Повиновение, исключающее непокорность.
Это повиновение тому, на что указывают слова искренности – свидетельство, что «нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха». Если принятие — это выражение истинности значения этих слов языком, то повиновение — соответствие дел значению этих слов. В обоих случаях это требует подчинения. Повиновение – это послушание и покорность шариатским нормам, не проверяя их.
Аллах Всевышний сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (Аз-Зумар, 54).
К повиновению также относится покорность и довольство всем тем, с чем пришёл посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и совершение дел в соответствии с этим, без проверки, без изъяна и добавлений чего-либо от себя.
Аллах Всевышний сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью».(Ан-Ниса, 65).
Если человек знает смысл слов «нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха», убеждён в их истинности и принимает их, но не повиновался, не подчинился, не покорился и не выполнил того, чего требуют эти слова, то это не принесёт ему никакой пользы.
К неповиновению относится и оставление законов шариата, замена их законами, придуманными людьми.
Правдивость.
Это честность по отношению к Аллаху, которая заключается в правдивости своих убеждениях. Человек подтверждает то, что пришло в Книге своего Господа и Сунне Пророка, когда в нём находится это качество, потому что правдивость основа утверждений. К честности относится правдивость в своём призыве и трата всех своих сил в подчинении Аллаху, соблюдение установленных Им границ. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми».(Ат-Тауба, 119).
То, что правдивость является условием свидетельства пришло в достоверном хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто скажет: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», будучи правдивым в своем сердце, войдёт в Рай» [Передал Ахмад в своём «Муснаде» (4/411) со слов Абу Муса ал-Ашъари, Албани в «Сахих ал-Джамиъ» (35) признал хадис достоверным].
Противоположность правдивости – ложь. Если человек неправдив в своей вере, то он не считается верующим, а будет считаться лицемером, хотя он и произносит свидетельство языком. Такое положение хуже, чем положение неверующего, который выражает своё неверие открыто. Если человек произносит свидетельство языком, но отрицает вытекающие из него положения, то это свидетельство не поможет ему, а введет в число лицемеров. Аллах Всевышний сказал:
«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие»(Бакара, 8).
Также к делам, противоречащим правдивости, относится то, что человек считает ложью все то, с чем пришёл посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или часть того, с чем он пришёл. Ведь Аллах Всевышний повелел нам подчиняться Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и связал это с подчинением Ему. Аллах Всевышний сказал:
«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику!»(Мухаммад, 33).
Искренность.
Это очищение человеком своих деяний с помощью правильного намерения от всех примесей ширка. Это проявляется в совершении всех своих дел и произнесении слов искренне, ради довольства Аллаха. При этом верующий должен добиваться только лишь Его довольства, без примеси показухи, не желая славы или выгоды, не в силу личных интересов и не преследуя удовлетворения явных и скрытых влечений. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» (Аз-Зумар, 3).
Он также сказал:
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне»(Баййина, 5).
Абу Хурайра передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День воскрешения наибольшее право на моё заступничество имеет тот, кто сказал: “Ля иляха илля-Ллах” («Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»), будучи искренним в сердце своем!» [Передал Бухари (99)].
В «Сахихах» Бухари и Муслима передаётся хадис от Утбана, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах запретил Ад тому, кто скажет “Ля иляха илля-Ллах” («Нет божества, кроме Аллаха»), желая при этом Лик Аллаха» [Передал Бухари (425) и Муслим (33), (263)].
Аллах Всевышний, сводя на нет дела людей совершающих ширк, сказал:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех».(Ан-Ниса, 48).
Любовь.
