Умственные доказательства автономии души

1.Изнутри мы чувствуем, что «Я» отличается от мышления, желания и восприятия и внутренне мы чувствуем, что «Я» это не мозг, не сердце и органы, а это та сама душа.

2.Когда человек придаётся забвению о своём теле и предположит, что некоторые его органы отделились друг от друга, он понимает, что существует и без органов. Это существование души, которая может существовать автономно.

3.Единство личности на протяжении жизни. Это «Я» от начала до конца жизни одинаково. Это «Я» - то самое «Я», которое было десять лет назад и следующие пятьдесят лет останется тем же самым. Даже если мои знания, сила и жизнь достигнут совершенства, но я то самое «Я». Учитывая это, наука доказала, что на протяжении жизни клетки тела, в том числе и клетки мозга, меняются. Каждые сутки миллионы клеток нашего тела уничтожаются и миллионы других клеток занимают их места (например, большой водоём, в котором с одной стороны вливается вода, а с другой выливается; очевидно то, что вода в водоёме постоянно меняется, даже если внешне никто и не обратил внимания и всегда видит его в одном состоянии).

Если бы человек состоял лишь из органов тела, мозга и нервов (то есть не было бы души), то он не должен быть ответственным за свои прошлые деяния. К примеру, если кто-то десять лет назад совершил какое-то преступление, то сейчас не нужно его судить, так как наука доказала, что каждые семь лет все клетки человека полностью меняются. Поэтому, человек постоянно ответственен перед чем-то и даже он сам признаёт это обстоятельство из-за того, что если все его клетки изменятся, то сам он остаётся тем, кем был (это та самая душа). Человек с одной стороны постоянно меняется, а с другой стороны на протяжении всей своей жизни он остаётся тем, кем был раньше. Та жемчужина, которая отличается от органов человека и постоянно с ним – это его душа.

Предания об автономии и вечности души

В истории Ислама приведено множество преданий о связях с душами после смерти. Мы укажем лишь на некоторые из них.

После битвы Бадр Пророк Ислама (ДБАР) приказал, чтобы всех убитых врагов собрали в колодце. Затем пророк, наклонив голову к колодцу, сказал: «Постигли ли вы обещания Бога? Я ведь нашёл обещание Бога истиной». Некоторые из присутствующих сказали: «Неужели ты разговариваешь с бездушными людьми, которые уже превратились в мертвечину?» Пророк сказал: «Они лучше вас слышат меня».

Салман Фарси по приказанию имама Али (ДБМ) был назначен предводителем Мадаина. Асбаг бен Набата говорит: «Как-то я посетил Салмана. Он был болен и с каждым днём его состояние ухудшалось и, в конце концов, он покинул этот мир.До смерти он передал мне: «О, Асбаг! Однажды посланник Аллаха (ДБАР) сказал мне: «Салман ! когда приблизится твоя смерть, то умершие будут говорить с тобой. Отведите меня к кладбищу». Исполнив его приказ, Салмана привели к кладбищу и он сказал: «Направьте меня в сторону Киблы». Тогда он громко сказал: «Мир вам, обитатели долины смерти! Мир вам, отвернувшиеся от этого мира. Тогда душа умершего ответила на его приветствие и сказала: «Спрашивай всё, что хочешь». Салман спросил: «Ты обитатель рая или ада?» Тот ответил: «Бог простил меня и я стал обитателем рая». Салман спросил о его смерти, о состояния после неё, и он ответил на все вопросы. Через некоторое время Салман покинул этот мир.

Во время возвращения из битвы Сиффин Али (ДБМ) проходил мимо кладбища, расположенного за пределами города Куфы. Остановившись и обратившись в сторону могил, он сказал: «О, обитатели страшных и тёмных могил! Ваш караван опередил нас, мы придём вслед за вами, но ваши дома попали в чужие руки, ваши жёны вышли замуж за других и ваше имущество поделено. Это всё, что мы имеем, а что есть у вас?» Затем, повернувшись к своим сторонникам, он сказал: «Если бы они смогли говорить, то известили бы вас о том, что наилучший запас – это Богоугодное».

