Примечание (Отношение к тем неверным, которые не враждуют с мусульманами).
Всевышний Аллах сказал: «Не запрещает вам Аллах оказывать благодеяния и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов, ведь Аллах любит справедливых!». (аль-Мумтахана 60: 8)*.
Это означает, что если кто-нибудь из неверных отказался от причинения мусульманам вреда, не сражался с ними и не изгонял их из жилищ, то мусульманам следует проявлять справедливость и благочестие по отношению к таким людям в мирских делах. Однако это не означает, что мусульмане должны любить их своими сердцами, так как Всевышний Аллах сказал: «оказывать благодеяния и быть справедливыми», но не сказал «дружить с ними и любить их».
*[Примечание]: Некоторые ученые считали данный аят отмененным. Аль-Къуртуби (да смилуется над ним Аллах), приведя мнение имамов, считавших, что данный аят отменен велением сражаться с многобожниками, сказал: “Большинство же толкователей считает, что этот аят не отменен!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 12/321.
Также имам толкователей Корана Ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) сказал, что правильным является мнение тех, кто считает этот аят обобщенным и не отмененным, ибо этот аят сделал недвусмысленное исключение для тех: «кто не сражался с вами из-за вашей религии и не изгонял вас из ваших жилищ». Поэтому к каждому, кто попадает под категорию тех, кто не сражается с мусульманами из-за религии, можно проявлять благо. См. “Тафсир ат-Табари” 10/261.
Также шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди (да смилуется над ним Аллах) в отношении этого аята сказал: “Аллах не запрещает вам проявлять благочестие, поддерживать родственные связи, быть добрыми и справедливыми по отношению к многобожникам, будь они ваши родственники, или нет, если они не сражаются с вами из-за вашей религии и не изгоняют вас из ваших домов. Вы не совершаете греха, если поддерживаете с ними добрые отношения, и в этом нет ничего плохого. Об этом же сказал Аллах, говоря о том, как мусульманин должен относиться к родителям, которые являются неверными: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму»(Лукман 31: 15).
Всевышний Аллах сказал: «Аллах запрещает вам это (проявлять благочестие) только с теми, которые сражались с вами из-за веры», т.е. из-за своей враждебности к религии Аллаха и к тем, кто ей верен. «Выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию», т.е. выгоняли вас сами или помогали в этом другим. Всевышний запрещает вам содействовать им, любить их и проявлять к ним теплые чувства как словом, так и делом. А что касается добродетели по отношению к многобожникам, которые не сражаются с вами, то мусульманин может делать им добро, если он при этом не питает любви к их неверию. Более того, подобное отношение к ним является одним из проявлений благопожелания (ихсан) к родственникам, не родственникам и сынам Адама вообще!” См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 773.
В этом аяте указание на то, что не все неверные одинаковые и что они делятся на враждующих и не враждующих, вследствие чего и заслуживают соответствующего отношения. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Многобожники по отношению к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и верующим делились на две категории: те, с которыми они сражались и которые сражались с ними (ахлюль-харб), и те, с которыми они не сражались и которые не сражались с ними (ахлюль-‘ахд)”. аль-Бухари 3/145.
Шейх Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Неверный бывает либо из числа воюющих против мусульман (харбий), либо из числа тех, с кем заключен договор (му’ахад). Неверные, с кем заключен договор, подразделяются на три категории: тот, кто живет на земле мусульман и выплачивает джизию (зиммий); тот, с кем заключен мирный договор (му’ахад); и тот, кому мусульмане дали гарантию безопасности для въезда на землю мусульман (мустамин)”. См. “Ахкаму ахли-зимма” 2/178.
Именно из-за наличия разницы между мирным неверным и неверным, воюющим с мусульманами, шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) и сказал: “Неверие неверного, который не препятствует мусульманам установить религию Аллаха, не причиняет вред никому, кроме как ему самому!” См. “ас-Сиясату-шшар’ия” 178.
Но несмотря на то, что неверные делятся на мирных и враждующих, мусульманин обязан проявлять ненависть в сердце за их неверие к каждому из них![Конец примечания].
Подобное Аллах Всевышний сказал о неверных родителях: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне». (Лукман 31: 15).
[Примечание]: Даже в том случае, когда родители изо всех сил стремятся заставить своего ребенка совершить многобожие и отказаться от веры, Аллах велит не подчиняться им в этом великом грехе, но все равно повелевает относиться к ним по-доброму!А что можно сказать о родителях-неверных, которые не заставляют совершать своих детей многобожие, однако их дети порывают с ними родственные связи и даже не считают обязательным их содержание?! Имам аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Сын-мусульманин обязан содержать своих родителей, даже если они неверные”. См. “Фатхуль-Бари” 5/234.[Конец примечания].