То есть любовь человека к этим великим словам и к тому, чему они обязывают, любовь к Аллаху и Его Посланнику. Мусульманин ставит эту любовь превыше любви ко всему остальному, соблюдает условия этой любви и выполняет всё необходимое, что вытекает из неё. Он любит Аллаха любовью, смешанной с возвеличиванием и почитанием, со страхом и надеждой. Он любит места, любимые Аллахом, подобно Досточтимой Мекке, Лучезарной Медине или всем мечетям. Любит времена, любимые Аллахом, подобно Рамадану, десяти дням месяца Зуль-Хиджа и другим. Он любит людей, которых любит Аллах: пророков и посланников, ангелов, правдивых верующих, шахидов (мучеников за веру) и праведных мусульман. Любит дела, любимые Аллахом: молитву, чтение Корана, зикр (поминание Аллаха), закят, пост и хадж…
Также любовью к словам свидетельства единобожия является оказание предпочтения всему, что любит Аллах, а не тому, что любимо душе, и к чему она испытывает желание и влечение.
Также любовью к словам свидетельства единобожия является неприязнь к тому, что ненавистно Аллаху. Аллах Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих»(Аль-Маида, 54).
Он также сказал: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники»(Аль-Муджадала, 22).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное…» [Передал Бухари (16) и Муслим (43)].
Противоположность любви — неприязнь к словам свидетельства единобожия и к тому, что из них вытекает и к чему они обязывают, любовь к кому-либо или чему-либо, помимо Аллаха.
Аллах Всевышний сказал: «Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!»(Мухаммад, 9).
Он также сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения»(Аль-Бакара, 165).
Те, чьё положение Аллах описал в этом аяте, любят Аллаха, но вместе с этим они любят других такой же любовью. Их Аллах назвал творящими зульм (беззаконие).
Под словом «зульм» здесь подразумевается ширк (многобожие), на что указывает следующий за этим аят, в котором Аллах Всевышний говорит: «Они никогда не выйдут из Огня»(Аль-Бакара, 167).
Также к делам, противоречащим любви, относятся ненависть к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вражда к верующим и дружба с врагами Аллаха: иудеями, христианами, язычниками и другими неверующими.
К тому, что вредит совершенству этой любви, относятся грехи и ослушания.
О Аллах, очисти наши сердца от ширка и лицемерия, сделай наши дела правильными, искренними ради Твоего Лика! О Аллах, сделай слова единобожия «Ля иляха илля-Ллах» («Нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха») нашими последними словами! Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависть и зависть к тем, кто уверовал! Благословение и приветствие Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Молитва.
Урок пятый.
Хвала Аллаху, который обещал покорным Ему людям сады Эдема, где текут реки! Благословение и приветствие нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Молитва в Исламе занимает очень высокое положение, с которым не сравнится никакой другой вид поклонения. Она – опора, на которой зиждется Ислам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое главное в религии – это Ислам, опора его – молитва, а вершина его – джихад на пути Аллаха»[«Сунан» Тирмизи (2749), «Муснад» Ахмада (5/231)].
Молитва — это регулярная обязанность, возложенная на человека, которая не оставляется даже в моменты опасности. Аллах Всевышний сказал: «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали»(Аль-Бакара 238-239).
Молитва является поклонением, которое вменяется в обязанность человеку в первую очередь. Это первое деяние, о котором будет спрошен человек, и последнее, что завещал своей умме (общине) перед своей смертью посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказав: «Берегите молитву, берегите молитву и то, чем овладели ваши десницы*». [«Муснад» Ахмада (6/290), Албани в «Сахих аль-джамиъ» (3873) назвал хадис достоверным].
*[Т.е. «Совершайте молитву в своё время и должным образом. Хорошо относитесь к своим подручным»].
Молитва — последнее, что исчезнет из религии, когда исчезнет молитва, исчезнет и сама религия. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Узлы Ислама будут развязываться один за другим, и люди будут хвататься за каждый последующий (узел). Первым развяжется узел вынесение решений (в соответствии с тем, что ниспослал Аллах), а последним из них будет молитва» [«Муснад» Ахмада (5/251), Албани в «Сахих аль-джамиъ» (5075) назвал хадис достоверным].
Аллах Всевышний упомянул молитву как главное условие обретения истинного пути и богобоязненности. Он сказал: «Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни».(Аль-Бакара, 1-4).
