Что отклоняет человека от покаяния
Аш-шейх д. Салех ибн Ганиб ас-Садлани
Профессор факультета аш-Шариа в Эр-Риаде
Человеческая душа склонна к злу и страстям и соблазняет человека наслаждениями и телесными страстями.
Совершение грехов ослабляет в сердце волю к добру, и тем самым усиливает у него желание к греху и постепенно слабеет желание к покаянию до тех пор, пока не исчезнет полностью любое желание раскаяться. Одни грехи вызывают другие и поощряют и толкают человека к совершению новых грехов. Это вызвано некоторыми причинами, из которых можно выделить следующие:
Первая: упование человека на беспредельную милость Аллаха, на Его щедрость и прощение, что привело некоторых грешников к тому, чтобы считать это поводом для совершения грехов,. если ты ему советуешь или запрещаешь грешить, он тебе скажет, что милость Аллаха чрезмерно велика и Его прощение охватывает все грехи. Однако это бедняга забыл о том, что если Аллах - Велик Он и Могуществен Всепрощающий, Он также - Хвала Ему Всевышнему - мучительно наказывает, и никто не может отвратить Его наказание от нечестивцев. Тот, кто уповает на Его милость,. настаивая на совершении грехов подобен упрямому и непослушному человеку.
Вторая: Страсть является немедленным наслаждением,. отказаться от него, опасаясь терять вознаграждение в будущей жизни, трудно для души.
Третья: Отсрочить покаяние, будучи обманутым ложными соблазнами и надеждами. Аллах предупредил людей от этого в разных аятах священного Корана. Всевышний говорит:
"О вы, которые уверовали! Пусть ни ваша имущество, ни ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, кто настаивает на этом, - они и есть потерпевшие урон." (аль-Мунафикун 9)
Четвертая: Усердно стремиться к наживе и приложив все усилия для этого, концентрировать все на этом и думать только об источниках и ресурсах имущества, что может привести к невнимательности и неизбежному концу т.е. к смерти и к тому, что человек забудет о подготовке к следующей жизни. Пророк - да благословит его Аллах и приветствует - сказал: "Если бы сын Адама владел двумя долинами,. наполненными богатством, то он пожелал бы владеть и третьей долиной и ничем не наполнится живот человека, кроме как землей (т.е. ничего не может удовлетворить его жадность), а Аллах прощает того, кто кается." (аль-Бухари и Муслим)
Пятая: Невнимательность и невежество, которые побуждают человека радоваться своей запрещенной страстью. Эта радость свидетельствует о том, что он сильно ее желает и не оценивает величие своего Господа,. которому он не подчиняется. Он также не знает дурные последствия этой запрещенной страсти и ее чрезмерную опасность.
Шестая: Умаление последствий и опасности греха приводит к тому, что человек не боится Аллаха.
>> >>
Щедрая благотворительность
Шайх Ахмад Фарид
Из характеристик Салаф
Одним из нравственных качеств и образа поведения Салаф было то, что они занимались щедрой благотворительностью, не обращая внимания на свою нужду, денно и нощно, тайно и открыто. Кто не имел еды или богатства для расходования, те благотворили, разделяя тяготы других и неся их тяготы на себе.
Аллах Всевышний сказал: "Те, которые издерживают своё имущество ночью и днём, тайно и явно, - им их награда у Господа их; нет страха над ними, и не будут они опечалены!". (Суратуль-Бакара 2:274). Он также сказал: "Никогда не достигните вы благочестия (бирр), пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы не издержали, - Аллах про это знает". (Сура Аали-Имран 3:92).
Абдул-Азиз ибн Умар (рахимахуллах) сказал: "Салят доставит тебя до середины дороги, пост доставит тебя до дверей короля, а благотворительность позволит тебе вступить в общество короля". Он также говорил: "Богатство для нас - залог для щедрости".
В их нравах было приветливо улыбаться в лицо нищего и не относиться к нему с подозрением. Они всегда думали, что нищий находится только в крайней нужде.
Суфьян ас-Саури (рахимахуллах) бывало, был вне себя от радости, когда видел нищего у своего порога, говоря ему: "Добро пожаловать тому, кто пришёл отмыть мои грехи".
