Признаки искренности кающегося
Аш-шейх д. Салех ибн Ганиб ас-Садлани
Профессор факультета аш-Шариа в Эр-Риаде
Устное произнесения слов покаяния не является доказательством истинности кающегося, до тех пор пока он не совершит некоторые действия, которые на практике утверждают его покаяние и осуществит его в действительности, что приведет к прощению и к тому, что Аллах примет его. Ведь человек говорит: "Я каялся", но не признается его покаяние, пока к этому не добавятся его поведения и дела, которые утверждают его покаяние. Можно выделить следующие признаки, которые указывают на искренность кающегося:
1 - Когда он действительно отказывается от греха и выполняет вместо него обряды поклонения, что свидетельствует о чувствительности его сердца, и о том, что он сожалеет о совершении греха и желает каяться.
2 - Когда он имеет твердое и истинное намерение выполнить все предписанные религиозные обязанности, которые он упустил и быть праведным в дальнейшем. Если в прошлом не соблюдал какое-то религиозное служение, то ему нужно его возместить, исполняя его, если он не вернул какой-то долг, то он должен его вернуть, или если он совершил какой-то проступок, за которое есть определенное наказание, то ему нужно печалиться, что он его совершил. Это доказательство того, что он высоко почитает Аллаха и сильно Его боится, хочет Его удовлетворить и приобрести Его награды и милости.
3 - Когда он испытывает чувство сильной скорби, так же, как скорбели Ка'аб ибн Малик и его два приятеля, и тогда его одолеют сильная печаль и плачь, которые удерживают его от развлечений и смеха.
4 - Когда его состояние после покаяния станет лучше, чем оно было до покаяния. Всевышний говорит:
"Адам покорился словам Господа своего и Он простил ему,.. ибо Он Прощающий, Милосердный" (аль-Бакара аят 37)
5 - Когда он остерегается наказания Аллаха в каждую минуту. Всевышний говорит:
"... которые боятся наказания Господа своего, поскольку неотвратимо наказание Господне" (Ступени аят 27,28)
Он должен опасаться гнева Господа на протяжении всей жизни и постоянно придерживаться этого до тех пор, пока не услышит слова ангелов смерти :
"Воистину, к тем, которые признали: "Господь наш - Аллах", - а потом были стойки и придерживались этого до конца своей жизни, нисходят ангелы (и говорят) : "Не бойтесь и не печальтесь, радуйтесь раю, обещанному вам." (Разъяснение аят 30).
6 - Кающийся должен печалиться и раскаиваться в своих грехах остерегаясь опасного последствия.
7 - Ему нужно всегда вспоминать о скорой встрече со своим Господом и знать, что она весьма близка к нему. Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - сказал: "Рай более близок к одному из вас, чем шнурок своей обуви и огонь - также".
8 - Один из самых очевидных признаков искренности кающегося - любовь к Аллаху, к его пророку и любовь к верующим ради Аллаха, творение добрых деяний, исходящих из этой любви.
>> >>
Признаки страха перед Аллахом, его причины и его плоды, и некоторые стихи о страхе
Признаки страха
Знайте, дорогие братья и сестры мусульмане, что мы можем узнать боимся ли мы Аллаха или находимся в забытье о Нем, используя некоторые простые тесты.
Вот кое-какие из них:
1. Язык нам сообщает: если мы произносим дурное, сплетничаем и занимаемся пустой болтовней, это показывает, что нас мало волнует страх. Нам следует занять свой язык поминанием Аллаха, чтением Корана и поиском знания.
2. Из сердца нам следует изгнать ненависть, злобу и зависть, и заменить их доброжелательностью и заботливостью о мусульманах.
3. Нам следует быть осторожными относительно того, чем мы наполняем свои желудки.
4. Наши глаза не должны вольничать в рассматривании харама.
5. Наша нога не должна ступать в направлении к харамным местам.
6. Мы не должны протягивать свою руку с харамными целями.
