О милости безопасности, здоровья и пропитания
О милости безопасности, здоровья и пропитания
Со слов ‘Убайдуллаха ибн Михсана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто из вас застал утро, будучи в безопасности за себя и свою семью, будучи в добром здравии, и имея достаточно пропитания, чтобы хватило ему на один день, то можно сказать, что весь мир был дарован ему».
Этот хадис приводят имамы аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 300, ат-Тирмизи 2346, Ибн Маджах 4141 и др. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи, имам аш-Шаукани, шейх Ибн Бадран, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Къадир” 2/282, “Шарх Китаб аш-Шихаб” 114, «‘Умдату-ттафсир» 1/657, «Сахих аль-джами’» 6042.
Имам аль-Мунауи в отношении этого хадиса сказал: “Кому Аллах даровал здоровье, спокойствие сердца во всем, наделил необходимым пропитанием на день и семья его пребывает в безопасности, тому Аллах даровал все милости, свыше которых не дано даже тому, кто владеет всем миром! Следовательно, человеку необходимо встречать свой день, будучи благодарным, используя эти блага в подчинении Аллаху, который облагодетельствовал его ими, а не использовать эти милости в ослушании и отдалении от поминания Аллаха”. См. “Файдуль-Къадир” 6/68.
Этот величайший хадис указывает на то, что безопасность, здоровье и пропитание, которого достаточно на один день, являются величайшими милостями Аллаха. И в данном хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал с безопасности, ибо безопасность превосходит по своей важности и значимости здоровье и удел.
Безопасность
Безопасность после истинной исламской веры является величайшей милостью Аллаха, которую Он даровал Своим рабам. Однако, к великому сожалению, множество людей не ценят или не замечают такую величайшую милость Аллаха, как безопасность, и зачастую вспоминают о ней лишь тогда, когда они теряют ее. На важность безопасности указывает также тот факт, что Аллах упомянул о безопасности во многих аятах Корана. Так, Всевышний Аллах сказал: «Вот сказал Ибрахим: “Господь мой! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день”» (аль-Бакъара 2: 126).
В этом аяте безопасность упоминается перед уделом, что указывает на важность этого.
Всевышний Аллах также сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (ан-Нур 24: 55).
«В поселении сабейцев было знамение – два сада справа и слева. Вкушайте из удела вашего Господа и благодарите Его. Прекрасная страна и Прощающий Господь! Но они отвернулись, и Мы наслали на них поток, прорвавший плотину, и заменили их два сада двумя садами с горькими плодами, тамариском и несколькими лотосами. Так Мы воздали им за то, что они не уверовали. Разве Мы караем так кого-либо, кроме неблагодарных? Между ними и городами, которые Мы благословили, Мы воздвигли ясно различимые города и размерили путь между ними. Разъезжайте между ними ночью и днем в безопасности!» (Саба 34: 15:18).
«Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое. Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили» (ан-Нахль 16: 112).
«Из-за страха перед тем, что фараон и его знать будут преследовать их, Мусе поверили лишь немногие потомки из его народа. Воистину, фараон был деспотичным тираном на земле» (Юнус 10: 83).
«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны» (аль-Анфаль 8: 26).
«Когда они вошли к Юсуфу, он прижал к себе родителей и сказал: “Входите в Египет, будучи в безопасности, если этого пожелает Аллах”» (Юсуф 12: 99).
«Когда же он (Муса) увидел, как его посох извивается, словно змея, он бросился бежать не оборачиваясь. Аллах сказал: “О Муса! Подойди и не бойся, ибо ты являешься одним из тех, кто находится в безопасности”» (аль-Къасас 28: 31).
«Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), Который накормил их после голода и избавил их от страха» (Къурайш 106: 3-4).
Все эти аяты указывают на то, какое важное положение занимает безопасность в религии Ислам! Ведь при отсутствии безопасности люди не смогут воплощать религию должным образом. Более того, отсутствие безопасности является одной из основных причин, которая мешает людям узнать истину и следовать ей. Говоря о великой пользе Худайбийского перемирия, имам аз-Зухри сказал: “Не было более великого открытия в Исламе до этого! Поистине, было лишь сражение между людьми, когда они сталкивались друг с другом. Когда же был заключен договор, а война сложила свою ношу и люди были в безопасности друг от друга, они стали выслушивать и спорить друг с другом. И каждый, кому говорили об Исламе, кто хоть что-то соображал, обязательно принимал Ислам. И поистине, вошли в Ислам за эти два года (во время перемирия) столько же, сколько людей вошло в Ислам до этого перемирия (за 18 лет) или даже больше!” Ибн Хишам в “ас-Сира” 2/322, Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” 6/221.
