Её определение – решения о ней – совершаемые ошибки

МОЛЬБА

Её определение – решения о ней – совершаемые ошибки

Прочитал и рецензировал достопочтенный шейх Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз

Автор:

Определение мольбы

Во-первых: смысл слова الدُّعَاء «мольба» в арабском языке:

Ибн Манзур сказал: دعا رجل دعواً دِعاءً – воззвал человек призывом зовом – т.е. позвал. دَعَوْتُ فُلاناً – я позвал такого-то – т.е. я окликнул его и привлёк его внимание[1].

Во-вторых: определение мольбы в Шариате:

В Шариате мольба имеет несколько определений:

1. это устремление к Всевышнему Аллаху[2].

2. аль-Хытаби сказал, что الدُّعَاء «мольба» означает взывание к Аллаху с просьбой о помощи.

Истинный смысл мольбы – это демонстрация нужды в Аллахе, отрицание своей мощи и силы, что по сути является вершиной поклонения. В ней также содержится признание человеческой слабости, похвала Аллаху Всевышнему и придание всей щедрости Ему одному[3].

3. ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) дал следующее определение: «Это требование того, что полезно возводящему мольбу и требование об отвращении того, что вредно для него[4]».

4. некоторые дали определение, что мольба это взывание к Аллаху с просьбой желанием того, что является добром для него, а также страстное обращение к Аллаху об осуществлении желанного и спасении оттого, что страшно человеку[5].

Названия мольбы в Священном Коране

Слово الدُّعَاء «мольба» в Священном Коране упоминается под несколькими названиями. Это:

1. Поклонение: мольба упоминается в значении поклонения, как в слове Всевышнего Аллаха:

قُلْ أَنَدْعُو مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُنَا وَلَا يَضُرُّنَا

Скажи: «Разве мы станем поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вреда? (6:71) также в слове Аллаха:

وَلَا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ

Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. (10:106) также в слове:

فَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ

Не взывай к другим богам помимо Аллаха… (26:213) в слове Аллаха:

وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ

Они не взывают помимо Аллаха к другим богам. (25:68) а также в слове Аллаха:

قُلْ مَا يَعْبَأُ بِكُمْ رَبِّي لَوْلَا دُعَاؤُكُمْ

Скажи: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши мольбы.(25:77)

2. Слово: как в слове Аллаха:

فَمَا كَانَ دَعْوَاهُمْ إِذْ جَاءَهُمْ بَأْسُنَا إِلَّا أَنْ قَالُوا إِنَّا كُنَّا ظَالِمِينَ

И было зовом их, когда приходила Наша ярость, только за то, что они говорили: "Мы были неправедны!" (7:5) также в слове Аллаха:

فَمَا زَالَتْ تِلْكَ دَعْوَاهُمْ

И не прекращается этот их возглас… (21:15) также в слове Аллаха:

دَعْوَاهُمْ فِيهَا سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ

Зов их там: "Хвала Тебе, Боже!" (10:10)

3. Призыв: как в слове Аллаха:

فَدَعَا رَبَّهُ أَنِّي مَغْلُوبٌ فَانْتَصِرْ

И призвал он Господа своего: "Я побежден, помоги же!" (54:10) также в слове Аллаха:

يَوْمَ يَدْعُ الدَّاعِ إِلَى شَيْءٍ نُكُرٍ

В тот день, когда призовет зовущий к вещи неприятной. (54:6) также в слове Аллаха:

يَوْمَ يَدْعُوكُمْ فَتَسْتَجِيبُونَ بِحَمْدِهِ

В тот день, когда Он призовет вас, и ответите вы хвалой Ему… (17:52) также в слове Аллаха:

وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ

И не заставишь глухих слышать зов… (30:52) и в слове Всевышнего:

إِنْ تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ

Если вы зовете их, они не слышат вашего зова… (35:14)

4. Похвала: как, например, в слове Аллаха:

قُلِ ادْعُوا اللَّهَ أَوِ ادْعُوا الرَّحْمَنَ

Скажи: "Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного…(17:110)

5. Просьба о помощи: как об этом говорится в слове Аллаха:

وَادْعُوا شُهَداءَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ

И призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха… (2:23) или:

وَادْعُوا مَنِ اسْتَطَعْتُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ

И призывайте, кого вы можете, помимо Аллаха… (10:38)

6. Просьба о разъяснении или требование информации: как в слове Аллаха:

قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا هِيَ

Они сказали: "Призови для нас твоего Господа, чтобы Он разъяснил нам, какова она". (2:68) – т.е. спроси у Него. Также в слове Всевышнего Аллаха:

وَيَوْمَ يَقُولُ نَادُوا شُرَكَائِيَ الَّذِينَ زَعَمْتُمْ فَدَعَوْهُمْ فَلَمْ يَسْتَجِيبُوا لَهُمْ

В тот день скажет Он: "Призовите Моих сотоварищей, о которых утверждали". Они позвали их, но те не отвечали им… (18:52)

7. Просьба в форме требования: Всевышний Аллах сказал:

ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

Зовите Меня, Я отвечу вам. (40:60) в этом же смысле слово Аллаха:

قَالُوا يَا مُوسَى ادْعُ لَنَا رَبَّكَ بِمَا عَهِدَ عِنْدَكَ لَئِنْ كَشَفْتَ عَنَّا الرِّجْزَ

О Муса! Позови нам твоего Господа, как Он договорился с тобой. Если ты удалишь от нас наказание… (7:134) а также слово Аллаха:

وَقَالَ الَّذِينَ فِي النَّارِ لِخَزَنَةِ جَهَنَّمَ ادْعُوا رَبَّكُمْ يُخَفِّفْ عَنَّا يَوْمًا مِنَ الْعَذَابِ

И сказали те, которые в огне, стражам геенны: "Позовите вашего Господа, чтобы Он облегчил нам наказание хотя бы на день". (40:49) – т.е. попросите или потребуйте у Него.

8. Наказание: некоторые учёные, знатоки в аллегории и в сравнениях, такие как ад-Дамгани и ибн аль-Джаузия[6] сказали: «Слово الدُّعَاء иногдаимеет смысл наказания, как об этом приводится пример в слове Аллаха:

كَلَّا إِنَّهَا لَظَى نَزَّاعَةً لِلشَّوَى تَدْعُو مَنْ أَدْبَرَ وَتَوَلَّى

Так нет, ведь это - огонь, схвативши за скальп, призывает тех, кто отвратился и повернулся…» (70:15-17)

Этот пример имеет скорее языковой смысл (чем шариатский), как об этом сказали имамы-лингвисты ад-Дамгани и ибн аль-Джаузия, они привели как довод этот аят.

Аль-Мубаррид сказал по поводу смысла этого аята (70:17): «Призывает в смысле наказывает». Аль-А’раби сказал: «دَعَاكَ اللهُ (да призовёт тебя Аллах) – т.е. عَذَّبَكَ اللهُ (да накажет тебя Аллах)».

Са’ляб сказал: دَعَاكَ اللهُ (да призовёт тебя Аллах) – т.е. أَماتَكَ اللهُ (да умертвит тебя Аллах)».

Мухаммад ибн Язид сказал:

تَدْعُو مَنْ أَدْبَرَ وَتَوَلَّى

«Призывает тех, кто отвратился и повернулся – т.е. наказывает их». Ибн Манзур сказал: «Т.е. делает с ними неописуемое[7]».

Достоинства мольбы

Мольба обладает великими достоинствами, огромными плодами и удивительными таинствами. Такими как:

1. Поистине мольба является поклонением Аллаху и исполнением Его повеления, т.к. Всевышний Аллах сказал:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». (40:60). Он также сказал:

وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

И взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. (7:29)

Возводящий мольбу человек, таким образом, совершает поклонение и выполняет повеление Аллаха.

2. Спасение от высокомерия: Всевышний Аллах сказал:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ

Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (40:60)

Имам аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу этого аята: «Этот священный аят доказывает, что мольба является поклонением, т.к. Всевышний Аллах повелел Своим рабам взывать к Нему в мольбе, а затем Он сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي

Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне.

Это доказывает, что мольба является поклонением, а оставление мольбы Господу является проявлением высокомерия, и нет хуже этого высокомерия.

И действительно как может раб чураться мольбы своему Творцу, Дающему удел, сотворившего его из небытия. Он Создатель всего мира, Дающий ему удел, оживляющий его, умертвляющий, награждающий его и наказывающий.

Нет сомнения, что проявление высокомерия такого рода является по меньшей мере безумием и неблагодарностью за блага[17]».

3. Мольба – поклонение: в дополнение к вышеприведённому аяту хадис от Нумана ибн Башира (да будет доволен им Аллах), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«الدُّعاءُ هُوَ العِبادة»

«Мольба это поклонение[18]».

4. Мольба – самое достойное дело перед Аллахом:

Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"لَيْسَ شيء أَكْرَم عَلَى الله مِنَ الدُّعاءِ"

«Нет ничего достойнее перед Аллахом, чем мольба[19]».

Аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу этого хадиса: «Есть мнение, что это доказывает могущество Аллаха и беспомощность взывающего с мольбой. Можно сказать даже более того: т.к. мольба является поклонением или даже мозгом поклонения, как об этом говорилось ранее, то естественно, что это самое достойное дело перед Аллахом. Ведь Аллах создал творения именно для того, чтобы они поклонялись Ему, как об этом сказал Всевышний Аллах:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. (51:56)[20]».

5. Мольба любима Аллахом Всевышним:

Сообщают со слов ибн Масуда, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"سَلُوا اللهَ مِنْ فَضْلِهِ فَإنَّ اللهَ يُحِبُّ أنْ يُسْألَ"

«Просите от Его милости, ведь Аллах любит, когда его просят[21]».

6. Мольба является причиной для раскрытия груди: т.е. облегчения от печали и грусти, а также облегчения в делах. Как прекрасны слова одного поэта:

Я молю Аллаха в трудный момент,

Дабы разрешилась моя трудность,

И скольким парням с хмурыми лицами,

Посредством мольбы избавленье пришло[22]!

7. Мольба защищает от гнева Аллаха:

Ведь Аллах гневается на того, кто Его не просит. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"مَنْ لَمْ يَسْأَلِ اللهَ يَغْضَبُ عَلَيْهِ"

«Аллах гневается на того, кто у Него не просит[23]».

Этот хадис доказывает, что мольба раба Своему Господу является одной из важнейших обязанностей и величайших предписаний, ведь то, что спасет от гнева Господа, несомненно является обязанностью[24]. Как прекрасны слова поэта:

Не проси у сынов адамовых нужды своей,

А проси у Того, чьи двери распахнуты,

Аллах гневается, если не просишь Его,

Сыны же адамовы просьбам не рады.

8. Мольба указывает на упование на Аллаха: ведь таинство упования на Аллаха заключается в том, чтобы сердце полностью полагалось на одного Аллаха.

Самое великое упование на Аллаха проявляется во время мольбы, т.к. взывающий с мольбой просит помощи у Аллаха и полностью предоставляет свои дела Ему одному.

Потом известно, что упование можно считать правильным только при соблюдении обязательных причин, и если кто не выполнил их, то его упование нельзя считать действительным. Мольба же является одной величайших причин, если не самой великой из них.

9. Мольба является средством для возвышения духа и поднятия решимости:

Посредством мольбы душа возвышается и становится благороднее, поднимается дух и устремляется к высоким целям. Это потому, что взывающий с мольбой ищет прибежище у мощной опоры, у которой он просит свои нужды и обращается за помощью во всех своих делах. Так же, он полностью отрезает всю надежду на то, чем обладают творения, он освобождается от плена их предрассудков и от зависимости от их. Ведь зависимость от чьих-то благ разрушает величие духа.

Мольба избавляет от всего этого, и человек не теряет самоуважения и чести. Это и есть настоящий успех и удача.

Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «По мере усиления надежды раба на милость Аллаха и Его щедрость в решении его нужд и потребностей – усиливается его поклонение и независимость от других. С возрастанием упования на творение появляется тяга к поклонению ему, потеря надежды на творение приводит к независимости сердца от него[25]».

10. Мольба избавляет от бессилия и указывает на проницательность взывающего:

Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самый бессильный человек тот, кто не в силах даже воззвать с мольбой, самый жадный человек тот, кто пожадничал с приветствием[26]».

Человек с самым слабым мнением, низким духом и плохой проницательностью – тот, кто не в силах возвести мольбу, ведь мольба никогда не повредит человеку, наоборот лишь принесёт пользу.

11. Плоды мольбы гарантированы по воле Аллаха:

Если взывающий с мольбой человек выполнил все условия, при которых мольба принимается, то он обязательно достигнет добра и обязательно вкусит достойную долю плодов мольбы.

Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто бы ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит,) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит,) если только он не будет просить ни о греховном или о разрыве родственных связей»

Сообщается, что Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

« مَا عَلى الأَرْضِ مُسْلِمٌ يَدْعُو اللَّه تَعالى بِدَعْوَةٍ إِلاَّ آتَاهُ اللَّه إِيَّاهَا ، أَوْ صَرَف عنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا . ما لَم يدْعُ بإِثْم ، أَوْ قَطِيعَةِ رحِمٍ »

«Кто бы из мусульман(, живущих) на земле, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит,) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит,) если только он не будет просить ни о греховном или о разрыве родственных связей». Кто-то из людей сказал: «Тогда мы будем (обращаться с мольбами) почаще», - (Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:

« اللَّه أَكْثَرُ»

«А Аллах (дарует вам) больше!»

Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Этот же хадис, но передаваемый со слов Абу Са'ида (аль-Худри) приводит и аль-Хаким, в версии которого сообщается также(, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:
...или припасёт для него награду, равную (по величине тому, о чем он просит).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!” (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что (однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): “(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности.” (Люди) спросили (его): “О посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “(Это значит, что) он будет говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу(, чтобы) Он (хотел) мне ответить!”, - (после чего обращения с мольбами) становятся (человеку) в тягость и он отказывается от (этого).”

Из всех вышеприведённых хадисов следует, что мольба мусульманина не откладывается, ему даётся то, о чём он просит, возможно сразу, возможно чуть позже по милости Аллаха Всевышнего[27].

Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мольба каждого взывающего принимается, но форма ответа может быть различной: иногда ему дастся именно то, о чём он просил, иногда – замена этому[28]».

12. Мольба является причиной отвращения беды до того, как она случилась:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لا يَرُدُّ القَدَرَ إلاَّ الدُّعَاء»

«Ничто кроме мольбы не может отвратить предначертанное[29]».

Аш-Шаукани сказал по поводу этого хадиса: «В нём содержится доказательство того, что Всевышний Аллах предотвращает посредством мольбы то, что Он уже предопределил для Своего раба, и об этом существует множество хадисов[30]».

Он также сказал: «Следовательно, мольба из предопределения Всевышнего Аллаха, ведь Он также может предначертать Своему рабу, чтобы тот не взывал с мольбой, если же тот воззвал с мольбой, то несчастье отвратится от него[31]».

13. Мольба - причина облегчения от беды после того, как она уже случилась:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кому были открыты врата мольбы, тому открылись врата милости. Ведь кто попросит у Аллаха что-либо, ему обязательно это дастся. Аллаху милее, когда у Него просят благополучия. Ведь мольба помогает оттого, что уже случилось и оттого, что ещё не случилось. Поэтому вам следует взывать с мольбой, о рабы Аллаха[32]!»

Поэтому рабу Аллаха следует приниматься за мольбу, не медлить с ней и возводить её многократно. Ведь его мольба будет принята и его просьба будет выполнена по милости Аллаха и Его щедрости. Открытие ворот милости указывает на принятие мольбы[33].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Предосторожность не предотвратит предначертанного, а мольба помогает оттого, что уже случилось и оттого, что ещё не случилось. Мольба встречает беду, и они борются друг с другом до Судного дня[34]».

14. Мольба открывает перед рабом Аллаха дверь тайных бесед с Аллахом и благодать от них:

Иной раз раб встаёт для тайных бесед с Аллахом, дабы рассказать ему о своих нуждах, и тогда перед его сердцем во время просьбы открывается любовь к Аллаху, познание Его, благодать, смирение и подобострастие перед Ним. И тогда всё это заставляет забыть его о его нужде. А то, что открылось перед ним, миле ему, чем его нужда. Он желает, чтобы это состояние продолжалось. Его радость более велика, чем его нужда, даже если при этом его просьба исполнится[35].

Один из набожных людей сказал: «Иной раз у меня появляется нужда к Аллаху, и прошу о ней у Него. И тогда передо мной открываются врата таинства с Ним, Его познания, подобострастия перед Ним и унижения. И тогда я желаю, чтобы Он промедлил с исполнением моей просьбы, а это состояние продолжалось[36]».

15. Укрепление любви между мусульманами:

Когда мусульманин обращается с просьбой к Аллаху за отсутствующего брата, его мольба принимается. Это также доказывает, что его внутренняя сторона соответствует внешней стороне. Это также доказательство на богобоязненность, правдивость и взаимную привязанность между мусульманами. Это укрепляет любовь и её основы. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَيَجْعَلُ لَهُمُ الرَّحْمَنُ وُدًّا

Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью. (19:96) т.е. они станут любить друг друга. И нет сомнения в том, что мольба является проявлением веры и благим делом.

16. Мольба – одно из качеств богобоязненных рабов Аллаха:

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ

Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами. (21:90)

Аллах сообщил об Его праведных рабах:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (59:10). Есть множество других аятов с подобным смыслом.

17. Мольба является причиной стойкости и победы над врагами:

Всевышний Аллах сказал о Талуте и его войске, когда они вышли против Джалута (Голиафа) и его войска:

قَالُوا رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

Сказали они: «Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми». (2:250) и каков же был результат?

