Три вида второстепенных правил

Урок 12 Абхидея-гьяна.

«Обзор второстепенных правил».

( по книге «Шри Чайтанья Шикшамрита» Бхактивинода Тхакура)

Абхидея-гьяна.

Знание о практике, приводящей к высшему совершенству жизни, на санскрите называется абхидхея-гьяна. Эта практика состоит из двух частей:

· Ваидхи-садхана-бхакти "регу­ли­руемое" - практика преданного служения Богу, осуществляемая в соответствии с правилами и ограничениями, осно­ва­нное на соблюдении регулиру­ющих принципов. На этом уровне преданный беспре­кословно выполняет все указа­ния духовного учителя и авторитетных пи­са­ний.

· Рагануга-садхана-бхакти - практика преданного служения Богу, выполняемая из свободной, немотивированной любви к Богу.

Что такое бхакти-йога?

«Следование правилам бхакти, помогающим обрести в сердце влечение к лотосным стопам Кришны, и одновременное соблюдение заповедей Варнашрама‑дхармы, позволяющих заботиться о теле, называется бхакти‑йогой».

«Общество не может называться человеческим, пока оно не примет принципы варна-ашрамы, так как предписывает это Господь. Такие люди не лучше животных, т.к. их жизнь не регламентирована человеческим обществом». Из лекции ШП БГ.1.43

Три пути

Преданное служение, является единственным путем к Богу. Но помимо этого карма (деятельность) и гьяна (путь знания) имеют определенную ценность, хотя сами по себе они не могут привести к бхакти. Предписания, связанные с кармой и гьяной, относятся к разряду второстепенных правил, а слушание и повторение повествований о Кришне и Его Святых имен — к разряду главных. Хотя карма и гьяна носят второстепенный характер, они, тем не менее, могут служить средством совершенствования для людей, погрязших в материальной жизни.

«Чтобы помочь людям достичь совершенства, Я предначертал для них три пути возвышения — путь знания, путь кармической деятельности и путь преданного служения. Помимо них, нет других путей к высшей цели». «Шримад‑Бхагаватам». 11.20.6

Гьяна и карма помогают достичь бхакти, а бхакти, в свою очередь, приводит к преме. И эти методы связаны между собой. Карма и гьяна могут служить средством совершенствования, если они делают тело и ум человека, а также его окружение благоприятными для преданного служения. В противном случае, Священные писания порицают карму и гьяну, приравнивая их к мирской деятельности.

Три вида второстепенных правил

1. Правила, касающегося социальной сферы;

2. Правила для поддержания порядка в обществе;

3. Правила относящиеся к следующей жизни человека.

Правила, касающиеся социальной сферы

Эти правила связанны с образом жизни человека и подразделяются на 2 вида:

· правила, относящиеся к телу,

· правила, относящиеся к уму.

Правила, относящиеся к телу:

Правила, которые помогают сохранить силу и здоровье, относятся к телу. Они регламентируют еду, труд и сон и позволяют избежать болезней. Тот, кто не соблюдает эти правила, не сможет жить счастливой жизнью.

«О Арджуна, человек никогда не станет йогом если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или недостаточно. Тот, кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, может, занимаясь йогой избавиться от всех материальных страданий. Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги».

Бхагавад‑гита 6.16—6.18

Правила, относящиеся к уму:

Если человек не выполняет предписания, регламентирующие умственную деятельность, это пагубно отразится на его склонности к воображению, рассудительности, творческой фантазии, способности сосредотачиваться и размышлять. Он никогда не достигнет успеха в науке и искусстве, а главное, не сможет отвлечься от мыслей о материальном и направить свое внимание на Бога. Поскольку ум человека поглощен греховными и безбожными мыслями, рано или поздно он опустится до уровня животного.

Поэтому тот, кто желает достичь совершенства в жизни, непременно должен соблюдать правила, регламентирующие интеллектуальную и физическую деятельность.

Правила для поддержания порядка в обществе

Жизнь в цивилизованном обществе подчиняется определенным правилам, которые

предназначены для возвышения людей и помогают им избавиться от предосудительных мыслей и наклонностей.

Институт брака.

Одним из средств, позволяющих достичь стабильности в обществе, является институт брака. Без него общество не смогло бы достичь того уровня, на котором оно находится сейчас.