Свят Аллах, обратите внимание на плоды этого перемирия! Ведь недаром Всевышний Аллах назвал Худайбийское перемирие «победой», ниспослав после его заключения аят: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (аль-Фатх 48: 1).
Фахр ар-Рази говорил: “Как-то одного из ученых спросили: “Что лучше, безопасность или же здоровье?” Он ответил: “Безопасность лучше. И довод этому пример овцы, которая если сломает ногу, то со временем она заживет и будет покорна пастуху, пасясь на пастбище. Если же овцу держать в месте, где поблизости есть волки, то она перестает кушать по причине страха и умирает. Это указывает на то, что вред от страха хуже, чем вред от болезней тела”. См. “Тафсир аль-кабир” 19/107.
Шейх Мукъбиль ибн Хади говорил: “Сторонники Сунны – первые, кто ненавидит тех, которые занимаются разрушениями в стране! Ведь поистине, нам приказано сохранять спокойствие. И не получится призывать к религии и обучать людей, кроме как при наличии мира и спокойствия. А иначе, кто сможет проводить уроки и говорить: «Сказал аль-Бухари…», в то время, как пули влетают через окна?! Безопасность необходима для того, чтобы человек мог составлять книги, призывающий мог призывать к религии Аллаха, и любой, у кого есть активность из сторонников Сунны мог что-то делать, пребывая в безопасности”. См. “аль-Ба’ис ‘аля шарх аль-хауадис” 72.
Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Нет сомнения в том, что безопасность является необходимой, и человечество нуждается в ней больше, чем в питье и еде. Поэтому пророк Ибрахим (мир ему) попросил сначала безопасность, а затем удел (ризкъ): «Вот сказал Ибрахим: “Господь мой! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день”» (аль-Бакъара 2: 126). При наличии страха люди не чувствуют удовлетворенность питьем и едой. Вместе со страхом прерываются пути, по которым перевозится продовольствие из страны в страну, поэтому Аллах назначил суровое наказание за разбой и грабеж на дорогах. Ислам пришел для сохранения пяти важных вещей (ад-дарурият-уль-хамс): религии, жизни, разума, чести и имущества. Существуют суровые наказания относительно того, кто посягает на что-либо из этого, и не имеет значение, посягательство происходит на мусульман или же неверных. По отношению к неверному, который находится в договоре с мусульманами (му’ахад), запрещено то же, что и по отношению к мусульманину! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто убьет му’ахада, тот не почувствует запаха Рая». Что же касается тех, кто нарушает безопасность (амн), то они являются либо хариджитами, либо разбойниками на дорогах, либо бунтовщиками. Против всех этих трех групп, следует принимать суровые меры”. См. “Фатауа аш-шар’ия фи къадая аль-‘асрия” 125.
И именно по причине важности сохранения безопасности и удержания рабов друг от друга Шариат Аллаха уготовил суровое наказание для тех, кто сеет нечестие на земле, совершая разбои, грабежи и убийства. Всевышний Аллах сказал: «Мы предписали сынам Израиля: Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (аль-Маида 5: 32).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его посланника и стремятся сотворить нечестие на земле, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения» (аль-Маида 5: 33).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Этот аят был ниспослан относительно многобожников”. Абу Дауд 4372, ан-Насаи 7/101. Иснад хороший.
А Са’д ибн Аби Уаккъас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Этот аят ниспослан в отношении хариджитов”. Ибн Мардауайх. Иснад достоверный. См. “ад-Дурруль-мансур” 5/259.
Но хафиз Ибн Касир сказал: “Правильным является то, что данный аят является обобщенным и касается как многобожников, так и других, кто совершает упомянутое”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/261.
Муджахид в отношении слов: «стремятся сотворить нечестие на земле» сказал: “Т.е. совершают прелюбодеяние, воровство, убийство, порчу потомства и посева”. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 5/289.
