Условия и совершение хаджа и умры
Большое паломничество – хадж, в отличие от малого паломничества – умры, которое почти никак не определено временем егосовершения, имеет строго установленное время.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Хадж совершается в известные месяцы (это шавваль, зуль када, и первые десять дней месяца зуль хиджа) и тот, кто обязался совершить хадж в эти месяцы, не должен приближатьс як жене, допускать распутства и затевать ссоры во время хаджа».
Сура «Корова», 197
Все паломники намеревающиеся совершить большой хадж и малую умру обычно совершают их вместе, один за другим, так как это более целесообразно, и должны следовать определенным правилам.
Ниже по тексту в значении слова хадж будет заключено и значение малого паломничества – умры, если умра не будет оговорена. Также будут встречаться по тексту следующие слова:
«Фард» - это ясное указание Аллаха
«Ваджиб» - это менее ясное указание Аллаха нежели фард
«Сунна» - это деяния пророка Мухаммада. Мир ему, либо его слова или его одобрения.
Условия совершения хаджа.
У человека, совершающего хадж должно быть:
- физическое здоровье позволяющее совершить хадж
- возможность обеспечить безопасность в пути
- сопровождение женщины соверщающей хадж. Мужем или близким родственником
- мужчиной брак который ей запрещён, это: Отец, сын, пасынок, внук, правнук, родной брат, молочный брат, дядя, отчим
- окончание срока «идда» - траура вдовы, равный четырём месяцам и десяти дням
- если человек стар или болен, то он может отрпавить вместо себя другого человека, чтобы тот совершил хадж от его имени.
Условия при которых совершение хаджа является фардом.
Человек, намеревшийся совершить хадж должен :
- сделать намерение о совершении хаджа только ради Аллаха;
- мусульманнином;
- в здравом уме;
- свободны (не рабом);
- распологать денежными средствами, достаточными для своих основных потребностей и для содержания семьи до его возвращения, а также для покрытия дорожно-траспортных расходов;
- мусульманин из не исламской страны (региона) должен знать, что совершение хаджа является фардом.
Условия, при которых хадж представителя считается засчитанным
1. Лицо, посылающее вместо себя представителя, должно быть обязанным совершить хадж ещё до того, как обнаружится заменяющий человек.
2. Лицо, которым заменяется паломник, должен быть либо умершим, либо старым и слабым или тяжело больным, либо это женщина которая не имеет близкого человека – махрама, который мог сопровождать её в пути. Махрам – это родственник мужского пола степень родства с которым не даёт право вступать ей в брачные отношения.
3. Заменяющий человек, входя в ихрам должен, намерится совершить хадж от того человека который его послал, или от того имени, за которого было поручено совершить хадж.
4. Заменяющий человек не имеет право на особенную плату за то, что заменяет кого – то, кроме как на дорогу и провизию.
5. Заменяющий не имеет право передавать это исполнение другому лицу.
6. Заменяющий не имеет право во время паломничества совершить умру за себя раньше, чем выполнить полностью хадж за того, кого он заменяет.
7. Заменяющий человек должен по возможности следовать тем путём, о каком попросило направившее его лицо.
Условия при которых хадж может совершить доверенное лицо
Хадж доверенного лица – это назначение вместо себя другого человека, с целью совершить этот вид поклонения.
Если для кого – то исполнение хаджа обязательно, например у человека достаточно материальных средств, но он в этот год не исполнил этот фард, а впоследствии возникли непреодолимые препятствия для совершении им хаджа, например болезнь, то он должен вместо себя отправить доверенное лицо для совершения хаджа. По единому мнению учённых это обязанность.
Для того же, кто находясь в пути для совершения хаджа, оказался на смертном одре, не является обязательным назначить доверенное лицо для выполнение хаджа.
Причины по которым человек вместо себя может отправить другого человека. Который исполнил бы для него эту обязанность должны быть достаточно уважительными. К таковым относятся; старость, хроническая болезнь у женщин (молодых) – это отсутствие близкого родственника мужчины, кто мог бы сопровождать её во время паломничества.
Наследники могут совершить хадж доверенного лица, если даже родитель или другой родственник умер. В качестве аргумента, доказывающего возможность исполнения хаджа наследниками , является следующий хадис, переданный досточтимым Абдуллахом би Аббасом, (р.а.): «В год, когда совершался прощальный хадж, одна женщина из племени Хасъам обратилась к благословенному посланнику Аллаха, мир ему, со следующим вопросом: «Веление Всевышнего об обязательности хаджа достигло ушей моего отца в годы его глубокой старости. Будет ли он считаться исполнившим Хадж если вместо него я сама совершу паломничество?» Посланник Аллаха, мир ему, ответил: «Да, это возможно!» ».
Сборник Бухари. Хадж 1,2
Сборник Муслима, Хадж 713