Доказательства необходимости имама

Доказательство милости.

Милость Бога и его безграничная мудрость делает необходимым ниспослание пророков и имамов чтобы после пророка Ислама (ДБАР) люди не остались без руководителя, который, как и пророк сможет направить общество в сторону вечного благополучия. Невозможно, чтобы Всемилостивый Аллах, после смерти пророка оставил человеческое общество без своего руководителя.

Беседа Хишама бен Хакама. Хишам, один из последователей имама Садика (ДБМ), говорит: «Как-то раз в пятницу, придя в Басру, я вошёл в мечеть. Там сидел Амру бен Убайд Мутазили (один из исламских учёных) и значительная группа людей, окружив его задавала ему различные вопросы. Я тоже присоединился к ним и спросил у него:

- Я не из местных, но вы позволите мне изложить свой вопрос?

- Спрашивай всё, что желаешь.

- У тебя есть глаза?

- Что это за вопрос, разве ты не видишь?

- Все мои вопросы такого типа.

- Ну, ладно, спрашивай, даже если они бессмысленны. Да, у меня есть глаза.

- Для чего ты используешь свои глаза?

- Вижу всё вокруг и определяю в них цвета и виды.

- У тебя есть язык?

- Да.

- Для чего ты используешь свой язык?

- Определяю вкус пищи.

- У тебя есть обоняние?

- Да.

- Для чего ты используешь его?

- Вдыхаю запахи и различаю хороший запах от плохого.

- У тебя есть уши?

- Да.

- Для чего ты используешь их?

- Слышу звуки и различаю их один от другого.

- Кроме всего этого, у тебя есть сердце (разум)?

- Да

- Для чего ты используешь их?

- Если мои другие органы, подвергнутся сомнению, то моё сердце рассеивает их (поэтому сердце и разум наставники для других органов).

Затем Хишам, подтвердив его слова, сказал: «Всевышний Бог для наставления всех органов сотворил разум. Будет ли правильным, если скажем, что Бог не оставил без наставника глаза, уши и другие органы, а мусульман после смерти пророка Ислама (ДБАР) оставил без руководителя, чтобы люди подверглись сомнениям и между ними появились разногласия? Сможет ли каждый здоровый разум воспринять это?

2.Цель сотворения:

В Коране существует множество аятов, связанных с этим вопросом: «Он – тот, который сотворил вам всё, что на земле…» (Корова, 29); «И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну…». Всё предоставлено человеку, являющийся наилучшим из существ, и цель сотворения человека – богослужение и направление в сторону Бога, то есть достижение совершенства и, чтобы достичь этой цели необходимо следующее: путь, средство, цель и руководство.

Среди перечисленного руководство, имеет самую важную роль, так как, если не будет руководителя, то человек собьётся с пути и цель и средство будут бесполезны. Поэтому все существа созданы для человека и человек при помощи богослужения и направления в сторону достигает достойного совершенства. В этом движении люди нуждаются в руководителе, и имам является тем самым руководителем.

3.Милостивый пророк и вопрос о руководстве:

Коран говорит: «К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Покаяние, 128). Когда пророк хотел покинуть Медину для битвы или паломничества, то вместо себя для управления обществом назначал кого-то, а также назначал руководителей в других городах. Поэтому, никакой разум не воспримет того, что пророк, согласно Корану, в отношении своего общества будет милостивым (во время своей жизни даже на малый период времени не оставлял людей без руководителя) а в отношении руководства и наместничества поле себя будет иметь безразличие и оставит их заблудшими и без каких-либо обязательств. Разум и природное устроение говорит: тот пророк, которому были ведомы все духовные и материальные потребности людей и, изложив всё, он также изложил наиважнейший вопрос о руководстве после себя и с особым настоянием обращал на это внимание людей.

***

Вопросы

1.Как доказательство милости свидетельствует о необходимости имама?

2.Изложите вкратце беседу Хишама бен Хакама с Амром бен Убайдом.

3.С точки зрения цели сотворения докажите необходимость имама.

4.Каким образом аят 128-ой суры «Покаяние» свидетельствует об имамате?

УРОК 24:
Непорочность, знание и принцип назначения имама

С точки зрения Корана, традиции пророка и разума непорочность – одна из основных признаков имамата и помимо непорочного никто не сможет быть достойным этого положения. Для этого обратитесь к суждению о необходимости непорочности пророков.

Коран и непорочность имама

«[Вспомни,] как испытал Господь Ибрахима повелениями и как тот выполнил их. Тогда Господь сказал: "Воистину, я сделаю тебя имамом (предводителем)". Ибрахим спросил: "А мое потомство?" Аллах ответил: "Мой завет не распространяется на несправедливых»(Корова,124).

Кто такой несправедливый?