Имам Ибн аль-Джаузи в отношении этого аята: сказал: “Что касается «нечестия», то это убийство, нанесение увечий, захват имущества и устрашение на дорогах”. См. “Задуль-масир” 3/345.
И не является условием, чтобы быть из числа сеющих нечестие, забирать имущество и убивать с помощью оружия! Ученые также отнесли к этому такой случай, когда человек тайком пробрался в дом, или же сопровождал человека в пути, затем подложил ему яд в еду и убил его. См. “аль-Кафи” 2/108.
Ас-Судди в толковании этого аята сказал: “Мы слышали, что если человек убил, то его убивают. Если забрал имущество, то его не убивают, но отрезают руку. За разбой и грабеж ему отрубают ногу. А если он убил и забрал имущество, то ему отрубают руку, ноги или его следует распять. Но если такой человек покается и придет к правителю мусульман до того, как его поймают, и правитель даст ему гарантию безопасности, то его не трогают”. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 5/292.
Имам аль-Уахиди в своем тафсире сказал: “Слова: «сражаться с Аллахом и Его посланником», означают: ослушаться их и не повиноваться им. А слова: «распространять нечестие на земле», означают: совершать убийства и забирать силой имущество людей”. См. “Тафсир аль-Уахиди” 1/317.
Шейхуль-Ислама Ибн Таймия к этому аяту говорил: “Саляфы применяли этот аят как к неверным, так и к мусульманам, и включали в этот аят всех, как разбойников на дорогах, которые силой отбирают имущество людей. Из-за их деяний их посчитали воюющими с Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха) и сеющими нечестие на земле, даже если совершающие в этом были убеждены в том, что это деяние не дозволено!” См. “Маджму’уль-фатауа” 28/470.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “Что же касается разбойников, то их следует убить за отбирание имущества людей, так как вред их общий и они как воры. И убийство таких людей является наказанием от Аллаха. И в этом факъихи единогласны. И даже если убитый не приравнивается к тому, кто его убил, как например, убийца был свободным, а убитый им – рабом, или убийца был мусульманином, а убитый – неверным, находящимся в договоре. Ученые разошлись в в этом случае, казнят ли того, кто занимается грабежом и разбоем? Правильным мнением является то, что такого человека следует казнить за общее распространение вреда, как например, им отрезали бы руку за кражу имущества”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/311.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В свое время люди из племени ‘Укль прибыли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и приняли Ислам. Находясь в Медине, они почувствовали недомогание, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел им какое-то время пить мочу и молоко дойных верблюдиц. Они отправились туда, куда им было сказано, а когда выздоровели, они стали вероотступниками, убили пастуха пророка (мир ему и благословение Аллаха) и угнали верблюдов. В Медине об этом узнали в начале дня, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил за ними погоню. К полудню их уже привели в Медину, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел отрубить им руки и ноги, и выжечь им глаза. Затем их оставили умирать”. И Анас сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел выжечь им глаза по той причине, что они сделали то же самое с пастухами”. Передатчик этого хадиса Абу Къиляба сказал: “Эти люди своровали, убили и впали в неверие после веры. И Они воевали против Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” аль-Бухари 233, 4192, 6802, Муслим 1671.
Сот слов Ибн ‘Умара и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Один день, в который совершается наказание Аллаха на земле (хадд), лучше для жителей земли, что дождь в течение сорока ночей!» Ибн Маджах 2537, 2538. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 231.
Имам аль-Мунауи в отношении данного хадиса сказал: “Применение наказания Аллаха в отношении заслужившего его, после того, как это было доказано, лучше дождя в течение сорока, а в другой версии хадиса сказано: тридцати ночей в городах Аллаха. Причина этого в том, что в установлении наказаний содержится устрашение для творений и удержания их от грехов, а также это является причиной ниспослания дождя. Если же удерживаться от применения наказаний и проявлять халатность к этому, то люди впадут в грехи и их может постичь засуха. Ведь применение наказаний – это проявление справедливости, а справедливость лучше, чем дождь, ибо дождь оживляет лишь землю, а справедливость оживляет творения. Более того, непрерывный и длительный дождь может нанести вред, тогда как применение наказания содержит в себе только благо”. См. “Файдуль-Къадир” 2/217.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День!» Его спросили: “О посланник Аллаха, а каково его право?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» ан-Насаи 7/239, Ахмад 4/389. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. также “Сахих ат-таргъиб” 1/631.