«Жизнь дома без жены неполноценна. Вместе муж и жена могут достичь всех целей человеческой жизни». «Прабхуддха‑смрити»

В древности институт брака существовал не везде, и многие народы жили, подобно животным. Но поскольку это вносило в общественную жизнь беспорядок, были установлены брачные обычаи. Согласно им мужчина добровольно отказывается от своей свободы. Заручившись согласием других членов общества и призвав в свидетели Бога, он вступал в брак с женщиной и тем самым закладывает основу семейной жизни. С рождением детей на супругов ложится ответственность за их воспитание и обучение. Кроме того, они обязаны позаботиться о том, чтобы в будущем их дети могли сами зарабатывать себе средства к существованию. Для того чтобы семейная жизнь протекала гладко, в обществе существуют такие ценности, как:

· всеобщее братство,

· взаимопомощь,

· добропорядочность,

· честность и

· правдивость.

Стремление к общественной стабильности — это отличительная черта человеческой расы. Чем более развита культура или цивилизация, тем более развиты в ней правила, необходимые для поддержания общественного порядка.

Варна-ашрама.

Все правила общественной жизни делится на правила имеющие отношение к варне (природа человека) и ашраму (уклад жизни). Природа человека определяет то, каким принципам индивидуального развития (как умственного, так и физического) он следует, а уклад жизни человека определяет правила его поведения в обществе. Если рассматривать жизнь человека в свете его взаимоотношений с окружающими, то правила, определяющие его индивидуальное развитие, вовсе не утрачивают своего значения, а, напротив, приобретают все большую важность. Так многообразие индивидуальных особенностей людей привело к возникновению варн, а существование разных укладов и периодов жизни — к появлению ашрамов .

По мере того, как человек развивается в физическом и умственном отношении, из всех его качеств начинает выделяться какое‑то одно. Это доминирующее качество и характеризует его природу. В соответствии со своей природой люди делятся на четыре варны, или сословия: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. В Шримад Бхагаватам описаны качества всех сословий:

«Умиротворенность, самообладание, чистоплотность, удовлетворенность, уравновешенность, прямодушие, преданность Мне, милосердие и правдивость представляют собой природные качества брахманов. Могущество, физическая сила, целеустремленность, героизм, терпение, щедрость, неутомимость, стойкость, верность брахманам и склонность к лидерству являются характерными качествами кшатриев. Вера в ведическую культуру, неизменная склонность к благотворительности, искренность, служение брахманам и постоянное стремление преумножать свое богатство представляют собой основные качества вайшьев. Добросовестное служение брахманам, коровам, полубогам и всем, кто достоин поклонения, а также полная удовлетворенность доходом, который приносит такое служение, являются врожденными качествами шудр».

«Шримад‑Бхагаватам». 11.17.16—11.17.19

Принадлежность к этим четырем сословиям определяется положительными качествами людей. Что же касается отрицательных качеств, то они делают человека антьяджей, или изгоем, выводя его за пределы общества варнашрамы. Единственное спасение для таких людей заключается в том, чтобы избавиться от отрицательных качеств.

«Нечистоплотность, лживость, склонность к воровству, безверие, вздорность, похотливость, несдержанность и неудовлетворенность — все это качества, присущие самым ничтожным представителям рода человеческого, отвергнутым системой варнашрамы».

«Шримад‑Бхагаватам». 11.17.20

В момент рождения основные качества человека находятся в зачаточном состоянии. Влияние окружающей среды и воспитание являются теми факторами, которые позволяют наклонностям человека развиться в полной мере. Разумеется, в конечном счете, натура человека определяется его поступками в прошлых жизнях (кармой). В зависимости от своей кармы ребенок рождается в той или иной семье и ему наследственным путем передаются определенные качества. Впоследствии окружение ребенка и воспитание помогают этим качествам развиться или, наоборот, заслоняют их. Принято считать, что в семьях шудр рождаются шудры, а в семьях брахманов — брахманы. Чаще всего так и происходит, однако из этого правила бывают исключения.

Мудрецы, составившие священные писания, предусмотрели самскары, или очистительные обряды, которые позволяют выявить природу человека и установить его варну.

«Общественное положение человека, проявляющего описанные мною признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, следует определять именно по этим признакам, даже если он родился в другом сословии». «Шримад‑Бхагаватам». 7.11.35

Однако со временем эти обряды были забыты, вследствие чего человечество пришло в упадок. Это доказывает, что правила, определяющие обязанности сословий (варн), — это и есть те правила, по которым должно жить общество.