***

Вопросы

1.Что говорит Коран о вечности души? Приведите один аят.

2.Изложите умственные доказательства автономии души.

3.Изложите одно из преданий о вечности души.

УРОК 34:
Воскресение человека в материальном и духовном

Измерении

Как вы думаете, жизнь после смерти лишь духовная, то есть тело человека истлевает и разлагается и жизнь после смерти соотнесена лишь к душе? Или же материя и душа сохраняют связь? Или же духовная и наполовину материальная (лёгкое тело, превосходящее тело в этого мира)? Или ж жизнь после смерти и материальная, и духовная, где оба они воссоединяются?

Каждое из этих четырёх мнений имеет своих последователей, но шииты убеждёны в том, что аяты Корана и множество преданий свидетельствуют о том, что потусторонняя жизнь человека и в материальном, и духовном измерении и в этом обстоятельстве нет никаких сомнений.

1.В многочисленных вопросах Коран в ответ отвергающим, которые спрашивают, как мы оживём, если мы уже превратимся в землю и кости наши истлеют, говорит, что мы уже изложили доказательства Корана для существования потусторонней жизни. К примеру, сура «Йа син, аят 79, где с достоверностью разъясняется о воскресении человека в материальном и духовном измерении.

2.Другой образец – сура «Воскресение» аяты 3-4: «Разве думает человек, что Мы никогда не соберём его костей? Да, способны Мы подобрать (кончики) его пальцев». Сила Бога в собрании костей и даже кончиков пальцев – другое доказательство существования потустороннего мира в материальном и духовном измерении.

3.Следующий образец – аяты, которые говорят, что люди выйдут из своих могил. Вполне очевидно, что могилы – место захоронения людских тел. Конечно же, исламские учёные уверены в том, что воскресение тела без души невозможно (тело без души — тот же самый умерший). Из числа аятов, которые доказывают потустороннюю жизнь в материальном и духовном измерении, аят 7 суры «Хадж»: «и что час наступит, -- нет сомнения в том! – и что Аллах воздвигнет тех, кто в могилах»; «И возгласили в трубу, и вот – они из могил к своему Господу устремляются. Они говорят: «Горе нам! Кто послал нас из места упокоения? Это – то, что обещал Милосердный, и правду говорили посланные!» (Йа син, 51-52) и другие аяты.

4.Аяты, которые повествуют о различных материальных благах (фрукты, реки, еда, питьё, разные одеяния и другие материальные услады). Но услады и блага рая не заключаются лишь в материальном плане, также существуют и много духовных услад, которые мы рассмотрим. Аяты, которые приведены в суре «Всемилостивый», ясно дают понять, что потусторонняя жизнь существует и в материальном, и духовном измерении, и для души и тела существуют услады. Нужно учесть и то, что райские блага отличаются от того, что есть в этом мире, и выглядят лучше – и всё это доказывает существование потусторонней жизни в материальном и духовном измерении.

5.Аяты, которые повествуют о различных видах мучений и наказаний, где многие из них соотнесены к телу. В Коране этих аятов много, где мы укажем лишь на некоторые из них: «в тот день, когда в огне геенны будет это разожжено и будут заклеймены этим их лбы, и бока, и хребты!» (Покаяние, 35); «в тот день, когда потащат их на лицах в огонь. Вкусите прикосновение адских мук!» (Месяц, 48); «горят в огне пылающем, поятся из источника кипящего. Нет у них пищи, кроме колючки (самой скверной), он не утучняет и от голода не избавляет» (Покрывающее, 4-7); «Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим их другой кожей, чтобы они вкусили наказание. Поистине, Аллах – великий, мудрый!» (Женщины,56).

Число этих аятов множество, где в суждении об аде мы укажем на них. Все они указывают на существование потустороннего мира в материальном и духовном измерении, так как, если бы потусторонний мир имел лишь духовный характер, то, что означали бы эти телесные муки?