Имам Абу Бакр Ибн аль-‘Араби говорил: “Достоверно известно о запрете убийства животного без права и есть угрозы в адрес того, кто это совершил. А что же можно сказать об убийстве сына Адама (человека), или мусульманина, или же богобоязненного и праведного мусульманина?!” См. “Фатхуль-Бари” 12/196.
Более того, наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) строго запретил даже просто пугать в шутку мусульман! ‘Абдур-Рахман ибн Аби Лейля рассказывал: “Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали, что однажды во время одного из походов вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) один из них уснул, и пока он спал, они взяли его стрелы. Когда же он проснулся, то испугался, и они стали смеяться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: «Почему вы смеетесь?» Они сказали: “Мы взяли его стрелы, пока он спал, что испугало его”. Тогда он сказал: «Запрещено мусульманину пугать мусульманина!»” Абу Дауд 5004, Ахмад 5/362. Хафиз Зайн аль-‘Иракъи, имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 3/404, “Файдуль-Къадир” 6/118, “Гъаятуль-марам” 447.
Имам аль-Мунауи после этого хадиса сказал: “Даже если (пуганье) произошло по причине шутки, как направление в его сторону шутя оружия, или просто железа, змею, или взять его припасы, потеря которых может его напугать, все это запрещено по причине того, что причиняет мусульманину зло и вред! А ведь мусульманином является тот, от языка и рук которого находятся в безопасности другие мусульмане!” См. “Файдуль-Къадир” 6/118.
Что касается защиты от страха, то наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучил свою общину мольбе, которая может стать причиной защиты от этого. Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В день битвы у Рва мы сказали: «О посланник Аллаха, есть что-либо, что нам произносить? Поистине, наши сердца достигли уже глоток (от страха)!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да, говорите: “О Аллах, прикрой нашу наготу и обезопась от страха!”»И после этого Аллах ударил в лица наших врагов ветром, и разгромил их посредством него!”Ахмад 3/3, аль-Баззар 3119. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2018.
اللَّهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِناَ، وَآمِنْ رَوْعَتِنَا
/Аллахумма-стур ‘ауратина уа амин рау’атина/.
2. Здоровье
Что же касается здоровья, то это также из числа величайших милостей Аллаха, ведь сколь много людей лишены этого. Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Многие люди лишены двух милостей: здоровья и свободного времени». аль-Бухари 6412.
Му’аз ибн Рифа’а со слов своего отца передал: “Однажды Абу Бакр ас-Сиддыкъ (да будет доволен им Аллах) взошел на минбар, заплакал и сказал: “В первый год (после хиджры) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал на минбар, заплакал и сказал: «Просите Аллаха о прощении и благополучии, ибо поистине, никому не было даровано после убежденности (веры) ничего лучшего, чем благополучие!»” ат-Тирмизи 3558. Имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-таргъиб” 3387.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Было сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) заплакал по причине знания им того, что его община впадет в смуту, что ими овладеет страсть, стремление обрести имущество и власть. По этой причине он повелел им обращаться к Аллаху с мольбой о прощении и благополучии, чтобы это защитило их от смуты”. См. “Тухфатуль-ахуази” 9/485.
Что же касается значения слов: «прощение» (аль-‘афу) и «благополучие» (аль-‘афия), то шейх аль-Мубаракфури сказал, что «аль-‘афу» – это: прощение, избегание грехов и просьба об их искуплении. А «аль-‘афия» – это: безопасность в религии от искушений и безопасность тела от болезней. См. “Тухфатуль-ахуази” 9/485.
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет лучшей мольбы, которой взывал бы раб Аллаха, чем мольба: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благополучии в мире этом и в мире ином!”» Ибн Маджах 3851, ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/165, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 6145. Хафиз аль-Музири, хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “аз-Зауаид” 2/232, “Сахих ат-таргъиб” 3388.
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْمُعَافَاةَ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَة
/Аллахумма инни ас-алюка аль-му’афа фи-ддунья уаль-ахыра/.
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо больных людей, он сказал: «Почему эти люди не просят Аллаха о благополучии (аль-‘афия)?!» аль-Баззар 3134. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2197.
