Фарды, ваджибы и сунны хаджа
Согласно мазбаху ханафитского толка, одной из четырёх общепризнанных богословско – правовых школ, которые в вопросах аспекта веры едины, а в вопросах практического поклонения несколько отличны друг от друга. Фарды хаджа состоят из одного шарта – внешнего условия, и двух рукнов – внутренних условий.
- шарт – это вхождение в состояние ихрам;
- рукны – это пребывание в Арафате и таваф.
Шарты хаджа
- Шарт – внешнее условие. По мазхабу Ханафи шарт хаджа – это ихрам Шарт хаджа это одежда мужчины паломника – ихрам, состоящий из двух одинаковых не прошитых материй белого цвета. Нижняя часть – это изар, верхняя – это рида.
Для женщин специальной одежды не предусмотренно. Они совершают хадж в своей повседневной одежде, за исключением чадры – вуали для лица и перчаток. Но как для мужчин, так и для женщин обязательно состояние ихрама.
- Состояние «ихрам» - это отказ человека от некоторых дозволенных для него в обычное время действий. Во время совершения хаджа. Это состояние является условием действительности хаджа.
Рукны ихрама
По ханафитскому мазхабу у ихрама есть два внутренних условия:
Первое – Намерение войти в состояние ихрам осознавая сердцем, что поклонение, которое будет совершено, будет умрой или хаджем.
Второе – Произнесение «тальбии» - особого восхваления, имеющего лексическое значение «отвечать на призыв». И как термин хаджа означает произнесение фразы, называемой «ляббейк»:
-«Ляббейк Аллахумма ляббейк, ляббейка ля шарика ляка ляббейк. Инналь хамда, ваннигмата, лякя валь-мульк, ля шарикя ляк».
- «Я перед Тобой, о Аллах, я перд Тобой!перед Тобой, нет равного Тебе, нет у тебя сотоварища. Поистине вся хвала, все блага, вся власть принадлежат только Тебе, и нет соучастника у Тебя».
Посланник Аллаха, мир ему, так совершал тальбию.
Абу Дауд, Манасик,27
Произнесение тальбии, начинается с одного из пяти установленных пророком, мир ему,- микатов – (зон, границ) является обязательным вслух для мужчин, и про себя или тихо для женщин. Обычно паломники произносят тальбию с облачения в ихрам и совершения дополнительной молитвы.
Согласно мазхабу абу Ханифы, пусть будет милостлив к нему Аллах, вхождение в ихрам до наступления месяцев хаджа дозволено, но порицаемо.
А согласно мазхабу Шафии, пусть будет милостлив к нему Аллах, вхождение в ихрам не может быть раньше месяцев хаджа.
Рукны хаджа
Рукн – внутренее условие. По мазхабу Ханафи их два:
Первое. – Стояние (пребывание) в долине Арафат девятого числа месяца зул. – хиджа до захода солнца, либо нахождение как минимум одного часа до восхода солнца десятого числа зуль – хиджи.
Второе. – Таваф посещение Каабы в один из праздничных дней.
Первое условие – это пребывание в длине Арафат, находящийся в двадцати километрах к Северо – Востоку от Мекки с девятого на десятое число месяца зуль – хиджа.
Второе условие – это фардовый таваф – обход Каабы, именуемый ифада или зияра и выполняемый в один из праздничных дней курбан – байрама.
Микаты для ихрама
Существует пять микатов – пунктов, пересекая которые, паломник должен быть в состоятии и одежде ихрама. Будь то намерение совершить хадж или умру.
Эти микаты предназначены для всех, кроме тех, кто живёт в самой Мекке и близлежащих поселений, жители которых облачаются в ихрам для совершения хаджа в своих домах, а для совершения умры входят в состояние ихрама в Тангиме, это 7,5 км севернее от Каабы, мечеть Аиши, да будет доволен ею Аллах, или в долине Арафат, на северо-востоке от Мекки.
Первый микат – Зуль – Хулейфа (Абар – Али) – этот микат для жителей города Медины и прибывающих с этой стороны паломников. Он расположен в 10 км от Медины, в местности «Абар – Али» 450 км севернее Мекки.
Второй микат – Аль – Джухфа (Рабиг) – этот микат предназначен для тех, кто прибывает со стороны Египта и Сирии 187 км от Мекки.
Третий микат – Ялямлям - этот для паломников со стороны Емена и Сирии 54 км от Мекки.
Четвёртый микат – Зату – Ирк – этот для паломников со стороны И рака 97 км от Мекки.
Пятый микат – Карн – аль – Маназиль – он для совершающих паломников со стороны Кувейта и Неджда 96 км от Мекки.
В любом случае для паломников будет правильным вхождение в ихрам с любого из этих микатов, даже если он пересекает его на самолёте, заранее облачившись в одежду ихрама.
Ваджибы ихрама (необходимые действия)
От миката паломник должен быть в ихраме.
– Если мужчина пересёк границу миката, не облачившись в одежду ихрама, состоящий из двух непрошитых материй, белого цвета, верхней риды, и нижней – изара, то он может вернутся в микат для облачения в ихрам.
– Если это уже невозможно, то ему нужно будет в качестве искупления принести в Мекке или её окрестностях жертву – барана (овцу, козу) и раздать все мясо беднякам Мекки.
Сунны ихрама
Перед вхождением в ихрам желательно:
– постричь ногти;
– сбрить волосы в подмышках и паху;
– принять полное омовение всего тела – гусуль или частичное – уду;
– мужчинам умаститься благовонными маслами;
– мужчинам обернуться в одежду паломника изар и накинуть на плечи риду;
– совершить дополнительную (нафиль) молитву, если не порицаемое для этого время, прочитав в молитве суру «Кафирун» и «Ихлас».
Запреты ихрама
Вошедшему в состояние ихрам запрещается:
– Сексуальная связь с женой (мужем), обнимание и ласки;
– Применять косметику и парфюм;
– Для мужчин носить шитую или вязанную одежду, перчатки, носки или обувь с задником, скрывающим пятку;
– Для женщин носить чадру (вуаль) и (или) перчатки;
– Рвать, ломать растения. Охотится или подсказывать охотнику;
– Спорить или конфликтовать
– Совершать любой грех, например сплетничать.
Разрешение ихрама
В состоянии ихрама можно:
– Пользоваться зонтом;
– Менять (стирать) полотна ихрама;
– Мыться, купаться и пользоваться не душистым мылом;
– Чистить зубы;
– Удалять зубы, делать кровопускание, уколы, перевязки;
– Отрезать сломанный ноготь;
– Носить оружие, браслет, кольцо, часы, телефон;
– Носить пояс, сумку, рюкзак;
– Нюхать благовония, цветы, фрукты;
– Набрасывать на плечи (не продевая рук) одежду;
– Накрываться одеялом, оставляя открытой голову;
– По ханафитскому мазхабу – жениться или женить.
Бракосочетание находящегося в ихраме
Согласно канафисткому мазхабу запрета на бракосочетание в ихраме нет. Так как согласно передаче от АбдуЛлаха сына Аббаса сказанно: «Посланник Аллаха. Мирему, в состоянии ихрам бракосочетался с Маймуной»
Сборник Муслима, Никах.46
Однако, тем, кто придерживается остальных трёх мазхабов, бракосочетание в состоянии ихрам запрещено.