Сообщается, что однажды, к одной из совершивших переселение сподвижниц по имени Асма (да будет доволен ею Аллах), приехала мать, которая была неверной. Она желала навестить свою дочь и поддержать с ней теплые отношения. Асма же отказалась общаться с тем, кто не исповедовал Ислам, и отправилась спросить разрешения на это у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Поддерживай родственную связь со своей матерью»*. аль-Бухари 2620, Муслим 1003.
*[Примечание]: Также к тому, о чем говорит шейх, из того, что не относится к любви и почитанию неверных, можно привести историю о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел навестить умирающего юношу иудея, который был его слугой, после чего тот принял Ислам. аль-Бухари 1290.
Шейх Ахмад ан-Наджми сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что тот юноша-иудей прислуживал пророку (мир ему и благословение Аллаха), а услужение состоит в помощи хозяину. Это является достаточным доказательством для того, кто желает знать истину, что помощь в мирских делах между мусульманами и неверными дозволена”. См. “аль-Фатауа аль-джалия” 253.
Также от Мусайиба ибн Хазна (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) навестил своего дядю Абу Талиба, когда тот умирал, и предлагал ему принять Ислам. аль-Бухари 1360.
Имам Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Дозволено навещать неверных с целью призыва их к Исламу, а если же этой цели нет, то навещать их не следует”. Однако Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Цель посещения неверных может различаться в зависимости от намерения, ибо в их посещении может быть и другая польза”. См. “Фатхуль-Бари” 10/119.
Но как говорил шейх аль-Фаузан, нельзя навещать неверных во время их празднеств, принимать в них участие и поздравлять их.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если люди Писания поприветствуют вас миром, отвечайте им: “И вам” (уа ‘алейкум)». аль-Бухари 6258, Муслим 2163.
Опираясь на этот и подобные ему хадисы, большинство ученых считало обязательным отвечать на приветствие людей Писания.
Также сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подарил рубашку, которую ему дал пророк (мир ему и благословение Аллаха), своему брату-многобожнику. аль-Бухари 2/294, Муслим 2068.
Также ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах), когда зарезал овцу, повелел начать со своего соседа, который был иудеем, и отправил ему часть этой овцы. Абу Дауд 5152, ат-Тирмизи 1943. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Обязательным (уаджиб) является проявлять благо по отношению к соседям, даже если это неверный. Однако нельзя любить неверных, так как они враги Аллаха. А что касается благого отношения к соседу, то это из бытовых вопросов, к которому побуждает Ислам”. См. “Фатауа аль-Фаузан” 1/257.
Шейх Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах), приведя хадис: «Не войдет в Рай порывающий родственные связи», сказал: “Поддерживать родственные связи является обязательным даже с неверными”. См. “Ахкаму ахли-ззимма” 2/317.[Конец примечания].
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками». (аль-Муджадиля 58: 22).
Поддержание родственных связей и соблюдение справедливости в мирских делах – одно, а любовь – это совсем другое. Поистине, поддержание связей и хороших взаимоотношений может расположить неверного к Исламу, и это является частью исламского призыва. Иное дело – любовь и дружба, ибо они могут быть оценены как одобрение того неверия, с которым живет этот неверный, и вызвать его самодовольство, тем самым исключив возможность призыва его к Исламу.
[Примечание]: Естественная любовь по отношению к неверным, как к родителям или детям, не запрещена, как об этом уже было подробно сказано. Однако шейх аль-Фаузан говорит об открытом проявлении любви к неверным, вследствие чего они не видят даже неодобрения в отношении их неверия. Например, если жена-христианка будет видеть, как её муж-мусульманин явно проявляет к ней свою любовь, то как она может понять, что он недоволен ее неверием? То же самое можно сказать и о родителе-мусульманине, чей сын является неверным.[Конец примечания].
Также запрет на дружбу с неверными не означает запрета на взаимоотношения с ними в сфере дозволенной торговли, импорта их товаров, промышленных изделий и использования их опыта и различных изобретений.
[Примечание]: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я собирался запретить вам вступать в половую связь с кормящими грудью, но вспомнил, что византийцы и персы совершают это, и это не причиняет их детям никакого вреда». Муслим 1442. Таким образом, неверие персов и византийцев не помешало пророку (мир ему и благословение Аллаха) взять от них эту пользу.
Также, когда арабы-многобожники объединились и решили напасть на Медину, Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) посоветовал вырыть вокруг города большой ров, ибо так поступали персы во время сражений. Арабам не было известно о таком тактическом маневре. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял этот совет и повелел вырыть ров вокруг Медины, что помогло мусульманам. См. “ар-Рахикъ аль-махтум” 269.
И неверие персов-огнепоклонников не помешало пророку (мир ему и благословение Аллаха) воспользоваться их военным маневром.