Также Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел навестить одного человека из числа мусульман, который от болезни стал похож на цыпленка. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Обращаешься ли ты с мольбами к Аллаху (для исцеления)?» Он ответил: “Да, я говорю: “О Аллах, если Ты решил наказать меня в Последней жизни, то лучше накажи меня в мире этом”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Свят Аллах! Ты не вынесешь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня!” После этого он обратился за него с мольбой и тот исцелился”. Муслим 2688.
اللَّهُمَّ آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
/Аллахумма атина фи-ддунья хасанатан уа филь-ахырати хасанатан уа къина ‘азаба-ннар/.
И пусть же те, кому Аллах даровал такую милость, как здоровье, воспользуется этим прежде, чем станут больными и беспомощными, как завещал это наш пророк (мир ему и благословение Аллаха)! Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других: воспользуйся своей молодостью прежде старости, здоровьем прежде болезни, богатством прежде бедности, свободным временем прежде занятости, и своей жизнью прежде смерти!» аль-Хаким 4/341, аль-Къуда’и 1/145. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, имам аз-Захаби, ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 3355, «Сахих аль-джами’» 1077.
Что же касается тех, кого постигла некая болезнь, то и это может обернуться для праведного и терпеливого человека великой милостью! Абу Аш’ас ас-Сан’ани рассказывал, что когда он оправился в мечеть в Дамаске, он встретил Шаддада ибн Ауса и ас-Санабихи, и спросил их: “Куда вы идете? Да окажет вам Аллах Свою милость”. Они ответили: “Желаем проведать тут нашего больного брата-мусульманина”. Он отправился с ними, а когда они вошли к больному, то спросили его: “Как ты застал утро?” Он ответил: “Застал в благоденствии”. Тогда Шаддад ему сказал: “Так возрадуйся же искуплению грехов! Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Великий и Всемогущий Аллах говорит: “Если Я пошлю кому-либо из Моих правоверных рабов испытание (в виде болезни), после чего он воздаст Мне хвалу за ниспосланное испытание, то он встанет со своего ложа безгрешным, как в тот день, когда родила его мать”. И Всевышний говорит (ангелам): “Я ограничиваю возможности Своего раба и испытываю его. Посему записывайте ему вознаграждение, которое вы записывали ему, когда он был здоров”».
Ахмад 4/123, ат-Табарани в “аль-Кабир” 7136. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Джами’ аль-масанид уа-ссунан” 5138, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2009.
О милости безопасности, здоровья и пропитания
Со слов ‘Убайдуллаха ибн Михсана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто из вас застал утро, будучи в безопасности за себя и свою семью, будучи в добром здравии, и имея достаточно пропитания, чтобы хватило ему на один день, то можно сказать, что весь мир был дарован ему».
Этот хадис приводят имамы аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 300, ат-Тирмизи 2346, Ибн Маджах 4141 и др. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи, имам аш-Шаукани, шейх Ибн Бадран, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Къадир” 2/282, “Шарх Китаб аш-Шихаб” 114, «‘Умдату-ттафсир» 1/657, «Сахих аль-джами’» 6042.
Имам аль-Мунауи в отношении этого хадиса сказал: “Кому Аллах даровал здоровье, спокойствие сердца во всем, наделил необходимым пропитанием на день и семья его пребывает в безопасности, тому Аллах даровал все милости, свыше которых не дано даже тому, кто владеет всем миром! Следовательно, человеку необходимо встречать свой день, будучи благодарным, используя эти блага в подчинении Аллаху, который облагодетельствовал его ими, а не использовать эти милости в ослушании и отдалении от поминания Аллаха”. См. “Файдуль-Къадир” 6/68.
Этот величайший хадис указывает на то, что безопасность, здоровье и пропитание, которого достаточно на один день, являются величайшими милостями Аллаха. И в данном хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал с безопасности, ибо безопасность превосходит по своей важности и значимости здоровье и удел.
Безопасность
Безопасность после истинной исламской веры является величайшей милостью Аллаха, которую Он даровал Своим рабам. Однако, к великому сожалению, множество людей не ценят или не замечают такую величайшую милость Аллаха, как безопасность, и зачастую вспоминают о ней лишь тогда, когда они теряют ее. На важность безопасности указывает также тот факт, что Аллах упомянул о безопасности во многих аятах Корана. Так, Всевышний Аллах сказал: «Вот сказал Ибрахим: “Господь мой! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день”» (аль-Бакъара 2: 126).