7. Нам следует позаботиться о своих благих деяниях, чтобы мы не совершали их ни для кого, кроме Аллаха.
Причины страха
О рабы Аллаха, есть множество причин, по которым нам следует бояться. Вот некоторые из них:
- страх перед смертью, которая наступит до раскаяния
- страх перед жизнью, которая пройдет без покаяния и сдерживания обещаний
- страх перед неспособностью выполнять обязательства перед Аллахом
- страх перед утерей добросердечия и перед приобретением его черствости
- страх перед утерей радушия
- страх перед позволением страстям господствовать
- страх перед тем, что Аллаха возложит на душу ответственность за добродеяния по причине ее самомнения
- страх перед высокомерием и эгоизмом из-за обилия благ
- страх перед отвлечением от Аллаха другими созданиями
- страх перед плохим концом из-за излишеств в благах
- страх быть наказанным раньше времени в этом мире
- страх перед унижением во время смерти
- страх перед ослеплением блеском этого мира
- страх перед тем, что Аллах раскроет твои секреты, когда ты уже забыл про них
- страх перед тяжелой смертью
- страх перед смертными муками
- страх перед допросом Мункара и Накира в могиле
- страх перед могильными муками
- страх перед ужасами горизонта дня воскресения
- страх перед ужасами стояния пред Аллахом
- страх и стыд быть обнаженным во время воскресения
- страх быть спрошенным за самую мелкую вещь в этой жизни
- страх перед сиратом, его остротой; страх перед огнем, его цепями и муками
- страх перед лишением рая - вечного и нескончаемого царства благодати
- страх перед лишением лицезрения великолепного лика Аллаха
Один законовед из Самарканда сказал, что человек, совершающий какое-либо благодеяние, должен опасаться четырех вещей (представьте себе, что тогда должен бояться человек грешащий):
1. Страх перед тем, что Аллах не примет его, потому что Аллах говорит: "Ведь Аллах принимает только от богобоязненных". (Маида : 27)
2. Страх перед показухой, ведь Аллах говорит: "И было им повелено только поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру (искренне), как ханифы". (Байина : 5)
3. Страх перед не сохранением доброго деяния, потому что Аллах говорит: "Кто придет с добрым делом, для того - десять подобных ему". (Ан'ам : 16)
4. Страх быть покинутым при совершении добродеяния, ведь говорит Аллах:"Я желаю только исправления (к добру), пока могу. Помощь моя только у Аллаха; на Него я положился и к Нему обращаюсь". (Худ : 88)
Плоды страха
Газали (рах) сказал: "Страх прогоняет страсти и отвергает удовольствия так, что любые грехи становятся предосудительными подобно тому, как любитель меда отталкивает его, когда узнает, что в нем яд. Вот так страх выжигает страсти; дисциплинирует члены; подчиняет сердце и дарует ему спокойствие. Он также позволяет сердцу избавиться от гордыни, ненависти и зависти, и оно становится поглощенным им (страхом), затем оно становится озабоченным своими нуждами и устремляет свой взор на лучшие выгоды с дальновидностью. Затем оно становится занятым только такими делами как размышления, созерцание и борьба. Оно становится внимательным ко времени и к отдельным его моментам". (Ихья 4/160)
Стихи
Абдулла Ибн Мубарак (рах) продекламировал о страхе:
Когда наступает ночь, - они ее бдят
И видят ее сквозь свои поясные поклоны
Страх освободил их сердца, - вот они и стоят
И обретают сохранность в неусыпном взоре
Хасан Ибн Хани сочинил следующее (это также приписывалось имаму Шафии (рах)):
Бойся Аллаха и надейся, ведь всяко добро - от Него
Не следуй своей упрямой душе - как бы не пожалеть об этом
Оставайся между надеждой и страхом - и возрадуешься
Прощению Аллаха, если всецело предашься (Муаджамал Удаба 17/303)
>> >>