Глава 2 Начало совершения хаджа в долине Арафат
Это действие совершается в долине Арафат, около горы Ар – Рахма в 25 км к северо-востоку от Мекки.
Со слов проока Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует, переданным от его сподвижников, говорится, что «Хадж – это Арафат, и кто успел на Арафат тот успел на хадж».
Сборник хадисов «Тирмизи» Тафсир,3
Условия стояния на Арафате
1. Войти в состояние ихрам с целью совершить хаджСовершить стояние, хоть малое время в пределах долины Арафат
2. Совершить стояние, хоть малое время в пределах долины Арафат девятого числа зуль – хиджы, и находиться там в промежутке времени полуденной молитвы следующего дня, то есть десятого числа праздника Ид – Аль – Адха, начала жертвоприношения.
а) Влезть на гору «Ар – Рахма» – это сунна пророка, но так – как паломник может получить увечье, то лучше этого не делать.
б) Паломник может покинуть по какой – либо причине Арафат и вновь вернутся до захрда солнца. Если он не успеет до захода солнца вернутся, то должен будет в качестве искупления вины совершить жертвоприношение – курбан дем (малое животное овца, коза, баран) и раздать всё мясо беднякам Мекки.
Сунны пребывания на Арафате.
1. Ночь до дня Арафата провести в долине Мина (палаточный городок) и после восхода отбыть в Арафат.
2. Быть в Арафате до полудня, если возможно заранее и там на месте принять полное омовение тела, или частичное омовение тела.
3. Пребывать в тахарате (ритуальной чистоты).
4. Слушать проповедь в мечети «Намира» или рядом с ней перед полуденной молитвой.
5. С приходом времени полуденной молитвы – совершить её и сразу вслед за ней совершить следующую молитву Аср.
6. Не держать пост в этот день.
7. Взывать к Аллаху, поминать Аллаха, восхволять Аллаха, просить только у Аллаха, просить прощения у Аллаха как для этого бренного бытия, так и следующей вечной жизни в раю.
8. Просить у Аллаха за всех мусульман.
9. Совершать стояние ближе к горе «Ар - Рахма».
10. Лучше стоять (желательно), чем сидеть.
Ночь в Муздалифе.
Долина Муздалифа находится между долиной Миной на юго – востоке от Мекки и долиной Арафат на северо – востоке от Мекки. Паломники пребывают в долину Муздалифа с Арафата после захода солнца.
Проведение здесь ночи 10 числа месяца зуль – хиджа - сунна, а пребывание после утреннего намаза – ваджиб.
– В эту ночь нужно набрать семь камешков размером с орешек для ритуального обряда побивания сатаны в Мине.
– В начале этой ночи необходимо объединить два фардовых намаза, несовершённого вечернего и ночного намазов, совершить их последовательно один за другим с с одним общим призывом, и двумя раздельными икоматами для каждой молитвы.
– В эту ночь дополнительные молитвы не совершать.
– Часто поминать Аллаха.
Аллах сказал в Коране: «А когда вы вернётесь с Арафата, то поминайте Аллаха в заповедном месте (Муздалифе). Поминайте Его больше, чем вы поминаете ваших отцов, поминайте Его, поскольку Он наставит вас на прямой путь, хоть прежде вы были одни из заблудших».
Священный Коран 2. 198
– Просить у Аллаха как для этого, так и для вечного мира;
– Просить и за себя и за других. О том, о чём мечтаешь;
– Повторять тальбию, совершать зикр Аллаха, произносить салават пророку;
– Совершить утреннюю молитву;
– Не дожидаясь восхода солнца отправится в Мину.
Обряд побивания шайтана
Бросание камней в первый день праздника. В первый день праздника жертвоприношения Ид – аль – адха, у тюрских народов «Курбан – байрам» паломники в Мине направляются к большому столбу – акаба символизирующего стану.
Время бросания камней тв столб начинается от восхода солнца и длится до рассвета следующего дня.
По сунне пророка, мир ему, выполняется обряд поклонения Аллаху:
– Бросать в столб семь камешков, один за другим до полудня;
– Бросать камни с именем Аллаха, помня о том, что этот обряд только для поминания Аллаха;
– В первый день дуа возле столба не выполнять;
– Предосудительно оставлять обряд «бросания камней» на ночь, но если женщины опасаются возможной давки, то разрешено бросать ночью;
– Если у человека есть возможность самому бросать камни, то он не имеет право передавать это другим лицам.
Жертвоприношение – Курбан
После «бросания камней» паломник совершает жертвоприношение, либо он заранее оплачивает курбан и получает сертификат в специальной службе.