6.Аяты, которые повествуют о том, что органы тела человека в Судный день заговорят, и это вполне очевидно указывает на существование потустороннего мира в материальном и духовном измерении. Этих аятов множество, где мы укажем на некоторые из них: «Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели» (Йа син, 65); «А когда пришли они к Нему, свидетельствовали против них слух, зрение и кожа о том, что они делали. И сказали они своим кожам: «Почему вы свидетельствуете против нас? Они сказали: «Внушил нам речь Аллах, который внушил речь всякой вещи, и Он создал вас в первый раз, и к Нему вы вернётесь» (Разъяснены, 20-21).

7.Аяты, которые доказывают о потустороннем мире в материальном и духовном измерении. Например, повествование о пророке Ибрахиме (ДБМ) и о четырёх оживших птицах (Корова, 260), повествование об ожившем убитом человеке среди сынов Исраила (Корова, 72-73), повествование о пророке Узейре (ДБМ) (Корова, 259), повествование о пророке Хазракиле и оживлении большой группы людей (Корова, 244), оживление мёртвых пророком Исой (ДБМ) (Трапеза, 110; Семейство Имрана, 48), оживление семидесяти человек после смерти во время пророчества Мусы (ДБМ) (Корова, 56). Всё это достоверные доказательства существования потусторонней жизни в материальном и духовном измерении.

***

Вопросы

1.Какие существуют мнения о состоянии жизни после смерти?

2.Каково мнение шиизма в отношении жизни после смерти? Приведите аят.

3.Назовите образцы существования потустороннего мира в этом мире в материальном и духовном измерении.

УРОК 35:
Промежуточная сфера

Мгновение смерти человека находится на границе этого и потустороннего мира и согласно изречению имама Али (ДБМ), сказавший, что для каждого дома есть дверь, а дверью в потустороннюю жизнь является смерть.

Исходя из некоторых преданий, нам прояснятся следующие обстоятельства:

- встреча с ангелом смерти и другими ангелами;

- встреча с пророком Ислама (ДБАР) и непорочными имамами (ДБМ);

- посещение своего места в раю или аду;

- представление совершённых деяний;

- представление накопленного имущества;

- представление детей, родных и друзей;

- встреча с дьяволом.

Это то состояние, которое пугает даже благодетелей и они ищут убежища у Бога. В это время человек видит некоторые сокрытые таинства этого мира (промежуточную сферу). Впоследствии выявляются все его деяния: тут он лишается всех благ и из-за своих грехов видит себя заморенным, с великой скорбью сожалеет о прошлых деяниях и просит повторного возвращения, чтобы всё исправить. «А когда придёт к одному из них смерть, он скажет: «Господи, верни меня: может быть, я сделаю благое в том, что оставил». Так нет! Это – слово, которое он говорит, а за ними преграда до того дня, как они будутвоскрешены» (Верующие, 99-100), то есть это он говорит сейчас, а если вернётся, то будет продолжать прежние деяния. Подобно тому, как преступники подвергаются наказанию и говорят такие речи, но когда все его взыскательные процедуры разрешатся, то он повторяет прежние свои деяния.

Лукман сказал своему сыну: «Дитя моё! Этот мир – глубокое море и в нём тонут много людей. Поэтому направь свой корабль в сторону веры в бога, твоим припасом пусть будет богобоязненность. Если будешь уничтожен, то только из-за твоих грехов. Самые тяжёлые периоды времени для человека – это день его рождения, день его смерти и день воскресения.»

Промежуточная сфера

Каждый, кто приходит в этот мир, должен пройти четыре периода времени:

1.Период от рождения до смерти, соотнесённый к этому миру;

2.Период смерти и до наступления Судного дня, именуемый промежуточной сферой;

3.Великий Судный день;

4.Рай и ад.

Промежуточная сфера – это некая преграда между этим и потусторонним миром. Когда душа отделяется от тела (перед тем, как вновь вернётся к собственному телу), то она помещается в некое прозрачное тело, именуемое подобием тела, и до наступления Судного дня будет вместе с ним. Для доказательства существования промежуточной сферы приведены аяты Корана и множество преданий и даже это доказано путём разума и восприятия (связь с душами).

Наши рекомендации