Для выяснения того, кто сможет быть достойным высокого положения руководства и кто не сможет, необходимо посмотреть на то, кто же такой неправедный с точки зрения Корана, так как Бог сказал, что имамат «не объемлет неправедных». Коран неправедных подразделил на три группы:

1.Многобожие – великая несправедливость: «О, сынок мой! Не придавай Аллаху сотоварищей: ведь многобожие – великая несправедливость»(Лукман, 13)

2.Несправедливость к другому человеку: «Укора, несомненно, заслуживают те, которые притесняют людей и бесчинствуют на земле безо всякого права на то. Им уготовано мучительное наказание» (Совет, 42).

3. Несправедливость к самому себе: «…из них есть несправедливые для самих себя, есть и умеренные, есть и опережающие благими деяниями по изволению Аллаха…»(Творец, 32).

Человек создан для достижения благополучия и совершенства и каждый прошедший этот путь, а также перешедший ограничения Бога является неправедным. Коран говорит: «…кто переходит границы Аллаха, тот тиранит самого себя»(Развод, 1)

В Коране неправедность (или зло, тирания) соотнесено к этим трём, но в сущности первая и вторая группа возвращается к несправедливому отношению к себе.

Итог: люди делятся на четыре группы:

1. Те, кто всю свою жизнь был несправедлив;

2. Те, кто был несправедлив в начале своей жизни, а в конце жизни оставили грехи;

3. Те, кто не был несправедлив в начале своей жизни, но в конце жизни совершали грехи;

4. Те, кто всю свою жизнь был справедлив.

С точки зрения Корана первые три группы никогда не смогут постичь положения имамата, так как относятся к несправедливым и Бог сказал пророку Ибрахиму (ДБМ), что несправедливые не постигнут положения имамата. Согласно упомянутому аяту (Корова, 124), предводитель среди людей должен быть непорочным (из четвёртой группы) и далёк от всякого рода прегрешений и ошибок.

Поэтому, даже если не будем обращать внимания на достоверные предания пророка Ислама (ДБАР) и его непорочного семейства о руководстве имама Али (ДБМ), то с точки зрения Корана, претенденты на руководство не были заместителями пророка Ислама (ДБАР), так как согласно историческим свидетельствам, они имели явные признаки несправедливости, а Бог сказал, что несправедливые не достигнут руководства. Посудите сами: смогут ли те, кто какую-то часть своей жизни были язычниками, наносили зло человечеству, особенно имаму Али (ДБМ) и дочери пророка Фатиме (ДБМ) и даже в своих же утверждениях перешли ограниченности Бога и нанесли зло самому себе быть заместителями пророка Ислама (ДБАР)???

Знание имама

Имам должен знать предписания и законы, которые необходимы для мирского и внеземного благополучия. То есть знание имама в отношении других людей на земле должно быть больше, чтобы достойно управлять человеческим обществом.

Все те доказательства, которые мы изложили для доказательства необходимости имама, для доказательства того, что имам в отношении других должен быть сведущ и иметь превосходство, вполне достаточно. Коран таким образом указывает на это обстоятельство: «Тот ли, кто ведёт к истине, имеет более прав, чтобы за ним следовали, или тот, кто сам не ведёт, если его не будут вести? Что с вами, как вы рассуждаете?».

Метод назначения имама

После того, как мы ознакомились с особенностями имама, необходимо также узнать, каким же образом назначается имам. В нынешнем обществе наилучший путь назначения на каждый ответственный пост – это выборы. Вполне возможно, что эти выборы будут разрешимым путём, но не всегда является истинным путём, так как выборы никогда не раскроют сути. Даже если в практическом плане иметь наибольшее число голосов, это не доказывает выбрана истина, ибо большинство не показатель истинности.

Во многих случаях история показала, что большинство людей были выбраны при помощи большего числа голосов, а затем рано или поздно выявлялась ошибочность таких выборов. Не имея знаний о тайном, о будущем о внутреннем мире людей, как можно иметь устойчивое и верное мнение о выбираемой личности? Поэтому, никогда большинство не доказывает истину, а меньшинство – ложь. С другой стороны Коран приблизительно в восьмидесяти аятах осуждает большинство и в суре «Скот» 116-ом аяте говорит: «Если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они сведут тебя с пути Аллаха. Они следуют только за предположением, и они только ложно измышляют!». Руководство имама относится не только к управлению жизни общества, но является хранителем религии и повседневной жизни людей. Отсюда получаем, что имам должен быть непорочным от всякого прегрешения и ошибки, сведущ и превосходен в отношении других людей и люди никогда не смогут выбрать подобной личности. Откуда люди знают, какая личность имеет тайную силу непорочности, высокого поста божественного просвещения и других человеческих превосходств, чтобы выбрать его. Таким образом, лишь Всевышний, которому ведомо тайное и будущее всех людей, должен выбрать самую достойную личность для руководства, воздать ему необходимые достоинства и представить его людям.

Наши рекомендации