опекуна». Оба хадиса, а также и многие другие указывают на то, что брак недействителен без опекуна, так как отрицание по своей сути является отрицанием действительности того или иного дела. Ат-Тирмизи сказал: «В соответствии с этим действовали ученые из числа сподвижников, среди которых Омар, Али, Ибн Аббас, Абу Хурейра и другие. Тоже самое сообщается и от ученых из среды учеников сподвижников Пророка, что они сказали: «Нет брака без опекуна». Этого же мнения придерживаются аш-Шафии, Ахмад и Исхак».[114]