Приём гостей

Каждый должен проявлять радушие по отношению к своим гостям и обществу в целом. Тот, в чей дом пришли гости, обязан оказать им достойный прием. Что касается радушия по отношению к обществу в целом, оно должно проявляться в деятельности на благо всех его членов.

Чистоплотность

Чистоплотность включает в себя поддержание в чистоте собственного тела, дорог, купален, лавок, коровников, храмов, домов и парков, а также совершение паломничества по святым местам. Под индивидуальной чистотой подразумевается как внутренняя чистота, так и внешняя.

Внутренняя чистота, или чистота помыслов, достигается отказом от греховных поступков и совершением пуньи. Для этого также необходимо довольствоваться умеренным количеством пищи, которая должна быть легкой и свободной от греха. Употребление еды или питья, которых коснулись люди, приверженные к спиртному или имеющие другие пороки, оскверняет ум.

Из всех методов очищения ума главным является памятование о Вишну. Очистить грешный ум можно и с помощью праяшчитты, покаяния, но покаяние избавляет лишь от последствий греховных поступков, не уничтожая их причины — греховных желаний. Искупление грехов с искренним раскаянием в содеянном помогает преодолеть низменные желания, однако избавиться от первопричины всех грехов — враждебного отношения к Господу — можно только благодаря памятованию о Нем.

«Великие мудрецы установили, что за тяжкие грехи человек должен совершить суровое покаяние, а за менее тяжкие — легкое. Но повторение мантры Харе Кришна избавляет от последствий любых грехов. Аскезой, пожертвованиями, исполнением священных обетов и прочими благочестивыми делами можно свести на нет последствия своей греховной жизни, но корень материальных желаний в сердце останется нетронутым. Тот же, кто станет служить лотосным стопам Личности Бога, очень быстро очистится от скверны греховных желаний». Шримад Бхагаватам 6.2.16—6.2.17

Заметим, что очищению ума также способствует омовение в таких священных реках, как Ганга, и созерцание Божества в храме.

Внешняя чистота включает в себя чистоту тела, одежды и жилища. Для того чтобы поддерживать внешнюю чистоту, необходимо омываться прохладной водой, носить чистую одежду и есть пищу в гуне благости. Если какая-либо часть тела коснулась нечистот, ее необходимо вымыть водой.

Следует убирать не только собственный дом, купальню, дорогу перед домом, коровник, храм и внутренний двор, но и дороги и купальни общего пользования, а также рынки и храмы. Если город большой, горожане должны собирать деньги на поддержание в нем чистоты. Все это относится к благочестивой деятельности. Каждый должен содержать в чистоте собственный сад, а также участвовать в наведении порядка в городских парках, как говорилось выше.

Паломничество — еще один, необыкновенно действенный, метод очищения человека. Хотя главной целью паломничества является встреча со святыми, оно само по себе избавляет человека от многих греховных желаний и тем самым очищает его.

Соблюдение праздников

Существует три вида праздников:

· религиозные праздники,

· семейные торжества и

· всевозможные увеселительные мероприятия.

Религиозные праздники отмечают довольно часто. Их проведение благотворно во всех отношениях, ибо они собирают много людей, включают в себя приготовление изысканных яств, выступление музыкантов и актеров, кормление неимущих и поднесение даров брахманам, сведущим в писаниях. Тот, кто в состоянии организовать подобные праздники, но не делает этого, повинен в пренебрежении своим долгом. Религиозные праздники ни в коем случае нельзя игнорировать, особенно если они проводятся в атмосфере преданности и любви к Господу.

Семейные торжества обычно устраивают в честь рождения ребенка, церемоний первого кормления злаками, надевания священного шнура, свадьбы, обряда поминовения предков и т. д. Каждый человек обязан по мере возможностей отмечать эти события.

Исполнение обетов, врат.

Вратами называют обеты, покаяния или религиозные обряды. Враты бывают 3 видов:

· Связанные с телом

· Общественной деятельностью

· Духовной жизнью.

К вратам, связанным с телом, относится омовение рано утром, обхождение вокруг храма, принесение поклонов и т.д. Когда один из элементов тела (желчь, слизь или воздух) выходит из равновесия, человек заболевает. Чтобы избежать этого, нужно поститься в определенные дни, например, в полнолуние и новолуние или по понедельникам (этим днём управляет Луна). Соблюдение поста, укрощение чувств и отказ от обычной деятельности в такие дни помогает сосредоточиться на Господе. Если в таких постах есть необходимость, их соблюдение приносит человеку благочестие (пунью).

