Самоотчет и самоосуждение за оставление ночной молитвы.
Самоотчет является одним из признаков праведников и отличительной чертой правдивых. Всевышний сказал (перевод смысла): «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 59:18).
Имам Ибн Къаййим сказал: «Если человек будет призван к ответу за всё, включая его слух, зрение и сердце, как сказал Всевышний (перевод смысла): «Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (Коран, 17:36), то ему лучше требовать от себя отчет до того, как будет подвергнут суровому расчету (в Судный День)».
Ночная молитва – это поклонение, которое соединяет сердце человека с Всевышним Аллахом, дает силы для преодоления соблазнов преходящей жизни и в борьбе со своей душой во время, когда умолкают голоса, закрываются глаза и спящие ворочаются в своих ложах. Вот почему ночная молитва является сильнейшим мерилом искренности и признаком великодушия.
Всевышний Аллах похвалил и выделил их среди других людей, когда сказал (перевод смысла): «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран, 39:9).
Къияам аль-лейль является подтвержденной сунной (сунна муаккада), к совершению которой побуждал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, словами:«Совершайте ночную молитву, ибо это было обычаем и особенностью праведников, живших до вас. (Эта молитва) приближает вас к вашему Господу, служит искуплением прегрешений и предотвращением грехов, и избавляет тело от болезней».Хадис передали ат-Тирмизи и Ахмад.
В хадисе сказано: «Лучшая молитва, после обязательных, — къиям аль-лейль».
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, регулярно совершал ночные молитвы и не оставлял их даже в пути. Он выстаивал эту молитву, не смотря на то, что являлся господином всех людей и ему были прощены все грехи – прошлые и будущие, – и молился так долго, что кожа на его ногах трескалась. Когда его спросили об этом, он сказал: «Разве я не должен быть благодарным рабом?». Согласованный хадис.
Так же поступали праведные предшественники, да пребудет над ними милость Всевышнего Аллаха. Абу ад-Дардаъ говорил: «Совершайте два раката в темноте ночи во избежание темноты могилы».
Ахмад бин Харб сказал: «Меня поражают люди, знающие, что над ними цветут райские сады, а под ними пылает адский огонь: как они могут спать между ними?».
Увидев приближение ночи, ‘Умар бин Зарр говорил: «Наступила ночь – вдохновительница почтительного страха, а Аллах более достоин, чтобы Его почтительно боялись».
По этой причине Фудайль бин ‘Ийад сказал: «Я застал людей, которые стеснялись Аллаха долго спать в течение ночи. Он ложился на бок и, пошевелившись, говорил: “Это не для тебя! Вставай и бери свою долю будущей Жизни!”».
Аль-Хасан сказал: «Мы не знаем более трудного поступка, чем ночные молитвы и расходование своего имущества (на пути Аллаха)». Однажды его спросили: «Почему у молящихся ночью самые красивые лица?». Он ответил: «Потому, что они уединяются с Милосердным, и Он покрывает их частицей Своего света».
Праведные предшественницы совершали ночные молитвы с особым рвением. Где женщины, которые сравнятся с ними в их великих делах? ‘Урва бин аз-Зубайр сказал: «Я пришел к Аише, да будет доволен ею Аллах, желая поприветствовать, и застал ее в молитве. Она прочитала слова Всевышнего (перевод смысла): «Но Аллах оказал нам милость и уберег нас от мук огненного вихря». Она вновь и вновь повторяла этот аят и плакала. Я стал ждать ее, а когда ожидание наскучило мне, отправился по своим нуждам на рынок. Вернувшись к Аише, я застал ее в том же состоянии: она повторяла в молитве этот аят и плакала».
Передается от Анаса бин Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Джибриль сказал мне: “Вернись к Хафсе – она много постится и много молится ночью”». Хадис передал аль-Хаким, «Сахих аль-Джами’» (4227).
Последовательница сподвижников, Му’аза аль-‘Адавиййа, в брачную ночь встала на ночную молитву вместе со своим мужем, Сила бин Ашйамом, и они молились до самого утра. После гибели мужа и сына в сражении, она смиренно проводила бессонные ночи в молитве и поклонении, а днем спала. Когда ночью ее одолевал сон, она говорила себе: «О моя душа! Впереди тебя ожидает долгий сон».
Когда Хабиба аль-‘Адавиййа совершала молитву ‘Ишаъ, она поднималась на плоскую крышу своего дома, плотно укутавшись в одежду, и говорила: «Бог мой! Звезды исчезли, люди уснули, а короли закрыли свои двери. Но Твоя дверь всегда открыта! Влюбленные уединились со своими возлюбленными, а мое место здесь, перед Тобой!». Затем она приступала к молитве и общалась со своим Господом до самого рассвета. Когда начинало светать, она говорила: «Господь мой! Ночь проходит и наступает новый день. Как я хотела бы знать, принял ли Ты мою ночь (поклонения), чтобы я могла поздравить себя, или же Ты отклонил ее — тогда я стала бы утешать себя».
Однажды, ‘Амра, жена Хабиба аль-‘Аджами встала на ночную молитву, а ее муж спал. Когда приблизилось время рассвета, а муж продолжал спать, она разбудила его, и сказала: «Встань, мой господин, ведь ночь прошла и наступает день, а перед тобой долгий путь и мало припасов. Караван праведников уже отправился в путь, а мы все еще здесь!».
Просим Аллаха помочь нам поминать и благодарить Его и поклоняться ему должным образом. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада.
Источник: Islam Q&A, фатва № 3749.