Разница между Тахаджудом и Къиям аль-Лейль.
Къиям аль-Лейль означает «бодрствование в течении ночи или части ночи, даже если это всего лишь один час, проведенный в молитве, чтении Корана, поминании Аллаха (зикр) или других актах поклонения. Сказано в Маракъи аль-Фаляхи: Къиям — это проведение большей части ночи в поклонении. И сказано: час ночи в чтении Корана и слушании хадиса, или в восхвалении Аллаха (тасбих) или в молитвах за пророка, да благословит его Аллах и да приветствует». Мавсу’а аль-Фикхиййа аль-Кувайтиййа.
Тахаджуд — это сама ночная молитва, и некоторые ученые сказали, что это — ночная молитва, совершенная после сна. Сказал аль-Хаджадж бин Умар аль-Ансари, да будет доволен им Аллах: «Некоторые считают, что когда он помолится до утра, то совершил тахаджуд. Но на самом деле, тахаджуд — это молитва после сна, и еще раз — молитва после сна. Такой была молитва посланника Аллаха». Конец цитаты.
Из вышесказанного становится ясным, что къиям аль-лейль — более общее, чем тахаджуд, потому, что он включает в себя кроме молитвы и другие акты поклонения, а так же молитвы до и после сна. А тахаджуд — это исключительно молитва, и есть два мнения о нем: первое, что это молитва в любую часть ночи, и это мнение большинства ученых фикха; второе, что это молитва после сна. См. «Мавсу’ат аль-Фикхиййа» (2/232).
Шейха Ибн База (да помилует его Аллах) спросили: «Какая разница между молитвами Таравих, Къиям и Тахаджуд?»Он ответил: «Ночная молитва называется тахаджуд, также она называется къиям аль-лейль, как сказал Всевышний Аллах: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов»Перенес ночью, 17:79. И сказал, свят Он: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого…»Закутавшийся, 73:1-2. И сказал, свят Он, в суре «Рассеивающие» о своих богобоязненных рабах: «получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи…» Рассеивающие, 51:16-17.
Что касается Таравих, ученые используют это слово для обозначения къиям аль-лейль в месяце Рамадан в начале ночи, которая должна быть легкой и не длинной. И можно ее называть тахаджуд или къиям аль-лейль. И Аллах источник сил.
Источник: «Фатава аш-Шайх Ибн Бааз» (11/317).
Этикет ночной молитвы.
Для того, кто желает совершить ночную молитву, Сунной является следующее:
1 Перед отходом ко сну, следует иметь намерение совершить ночную молитву.
Передают со слов Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто отправится в свою постель с намерением встать ночью для совершения молитвы и сон одолеет его, пока не наступит утро, то для него запишут то, на что он намеревался, и его сон станет милостыней для него от его Господа». Этот хадис с достоверным иснадом передали ан-Насаи 3/258 и Ибн Маджах 1344. Также его передали Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 2579. [Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/». См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 21].
2. После пробуждения следует отогнать сонное состояние, почистить зубы зубочисткой и подняв взор к небу, обратиться с мольбой, которая была передана от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет Бога кроме Тебя, Пречист Ты, прошу Тебя простить мои грехи и прошу (даровать мне) Твою милость. O Аллах,приумножь мои знанияи не позволь моему сердцу отклониться после того, как Ты вывел меня (на прямой путь), и даруй мне Свою милость, ведь поистине, Ты Дарующий. Хвала Аллаху, воскресившему нас после того, как умертвил нас, и к Нему (предстоит) возвращение (для отчета)». Этот хадис передали Абу Дауд 5061, ан-Насаи в «Йаум вал-Лайла» 865, аль-Хаким в «Мустадрак» 1/540 (1981) назвал его достоверным, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 2359. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Суна Абу Дауд» 1074, «аль-Мишкат» 1214].
Затем, следует прочитать десять аятов из суры «Али ‘Имран», начинающиеся со слов:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне. Господь наш! Тот, кого Ты ввергнешь в Огонь, будет опозорен, и не будет у беззаконников помощников. Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми. Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения, ведь Ты не нарушаешь обещаний». Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моем пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха наилучшая награда». Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это всего лишь недолгое (или небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе! Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых.
Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете. О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, быть может, вы преуспеете», [Сура «Али ‘Имран», 190-200]до конца этой суры, после чего следует сказать:
«О Аллах! Хвала Тебе! Ты Свет небес и земли и тех, кто в них обитает. И Тебе хвала, Ты воздвиг небеса и землю и тех, кто в них обитает. И Тебе хвала, Ты – истина, и обещание Твое – истина, и встреча с Тобой – истина, и Рай Твой – истина, и Огонь (Ад) – истина, и пророки – истина, и Мухаммад – истина, и Час[Судный День]– истина. О Аллах, Тебе я покорился и в Тебя уверовал, и на Тебя уповаю,перед Тобой раскаялся, благодаря Тебе вёл споры и к Тебе на суд обратился, так прости же мне то, что я сделал раньше, и то, что отложил, что сделал тайно и что сделал явно! Ты - Аллах, нет божества, кроме Тебя».
/Аллахумма, лака-ль-хамду, Анта нуру-с-самавати ва-ль-арди ва ман фихинна, ва лака-ль-хамду, Анта ќаййиму-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва лака-ль-хамду, Анта-ль-Хаќќу, ва ва‘дука-ль-хаќќу, ва ќаулюка-ль-хаќќу, ва лиќаука-ль-хаќќу, ва-ль-джаннату хаќќун, ва-н-нáру хаќќун, ва-н-набиййуна хаќќун, ва Мухаммадун хаќќун, ва-с-са‘ату хаќќун, Аллахумма, лака асламту, ва бикá áманту, ва‘алайка таваккальту, ва илайка анабту, ва бика хáсамту, ва илайка хáкамту, фаѓфир ли ма ќаддамту, ва ма аххарту, ма асрарту ва ма а‘ланту, Анта-л-Лаху, ля иляха илля Анта/.
3. Начать ночную молитву/ќиям-ал-лайл/ с двух легких рак‘aтов, и после этого молиться столько, сколько пожелает.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ночью, он начинал молитвы совершая два легких рак‘aта». Этот хадис передал Муслим 197/768.
Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда кто-то из вас встает ночью (для совершения молитвы), пусть начинает свою молитву с двух легких рак‘атов». Этот хадис передал Муслим 198/768.