Очистительные церемонии, именуемые самскарами, связаны с общественной деятельностью. Одни самскары проводятся по‑разному у людей, принадлежащих к разным сословиям, а другие одинаковы для всех. К числу последних относится церемония бракосочетания, во время которой мужчина берет в жены девушку из своего сословия. Особенно важен обет единобрачия, поскольку любые другие формы брака являются не более чем уступкой похотливым желаниям мужчины. Подобную склонность проявляют лишь низменные люди. Двоеженство допустимо только в исключительных случаях, например, если первая жена бесплодна.

К духовным вратам относится выполнение ежемесячных обетов, упомянутых в «Махабхарате», соблюдение в течение года двадцати четырех постов в дни экадаши и шести постов в дни явления воплощений Господа.

Обеты данные духовному учителю на церемонии посвящения. Более подробно об этих обетах, описанно в «Хари‑бхакти‑виласе».

Забота о домашних животных

Забота о животных является благим делом потому, что от этих животных зависит благополучие человека. Домашних животных следует хорошо кормить, чтобы они набирали вес и силу, и улучшать их породу. Для этого их необходимо содержать в хороших условиях. В первую очередь это относится к коровам и быкам, которых можно использовать не только в сельском хозяйстве, но и для перевозки грузов. Поскольку коровы и быки оказывают большую помощь людям, о них нужно заботиться, обеспечивать их хорошим кормом и содержать их в хороших условиях. Разведение этих животных и забота о них испокон веков считались благочестивым делом.

Урок 12 Абхидея-гьяна.

«Обзор второстепенных правил».

( по книге «Шри Чайтанья Шикшамрита» Бхактивинода Тхакура)

Абхидея-гьяна.

Знание о практике, приводящей к высшему совершенству жизни, на санскрите называется абхидхея-гьяна. Эта практика состоит из двух частей:

· Ваидхи-садхана-бхакти "регу­ли­руемое" - практика преданного служения Богу, осуществляемая в соответствии с правилами и ограничениями, осно­ва­нное на соблюдении регулиру­ющих принципов. На этом уровне преданный беспре­кословно выполняет все указа­ния духовного учителя и авторитетных пи­са­ний.

· Рагануга-садхана-бхакти - практика преданного служения Богу, выполняемая из свободной, немотивированной любви к Богу.

Что такое бхакти-йога?

«Следование правилам бхакти, помогающим обрести в сердце влечение к лотосным стопам Кришны, и одновременное соблюдение заповедей Варнашрама‑дхармы, позволяющих заботиться о теле, называется бхакти‑йогой».

«Общество не может называться человеческим, пока оно не примет принципы варна-ашрамы, так как предписывает это Господь. Такие люди не лучше животных, т.к. их жизнь не регламентирована человеческим обществом». Из лекции ШП БГ.1.43

Три пути

Преданное служение, является единственным путем к Богу. Но помимо этого карма (деятельность) и гьяна (путь знания) имеют определенную ценность, хотя сами по себе они не могут привести к бхакти. Предписания, связанные с кармой и гьяной, относятся к разряду второстепенных правил, а слушание и повторение повествований о Кришне и Его Святых имен — к разряду главных. Хотя карма и гьяна носят второстепенный характер, они, тем не менее, могут служить средством совершенствования для людей, погрязших в материальной жизни.

«Чтобы помочь людям достичь совершенства, Я предначертал для них три пути возвышения — путь знания, путь кармической деятельности и путь преданного служения. Помимо них, нет других путей к высшей цели». «Шримад‑Бхагаватам». 11.20.6

Гьяна и карма помогают достичь бхакти, а бхакти, в свою очередь, приводит к преме. И эти методы связаны между собой. Карма и гьяна могут служить средством совершенствования, если они делают тело и ум человека, а также его окружение благоприятными для преданного служения. В противном случае, Священные писания порицают карму и гьяну, приравнивая их к мирской деятельности.

Три вида второстепенных правил

1. Правила, касающегося социальной сферы;

2. Правила для поддержания порядка в обществе;

3. Правила относящиеся к следующей жизни человека.

Наши рекомендации