Аллах исключил людей, оберегающих свои молитвы, из числа обладателей низкого нрава и порочных качеств. Он сказал: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся,которые регулярно совершают свой намаз …»(Аль-Мааридж, 19-22).
Господь поведал нам о положении обитателей Ада, сказав:
«Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз…»»(Аль-Муддассир, 42-43).
Аллах Всевышний грозит человеку, оставившему совершение молитвы, следующими словами:
«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (Аль-Маъун, 4-5).
А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал оставление молитвы гранью, разделяющей Ислам и неверие, сказав: «Обязательство (договор) между нами и ими — молитва. Тот, кто оставил её впал в неверие»[«Муснад» Ахмада (5/346), «Сунаны» Тирмизи (2756), Ибн Маджи (1/333) и Насаи (1/132), «Мустадрок» Хакима (1/6). Албани в «Сахих аль-джамиъ» (4143) назвал хадис достоверным].
Аллах Всевышний обещал суровое наказание человеку, оставляющему молитвы:
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Они понесут убыток (или понесут наказание за невежество».(Марьям, 59).
Значение слов «понесут убыток» (или понесут наказание за невежество) — будут брошены в глубокое и мерзкое ущелье в Аду.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был очень внимателен к молитве и совершал её строго в своё время. Аль-Асвад (да смилуется над ним Аллах) передаёт, что он спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах): «Чем занимался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дома?»На что она ответила: «Он помогал (какой-нибудь из) своих жен в работе по дому, а когда наступало время молитвы, выходил на молитву» [«Сахих» Бухари (676)].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил добрую весть о том, что тому, кто внимателен к своей молитве и тщательно оберегает её, Аллах Всевышний даст место под Своей тенью. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его».Он упомянул среди этих семи категорий людей «человека, чьё сердце было привязано к мечети» [«Сахих» Бухари (660) и «Сахих» Муслима (1031)].
АбдуЛлах ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва того, кто услышал призыв к ней и не пришел на групповую молитву, не принимается. Если только у него нет уважительной причины». Его спросили: «Каковы уважительные причины?».Он ответил: «Страх или болезнь!» [«Сунан» Абу Дауда (551), Албани в «Сахих аль-джамиъ» (6300) назвал хадис достоверным].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Самыми тяжелыми для лицемеров являются утренняя и ночная молитвы. Если бы они знали, какое вознаграждение за них, то пришли бы на них, хотя бы и ползком»[«Сахих» Бухари (657) и «Сахих» Муслима (252), (651)].
В наше время у людей наблюдается весьма вольное отношение к молитве. Среди них мы можем видеть тех, кто молится только в Рамадан. Есть такие, кто молится лишь по пятницам, а также встречаются такие, кто молится лишь с позволения своих жён! Среди них есть те, кто совершает аср (послеполуденную молитву) уже после заката солнца, а фаджр (утреннюю молитву) после его восхода! Есть такие, кто совершает четыре раза групповую молитву в мечети, а утреннюю молитву оставляют! Есть ещё такие, которые сами молятся в мечети, но детей своих оставляют дома, не велят им молиться и не запрещают им порицаемое шариатом!
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Тот, кто услышал призыв к молитве и не ответил ему без веской причины, не найдёт благо и не воздастся ему благом». АбдуЛлах ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Нет молитвы у того, кто услышал призыв к молитве и не ответил ему без веской на то причины». Один человек спросил у АбдуЛлаха ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах): «Человек днём постится, а ночи проводит за молитвой, но не посещает пятничную проповедь и групповые молитвы, каковым будет его положение?»На что он ответил: «Он в Огне».
Задумайся над тем, каково положение человека, который пропустит всего лишь одну молитву. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Тот человек, который пропускает послеполуденную молитву, подобен человеку, лишившемуся своей семьи и имущества» [«Сахих» Бухари (552)].
В другом хадисе он сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву»[«Сахих» Бухари (553)].