Истину и пользу можно принять от любого, будь это мусульманин или же неверный. Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “То, что совершают враги Аллаха и наши враги, а это неверные, делится на три вида: первое – это поклонение, второе – это обычаи и традиции, третье – это деяния и изобретения. Что касается поклонений неверных, то для каждого мусульманина является запретным уподобляться им в их поклонениях. Тот, кто уподобляется им в поклонении, находится в великой опасности, что даже может привести его к неверию и выходу из Ислама. Что касается их обычаев и традиций, как например, вид их одеяний и тому подобное, то уподобляться им в этом запрещено, на что указывают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».Что же касается их изобретений, то нет ничего плохого в том, чтобы извлекать пользу и обучаться тем из них, в которых содержится польза, и это не имеет отношения к запретному уподоблению”. См. “Маджму’у фатауа” 3/40.[Конец примечания].
Так, например, известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) нанял Ибн Урайкъита аль-Лейси, являвшегося неверным, в качестве проводника, и также известно, что он (мир ему и благословение Аллаха) занимал деньги у некоторых иудеев.
[Примечание]: ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды взял еду в долг у иудея”. аль-Бухари 2068, Муслим 1603.
‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились с пророком (мир ему и благословение Аллаха), один многобожник гнал овец, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Это для продажи или подарок?» Он ответил: “Нет, для продажи”, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил у него овцу”. аль-Бухари 2216.
Также сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправляясь в поход на Хауазин, взял взаймы кольчуги и мечи у Сафуан ибн Умайи, который был неверным. Ахмад, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 631.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если человек поедет в страну, с которой у мусульман война, чтобы купить у них что-либо, то это дозволено, как на это указывает хадис о торговле Абу Бакра при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Шаме, которая в то время была воюющей страной”. См. “аль-Икътида” 2/15.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники имели торговые и финансовые взаимоотношения с неверными, и никто из них и имамов нашей общины не запрещал этого. Что же касается распространившихся в наши дни призывов к бойкотированию товаров неверных, как например, американских, под лозунгом того, что это из раздела дружбы и непричастности, то это не имеет никакой силы. Ученым “Постоянного комитета” (аль-Ляджнату-ддаима) задали следующий вопрос: «Распространился призыв о прерывании торговых отношений с такими американскими компаниями, как «Пицца Хат» и «Макдоналдс». Отвечать ли нам на этот призыв? Является ли дозволенной торговля с воюющими неверными в их стране? Или же это дозволенно только с неверными, находящимися на нашей земле с гарантией безопасности?» Они ответили: “Дозволено покупать то, что не запрещено, откуда бы это ни было, если только правитель мусульман не запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной ради пользы Ислама и мусульман! И основа в купле-продаже – то, что это дозволено (халяль), как сказал Аллах: «И Аллах дозволил торговлю» (аль-Бакъара 2: 275), и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев!” См. “Фатауа аль-Ляджнату-ддаима” № 7851.
Также спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «На днях в одной газете опубликовали статью с призывом объявления бойкота американским товарам: не покупать и не продавать их. Вместе с тем, в тот же день в одной из газет опубликовали, что мусульманские ученые призывают к бойкоту, и что это дело является обязанностью каждого мусульманина (фардуль-‘айн), и что покупка этих товаров запрещена, и тот, кто покупает эти товары, помогает тем самым американцам и иудеям в борьбе против мусульман. Прошу объяснить этот вопрос». Шейх ответил: “Во-первых, прошу показать мне эту газету. Во-вторых, это не правда, ибо ученые не давали фатуа о запрете покупки и продажи американских товаров, и их товары поступают и продаются на мусульманских рынках, и то, что ты не купишь что-либо из их товара, никак не вредит Америке. И ты не бойкотируешь их, кроме как с повеления правителя мусульман, и если правитель издал такой указ для бойкота другой страны, то бойкот становится обязательным (уаджиб). А что касается фетв, которые дают простые личности относительно запретности этого, то это является запрещением того, что сделал дозволенным Аллах, а это непозволительно!” Сл. “Фатауа аль-‘уляма филь-джихад”. [Конец примечания].
Мусульмане и сейчас импортируют товары и промышленную продукцию неверных, и это относится к разделу торговли. Они не оказывают нам тем самым благодеяние или милость, ведь мы платим им за это деньги. И все это никак не связано с проявлением по отношению к ним любви или дружбы. Поистине, Аллах вменил мусульманам в обязанность любовь и дружбу по отношению к верующим и обязал их проявлять ненависть и вражду по отношению к неверным. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали им помощь, являются помощниками и друзьями друг другу... А те, которые не уверовали, являются помощниками и друзьями друг другу. Если и вы не будете поступать таким же образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие». (аль-Анфаль 8: 72-73).
Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) относительно слов: «Если и вы не будете поступать таким же образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие», сказал: “Это означает, что если вы не будете отдаляться от многобожников и не будете дружить с верующими, то среди людей произойдет смута, которая будет выражаться в неясности положения и смешении верующих с неверными, и среди людей повсеместно и надолго распространится нечестие”. Как раз это и наблюдается в наше время. А за помощью следует обращаться к Аллаху.
_____________________________________