В этом аяте безопасность упоминается перед уделом, что указывает на важность этого.
Всевышний Аллах также сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (ан-Нур 24: 55).
«В поселении сабейцев было знамение – два сада справа и слева. Вкушайте из удела вашего Господа и благодарите Его. Прекрасная страна и Прощающий Господь! Но они отвернулись, и Мы наслали на них поток, прорвавший плотину, и заменили их два сада двумя садами с горькими плодами, тамариском и несколькими лотосами. Так Мы воздали им за то, что они не уверовали. Разве Мы караем так кого-либо, кроме неблагодарных? Между ними и городами, которые Мы благословили, Мы воздвигли ясно различимые города и размерили путь между ними. Разъезжайте между ними ночью и днем в безопасности!» (Саба 34: 15:18).
«Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое. Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили» (ан-Нахль 16: 112).
«Из-за страха перед тем, что фараон и его знать будут преследовать их, Мусе поверили лишь немногие потомки из его народа. Воистину, фараон был деспотичным тираном на земле» (Юнус 10: 83).
«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны» (аль-Анфаль 8: 26).
«Когда они вошли к Юсуфу, он прижал к себе родителей и сказал: “Входите в Египет, будучи в безопасности, если этого пожелает Аллах”» (Юсуф 12: 99).
«Когда же он (Муса) увидел, как его посох извивается, словно змея, он бросился бежать не оборачиваясь. Аллах сказал: “О Муса! Подойди и не бойся, ибо ты являешься одним из тех, кто находится в безопасности”» (аль-Къасас 28: 31).
«Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), Который накормил их после голода и избавил их от страха» (Къурайш 106: 3-4).
Все эти аяты указывают на то, какое важное положение занимает безопасность в религии Ислам! Ведь при отсутствии безопасности люди не смогут воплощать религию должным образом. Более того, отсутствие безопасности является одной из основных причин, которая мешает людям узнать истину и следовать ей. Говоря о великой пользе Худайбийского перемирия, имам аз-Зухри сказал: “Не было более великого открытия в Исламе до этого! Поистине, было лишь сражение между людьми, когда они сталкивались друг с другом. Когда же был заключен договор, а война сложила свою ношу и люди были в безопасности друг от друга, они стали выслушивать и спорить друг с другом. И каждый, кому говорили об Исламе, кто хоть что-то соображал, обязательно принимал Ислам. И поистине, вошли в Ислам за эти два года (во время перемирия) столько же, сколько людей вошло в Ислам до этого перемирия (за 18 лет) или даже больше!” Ибн Хишам в “ас-Сира” 2/322, Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” 6/221.
Свят Аллах, обратите внимание на плоды этого перемирия! Ведь недаром Всевышний Аллах назвал Худайбийское перемирие «победой», ниспослав после его заключения аят: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (аль-Фатх 48: 1).
Фахр ар-Рази говорил: “Как-то одного из ученых спросили: “Что лучше, безопасность или же здоровье?” Он ответил: “Безопасность лучше. И довод этому пример овцы, которая если сломает ногу, то со временем она заживет и будет покорна пастуху, пасясь на пастбище. Если же овцу держать в месте, где поблизости есть волки, то она перестает кушать по причине страха и умирает. Это указывает на то, что вред от страха хуже, чем вред от болезней тела”. См. “Тафсир аль-кабир” 19/107.
Шейх Мукъбиль ибн Хади говорил: “Сторонники Сунны – первые, кто ненавидит тех, которые занимаются разрушениями в стране! Ведь поистине, нам приказано сохранять спокойствие. И не получится призывать к религии и обучать людей, кроме как при наличии мира и спокойствия. А иначе, кто сможет проводить уроки и говорить: «Сказал аль-Бухари…», в то время, как пули влетают через окна?! Безопасность необходима для того, чтобы человек мог составлять книги, призывающий мог призывать к религии Аллаха, и любой, у кого есть активность из сторонников Сунны мог что-то делать, пребывая в безопасности”. См. “аль-Ба’ис ‘аля шарх аль-хауадис” 72.
Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Нет сомнения в том, что безопасность является необходимой, и человечество нуждается в ней больше, чем в питье и еде. Поэтому пророк Ибрахим (мир ему) попросил сначала безопасность, а затем удел (ризкъ): «Вот сказал Ибрахим: “Господь мой! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день”» (аль-Бакъара 2: 126). При наличии страха люди не чувствуют удовлетворенность питьем и едой. Вместе со страхом прерываются пути, по которым перевозится продовольствие из страны в страну, поэтому Аллах назначил суровое наказание за разбой и грабеж на дорогах. Ислам пришел для сохранения пяти важных вещей (ад-дарурият-уль-хамс): религии, жизни, разума, чести и имущества. Существуют суровые наказания относительно того, кто посягает на что-либо из этого, и не имеет значение, посягательство происходит на мусульман или же неверных. По отношению к неверному, который находится в договоре с мусульманами (му’ахад), запрещено то же, что и по отношению к мусульманину! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто убьет му’ахада, тот не почувствует запаха Рая». Что же касается тех, кто нарушает безопасность (амн), то они являются либо хариджитами, либо разбойниками на дорогах, либо бунтовщиками. Против всех этих трех групп, следует принимать суровые меры”. См. “Фатауа аш-шар’ия фи къадая аль-‘асрия” 125.
И именно по причине важности сохранения безопасности и удержания рабов друг от друга Шариат Аллаха уготовил суровое наказание для тех, кто сеет нечестие на земле, совершая разбои, грабежи и убийства. Всевышний Аллах сказал: «Мы предписали сынам Израиля: Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (аль-Маида 5: 32).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его посланника и стремятся сотворить нечестие на земле, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения» (аль-Маида 5: 33).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Этот аят был ниспослан относительно многобожников”. Абу Дауд 4372, ан-Насаи 7/101. Иснад хороший.
А Са’д ибн Аби Уаккъас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Этот аят ниспослан в отношении хариджитов”. Ибн Мардауайх. Иснад достоверный. См. “ад-Дурруль-мансур” 5/259.
Но хафиз Ибн Касир сказал: “Правильным является то, что данный аят является обобщенным и касается как многобожников, так и других, кто совершает упомянутое”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/261.
Муджахид в отношении слов: «стремятся сотворить нечестие на земле» сказал: “Т.е. совершают прелюбодеяние, воровство, убийство, порчу потомства и посева”. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 5/289.
Имам Ибн аль-Джаузи в отношении этого аята: сказал: “Что касается «нечестия», то это убийство, нанесение увечий, захват имущества и устрашение на дорогах”. См. “Задуль-масир” 3/345.
И не является условием, чтобы быть из числа сеющих нечестие, забирать имущество и убивать с помощью оружия! Ученые также отнесли к этому такой случай, когда человек тайком пробрался в дом, или же сопровождал человека в пути, затем подложил ему яд в еду и убил его. См. “аль-Кафи” 2/108.
Ас-Судди в толковании этого аята сказал: “Мы слышали, что если человек убил, то его убивают. Если забрал имущество, то его не убивают, но отрезают руку. За разбой и грабеж ему отрубают ногу. А если он убил и забрал имущество, то ему отрубают руку, ноги или его следует распять. Но если такой человек покается и придет к правителю мусульман до того, как его поймают, и правитель даст ему гарантию безопасности, то его не трогают”. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 5/292.
Имам аль-Уахиди в своем тафсире сказал: “Слова: «сражаться с Аллахом и Его посланником», означают: ослушаться их и не повиноваться им. А слова: «распространять нечестие на земле», означают: совершать убийства и забирать силой имущество людей”. См. “Тафсир аль-Уахиди” 1/317.
Шейхуль-Ислама Ибн Таймия к этому аяту говорил: “Саляфы применяли этот аят как к неверным, так и к мусульманам, и включали в этот аят всех, как разбойников на дорогах, которые силой отбирают имущество людей. Из-за их деяний их посчитали воюющими с Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха) и сеющими нечестие на земле, даже если совершающие в этом были убеждены в том, что это деяние не дозволено!” См. “Маджму’уль-фатауа” 28/470.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “Что же касается разбойников, то их следует убить за отбирание имущества людей, так как вред их общий и они как воры. И убийство таких людей является наказанием от Аллаха. И в этом факъихи единогласны. И даже если убитый не приравнивается к тому, кто его убил, как например, убийца был свободн