Фудайл ибн 'Ийад (рахимахуллах) сказал: "Нищие - это такие хорошие люди! Они несут на себе наши запасы для загробной жизни без всякой платы, до того, когда они положат их на весы перед Аллахом, Всевышним".
>> >>
Совет Хатима аль-Асамма
Рассказывают, что однажды Шакик аль-Балхи спросил своего ученика Хатима аль-Асамма: "Сколько ты уже находишься в моём обществе?"
- Тридцать три года, - ответил тот.
- И чему же ты научился у меня за всё это время?
- он ответил: Восьми вещам.
- "Мы принадлежим Аллаху и Ему возвращаемся!", - воскликнул Шакик, - ты провел всю свою жизнь со мной и научился всего лишь восьми вещам? Каковы же они?
- Первое, - ответил Хатим, - я посмотрел на людей и увидел, что каждый из них любит нечто, и не устаёт делать это. Когда его опускают в могилу, всё, что он любил, расстаётся с ним. Поэтому, я сделал своими возлюбленными мои благие деяния, ведь, когда я войду в могилу, они войдут вместе со мной.
- Ты поступил хорошо, - сказал Шакик, - что же второе?
- Второе то, что я подверг изучению слова Всемогущего:"А кто боялся предстояния перед своим Господом и удерживал душу от страсти, то, поистине, Рай - это его прибежище". (79:40-41).
Зная, что слова Всемогущего - истинны, я боролся с самим собой, чтобы подчинить свои страсти, пока я не утвердился в Аллахе, Всемогущем. Третье, это то, что я посмотрел на людей, и увидел, что каждый имеет нечто ценное, что он лелеет и бережёт. Затем я обратился к словам Всемогущего: "То, что у вас, иссякнет, а то, что у Аллаха, остаётся" (16:96).
И когда что-либо ценное попадает мне в руки, я направляю его Аллаху, Всемогущему, с тем, чтобы оно сохранилось у Него для меня. Четвёртое то, что я посмотрел на создания Аллаха, и увидел, что все они возвышаются в основном за счёт богатства, положения, знатности и родословной. Я изучил эти вещи, и обнаружил, что они ничего не стоят. Затем, я прочитал слова Всевышнего: "Самый благородный среди вас пред Аллахом, это самый богобоязненный из вас" (49:13).
Так, я начал стремиться к богобоязненности, чтобы выглядеть пред Аллахом благородным. Пятое, то, что я посмотрел на людей, и обнаружил, что некоторые из них нападают на других, и некоторые из них проклинают других; и я осознал, что причиной тому является зависть. Затем я обратился к словам Всемогущего: "Мы разделили среди них их пропитание в жизни ближайшей" (43:32).
Поэтому, я оставил зависть и злобу к созданиям, зная, что предопределённое мне, должно обязательно постигнуть меня. Шестое, то, что я увидел как люди воюют и враждуют друг с другом. Я вгляделся в моего истинного врага, и нашёл, что это - шайтан, и, поистине, Аллах Всемогущий говорит: "Поистине, шайтан, вам враг, считайте же его врагом!" (35:6).
Так, я увидел в нём своего врага и возлюбил всех остальных. Седьмое то, что я посмотрел на людей и нашёл их взыскующими избыток в имуществе, и унижающимися ради этого. Я прочитал слова Всевышнего: "И нет ни одного животного на земле, пропитания которого не было бы у Аллаха" (11:6).
Я понял, что я из тех, которых пропитают, и поэтому занял себя Аллахом, и оставил всё остальное, кроме Него. Восьмое, это то, что я посмотрел на людей, и увидел, что они полагаются на различные вещи: один на свою торговлю, другой на своё ремесло и третий на своё здоровье. Каждое творение полагается на другое творение! Я обратился к словам Всемогущего: "А кто полагаются на Аллаха, для тех Он достаточен" (65:3).
Посему, я всецело положился на Аллаха, Всемогущего.
- Хатим, - сказал Шакик, - Аллах даровал тебе успех, и ты ничего не упустил. Он даёт мудрость кому пожелает.
>> >>