Для тех кто совершает отдельный хадж – ифрат без умры, не обязательно совершать жертвоприношение. Затем паломник отправляется в мечеть «Аль – Харам» и совершает фапърдовый таваф вокруг Каабы, совершает бег между холмами Сафа и Марва, пьёт воду «Зам – Зам», затем стрижётся или бреет голову, всегда поминая Аллаха. Женщины только укорачивают длину волос на фаланги пальца поодаль от мужчин. Таким образом паломники полностью выходят из состояния ихрама.
Приносимые паломниками жертвенные животные называются–хади, и означают жертвенное животное, которое должно быть пренесено в жертву Аллаху. Слово «куруба» означает приближение.
В Коране Аллах сказал: «Ни кровь, ни плоть их (жертвенных животных) не идут Аллаху, от вас, лишь исполнение долга».
Сура Аль – Хадж.32
Совершать Курбан для тех, кто совершает разновидности хаджа – это хадж кыран и хадж таматтуг, является необходимым;
– Для совершающих хадж ифрад, курбан не является необходимым условие, так как в хадже ифрат нет умры.
– Совершающие хадж ифрат могут совершить добровольное жертвоприношение по своему усмотрению.
– Также следует совершить курбан тем, кто нарушил запреты ихрама или предписания хаджа.
– Баран, овца, коза которых приносят в жертву (в качестве искупления нарушений предписаний хаджа) называю «дем», а корова, бык, верблюд – «бадана».
Виды жертвоприношения «хади»
Хади ваджиба (необходимые);
Хади хаджа таматтуг и ходжа – кыран;
Хади отдельной умоы;
Хади ихрама.
Жертвоприношение хади – это искупление ваджиб, которое следует совершать при невыполнении одного из ваджибов хаджа или умры и при нарушении некоторых запретов ихрама.
– Хади хаджа кыран – это жертвоприношение увеличиваеся вдое для совершающих этот вид хаджа, одно за хадж, второе за умру, это правило действует и в отношении нарушений запретов ихрама этого хаджа.
– Хади ихсар – это жертвоприношение. Которое следует совершить тем. Кто вошёл в ихрам для совершения хаджаили умры, но по каким – либо причинам не выполнил пребывания в Арафате, фардовый таваф или таваф умры.
– Хади ават – это жертвоприношение, которое следует совершить тем, кто вошёл в ихрам для совершения хаджа, но по причине того, что не успел на Арафат, не смог выполнить хадж.
– Хади адак (назир) – это жертвоприношение, которое было обещано Аллаху выполнить за что – либо, которое совершабт на территории Харам.
– Хади нафиля – это добровольное, дополнительное жертвоприношение, исполняемое теми, кто совершает хадж или умру. Этот курбан не связан ни с одним из ваджибов, ни с другими видами жертвоприношений, при этом необходимо просить Аллаха в чём нуждаешся.
Место заклания хади
Паломникам совершать жертвоприношение на территории Харам является ваджибом. А тем паломникам, которые не могут продолжить путь, начиная с миката, надлежит отдать животное или средства на его покупку другому паломнику. Когда животное будет принесенно в жертву, этот человек будет считаться вышедших из ихрама.
Время заклания хади
1. Время курбана хади адак и хади нафиля. Это время наступает с восходом солнца в первый день праздника и заканчивается с заходом солнца на четвёртый день праздника.
2. Время заклания хади искупления наступает с момента нарушения предписаний хаджа или ихрама.
3. Время хади фават это жертоприношение становится необходимым его можно совершать в любом месте, в любое время, когда нет возможности в исполнении обрядов хаджа или пути к Мекке по каким – либо причинам.Эта ситуация действительна после прохождения паломником миката.
Время хади хаджа – таматтуг и хаджа кыран наступает с восходом солнца первого дня праздника Курбан – байрам, оно заканчивается с заходом солнца на четвёртый день.
Фардовый таваф посещения
Второй рукн хаджа – это таваф посещения Каабы.
Без этого действия хадж не будет считаться совершённым и не будет считаться засчитанным, так как в Коране сказано: «А затем пусть они (паломники) остригут голосы, очистятся (примут омовение) и исполнят остальные обряды хаджа и ещё раз обойдут (совершат таваф) вокруг древнейшего храма – Каабы»
Священный Коран, 22:29
Слова «Таваф» означает вращение вокруг чего либо. В шариате таваф – это обход храма Каабы – бейт– уль – Ллах, при этом Кааба должна оставаться по левую руку паломника. А значит что обход с того осуществляется против часовой стрелки.