Шейху Абдуль-Азизу ибн Базу задали следующий вопрос: «Я молодой человек, дорожащий молитвой. Но только я поздно ложусь спать. Поэтому я ставлю будильник на семь часов утра, а это время, когда солнце уже полностью восходит. Тогда я совершаю утреннюю молитву, а затем иду на лекции. Иногда в выходные просыпаюсь поздно, за час или два до полуденной молитвы, и совершаю ее тогда, когда просыпаюсь. Преимущественно я совершаю молитвы у себя в комнате в общежитии, хотя мечеть университетского общежития находится недалеко от меня. Один из моих друзей сделал мне замечание о том, что так поступать нельзя. Я надеюсь, что вы внесёте ясность относительно моего случая. Да воздаст вам Аллах благом!»
Шейх Ибн Баз ответил на этот вопрос следующими словами: «Кто намеренно ставит часы на время после восхода солнца, чтобы не совершать обязательную утреннюю молитву в своё время, тот считается кафиром (неверующим), по мнению некоторых ученых. Так как он намеренно оставил молитву. Точно так же обстоит дело, если он намеренно откладывает утреннюю молитву ближе к полудню. Но если его одолеет сон, и он проспит время молитвы, то это не повредит ему. Этот человек должен совершить молитву, как только проснётся. Нет на нём греха, если его одолеет сон или оставит молитву по причине забывчивости».
Шейху Мухаммаду ибн Усеймину был задан похожий вопрос: «Некоторые учёные порицают тех, кто постится, но не молится, хотя молитва не является составной частью поста. Я хочу поститься, чтобы быть в числе тех, кто войдёт в Рай через ворота Раййан. Также известно, что Рамадан до следующего Рамадана является искуплением грехов. Прошу разъяснить этот вопрос. Да устроит Аллах ваши дела!»
Шейх ответил на этот вопрос следующим образом: «Те, которые порицают тебя тем, что ты постишься, но не молишься, правы в том, что осуждают тебя. Это потому, что молитва – опора, на которой зиждется Ислам, и тот, кто оставляет её, считается кафиром, вышедшим из религии. А Аллах не принимает от кафира ни пост, ни милостыню, ни хадж, ни какие-либо другие благие дела. Аллах Всевышний сказал по этому поводу следующее: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают намаз и нехотя делают пожертвования».(Ат-Тауба, 54).
Основываясь на этом, если ты постишься, но не молишься, то мы тебе говорим, что твой пост тщетен и недействителен. Он не принесёт тебе никакой пользы перед Аллахом и не приблизит тебя к Нему. Относительно твоих иллюзий о том, что твой пост в Рамадан станет искуплением твоих грехов до следующего Рамадана, мы скажем, что ты не знаешь хадиса, который пришёл по этому поводу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Пятикратная молитва, а так же пятничная молитва до следующей пятничной молитвы и Рамадан до следующего Рамадана – всё это является искуплением грехов, если не совершались большие грехи»[«Сахих» Муслим (16), (233)].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поставил условие для того, чтобы пост стал искуплением от Рамадана до следующего Рамадана. Он обусловил это оставлением больших грехов. А оставление молитвы является одним из больших грехов, более того, оставление молитвы является куфром (неверием). Как же пост может стать для тебя искуплением, если оставление молитвы – куфр? Твой пост не примется. Тебе, брат мой, нужно покаяться перед Господом, полностью совершать обязательную молитву, а затем поститься. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя Муаза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, напутствовал следующими словами: «Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять молитв» [«Сахих» Бухари (1395) и «Сахих» Муслима (19)].
После слов свидетельства он начал с молитвы, затем закят…».
О Аллах, наставь нас, окажи нам своё содействие и помоги нам поклоняться тебе наилучшим образом, так, чтобы Ты остался доволен нами! О Аллах, облегчи наши дела, вылечи и очисти наши сердца! Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! И да благословит Аллах нашего пророка, его семью и всех его сподвижников!