فَهَزَمُوهُمْ بِإِذْنِ اللَّهِ وَقَتَلَ دَاوُدُ جَالُوتَ

Они разгромили их по воле Аллаха. Давуд (Давид) убил Джалута (Голиафа)… (2:251)

18. Мольба отпугивает тиранов и даёт убежище угнетённым:

Когда перед обиженным или угнетённым человеком обрываются все причины спасения и закрываются все двери, и он не знает, кто бы мог помочь ему против его угнетателя и восстановить справедливость, тогда он поднимает руки к небу и обращается к Могущественному и Великому с жалобой. И тогда Аллах дарует ему победу и возвеличивает его, мстит его обидчику за него, даже если спустя время.

Именно поэтому воззвал с мольбой пророк Нух (мир ему), когда его племя стало ущемлять его, обвинять во лжи и отвергать его призыв.

Также Мусса (мир ему) воззвал с проклятием на фараона, когда тот превознёся и стал отрицать руководство и истинную религию. Тогда Аллах принял его мольбу и послал на беззаконников унижение при жизни и подвергнет его наихудшему мучению в жизни вечной.

Таково положение всех обиженных и угнетённых. Они прибегают к Аллаху с мольбой о помощи, и тогда Аллах посылает им победу, даже если они были грешниками.

19. Мольба указывает на веру в Аллаха и признание Его господства, божественности и имён и качеств:

Мольба человека Его Господу гарантирует его веру в существование Аллаха, в то, что Он – Богат, Слышащий, Видящий, Щедрый, Милостивый, Могущественный, единственный кто достоин поклонения помимо кого-либо.

Условия мольбы

У мольбы есть множество условий, которые обязательно должны быть выполнены, дабы эта мольба была мила Аллаху и принята Им. Условия мольбы таковы:

1. Взывающий с мольбой должен знать, что только Аллах может принять её: ведь никто не может послать ему пользу или отвернуть от него зло, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

أَمْ مَنْ يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ

Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло? (27:62)

Это и есть проявление единобожия на теории – признания его господства (ар-Рубубиях).

2. Не должен взывать с мольбой ни к кому, кроме Аллаха:

Нельзя просит у кого-то кроме Аллаха или взывать к кому-то кроме Него, т.к. это является ширком (приданием Аллаху сотоварищей). Всевышний Аллах сказал:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом. (72:18)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إذا سَأَلْتَ فَسْأَلِ اللهَ و إذا اسْتَعَنْتَ فاسْتَعِنْ بِاللهِ»

«Если ты просишь, то проси у Аллаха, а если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху[37]».

Это проявление единобожия на практике – признание Его божественности (аль-Улюхиях).

3. Обращение к Аллаху посредством дозволенного шариатом тавассуля[38].

Сущесвуют разрешённые и запрещённые виды тавассуля.

Разрешённые виды тавассуля:

А. Тавассуль к Аллаху взыванием Его именами и атрибутами. Например, взывать: «О, Аллах, я прошу Тебя тем, что Ты – нет божества кроме Тебя – Милостивый и Милосердный, чтобы Ты помиловал меня и простил мне». Или говорить: «О, Милостивый, помилуй меня, о, Щедрый, одари меня». Или говорить: «Я прошу Тебя посредством Твоей милости, которая вместила всё. Посредством Твоей милости обращаюсь я к Тебе за помощью».

Доказательством на такой вид тавассуля является слово Аллаха:

وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا

У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их. (7:180)

Б. Тавассуль к Аллаху посредством благих дел. Например, это когда мусульманин говорит: «О, Аллах, я прошу тебя посредством моей веры в Тебя, любви к Тебе, моим следованием за Твоим пророком и т.п. …» и он так упоминает свои благие дела, а затем просит у Аллаха о своей нужде.

Доказательством этому служит слово Всевышнего Аллаха:

الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا إِنَّنَا آمَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

Которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне». (3:16) а также слово Аллаха:

رَبَّنَا إِنَّنَا سَمِعْنَا مُنَادِيًا يُنَادِي لِلْإِيمَانِ أَنْ آمِنُوا بِرَبِّكُمْ فَآمَنَّا رَبَّنَا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَكَفِّرْ عَنَّا سَيِّئَاتِنَا وَتَوَفَّنَا مَعَ الْأَبْرَارِ

Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми. (3:193)

Доказательством также служит история о людях пещеры, каждый из них совершил тавассуль к Аллаху посредством благого дела, и Аллах ответил на их мольбы.

Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали: “Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела!”[39]

(После этого) один из них сказал: “О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев[40] увели меня далеко (от дома), а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему,[41] то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!” И после этого (к<

Наши рекомендации