Начинается обход с того угла в который вмонтирован чёрный камень из рая, который был дарован на память Адаму, мир ему, и который был белоснежный. Этот угол Каабы выступает на Восток. Один обход (круг) вокруг Каабы – это один шавт, а семь таких шавтов составляют один таваф.
Условия выполнения обязательного тавафа посещения
Чтобы фардовый таваф считался исполненным и зачтённым, он должен быть совершён начиная со времени утренней молитвы в первый день праздника «Ид – аль – адха» он же «Курбан – байрам».
По ханафитскому мазхабу этот таваф можно совершить до заката солнца третьего дня праздника. Однако по шафиитскому мазхабу, одной из четырёх признанных ислмских богословско – правовых школ, время исполнения этого тавафа начинается в полночь, после муздалифатского стояния, которое совершается сразу после стояния на Арафате. В Муздалифе достаточно быть, а не стоять. Долина Муздалифа расположена между долиной Мина и долиной Арафат.
Таваф можно совершать как перед самой Каабой, так и других уровнях здания мечети «Аль – Харам», который её окружает.
Согласно ханафитскому толку, исполнение четырёх шавтов из семи полооженных – это минимальное колличество обходо, для того чтобы таваф считался действительным.
Если кто – либо не довёл в этих обходах число шавтов до семи, но совершил более четырёх обходов Каабы, то он должен раздать беднякам садака за каждый невыполненный шавт в размере одной фитры – достаточного для пропитания человека на завтрак и ужин, или его денежного эквивалента.
Это условие обязательно к исполнению как для фарда, так и для ваджибов, как отдельно для хаджа, так и отдельно для умры.
Окончание тавафа умры не ограниченопо времени, в отличии от фардового тавафа хаджа.
Ваджибы тавафа
– Быть в состоянии ритуального омовения. Если во время обхода омовение – тахарат нарушится любым известным образом, то его надо прервать, вновь принять омовение, сейчас тахарат можно совершить на верхних зданиях мечети, и продолжить таваф с того места, где был прерван.
– При совершении тавафа должен быть закрыт аурат, как и в другое время, так и других местах.
1). для мужчин это часть тела от пупка (включая его) до подколенной чашки.
2) для женщин всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног.
– Начинать обход следует напротив угла Каабы, в который вионтирован чёрный камень.
– Совершать таваф следует так чтобы Кааба находилась по левую сторону от совершающего обход.
– Не проходить через Хатим – это полукруглая часть стены Каабырядом с прямоугольным зданием самой Каабы. Так как хатим является частью самой Каабы Величественной. А таваф совершают вокруг Каабы.
– Обязательные обходы фард или ваджиб, совершить по семь кругов.
– Совершать обходы пешком;
а) Больные, немощные или очень старые совершают его в специальных колясках в сопровождении другого человека. Коляски есть перед мечетью «Аль – Харам». Колясочники поднимаются на лифте, и совершают таваф на втором и третьем уровнях.
б) Парализованные лежачие инвалиды совершают таваф на носилках в сопровождении четырёх человек на первом уровне мечети.
– По завершении тавафа совершить дополнительный двух ракаатный ваджиб намаз тавафа, если не порицаемое время для его совершения, а это при восходе солнца и его зените и его заходе. При необходимости выждать это время и совершить намаз тавафа.
Сунны тавафа
–Чистота тела и одежды
– Находясь напротив «чёрного камня» всегда приветствовать «чёрный камень» – Хаджар – Аль – Асвад. Смотря на этот камень необходимо поднять руки и восхволять Аллаха при этом поцеловать ладонь правой руки
– Совершать харваля – мелкие шаги в первых трёх кругах тавафа, где мужчинам следует двигаться быстрее – это именуется рамалем. Женщинам не обязательно совершать рамаль
– Читать дуа «Роббана» от угла, предшествующему углу с чёрным камнем и да угла с чёрным камнем
– При обходах делать зикр Аллаху, восхволять, поминать, прославлять Аллаха
– Делать дуа – взывать к Аллаху, просить у Аллаха
– При совершении рамаля в оставшихся четырёх обходах, мужчины оголяют правое плечо и руку, зажимая риду в правой руке
– Мужчинам держаться ближе к Каабе, а женщинам поодаль близ мечети «Аль – Харам». При наступлении времени обязательной молитвы, женщины не должны совершать намаз в одних рядах с мужчинами
– После тавафа совершить намаз тавафа, читая в первом ракаате – части намаза – суру «Кяфирун». Во втором ракаате – части намаза – суру «Аль Ихлас».