Шайтанов, а затем поставим их вокруг Геенны на колени.
Потом Мы выведем из каждой общины того, кто больше других ослушался Милостивого.
Нам лучше знать, кто более других заслуживает войти туда.
Каждый из вас придёт туда. Таково окончательное решение твоего Господа.
Потом Мы спасём богобоязненных, а несправедливых оставим там стоять на коленях.
Сура 19 «Марьям», аяты 68-72
В одном из тафсиров эти аяты прокомментированы следующим образом: «Аллах клянётся Собой — а это самая великая из клятв, — что они непременно будут собраны после смерти, и это неотвратимо: "Клянусь твоим Господом, Мы непременно соберём их". При этом они не будут одни: "Мы непременно соберём их и шайтанов". То есть они и эти шайтаны окажутся в равном положении. Шайтаны — это те, кто постоянно побуждал их к неверию и отрицанию, и между ними существовала связь "последователи — те, за кем следуют" и "руководимый — руководитель". Это описание создаёт живую картину: они стоят на коленях вокруг Ада, униженные и опозоренные: "...а затем поставим их вокруг Геенны на колени".Это ужасное зрелище: бесчисленное множество людей, собранных для отправления в Огонь и стоящих на коленях вокруг него. Они видят это страшное пламя, их обжигает его жар. Оно каждое мгновение ожидает, что вот сейчас их схватят и бросят в него. А они стоят на коленях, униженные, объятые ужасом. Вот так жалко будут выглядеть гордецы и высокомерные, кичливые люди. Затем будут выведены те, кто больше всего ослушивался Всевышнего и проявлял высокомерие: "Потом Мы выведем из каждой общины того, кто больше других ослушался Милостивого". В аяте имеет место удвоение букв,
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 458
которое призвано самым выразительным способом передать то, как этих людей будут хватать, вытаскивая из окружения соплеменников. После этого их бросят в Огонь — это действие и то, что последует за ним, уже рисует нам воображение. Поистине, Аллах знает, кто более других заслуживает того, чтобы гореть в Аду. Их не будут хватать как попало, выхватывая из этого множества людей первого попавшегося. Поистине, Аллах знает их количество, и Он знает каждого из этих людей: "Нам лучше знать, кто более других заслуживает того, чтобы войти туда".И их выбирают для того, чтобы они стали первыми из тех, кого бросят в Огонь» [Фи зыляль аль-Кур'ан].
Аят «каждый из вас придёт туда» оказал огромное воздействие на благочестивых и праведных людей. Он лишил их сна, помешал им наслаждаться жизнью. Они перестали смеяться, оставили наслаждения и удовольствия... Ибн Касир упоминает о том, что Абу Майсара каждый вечер, ложась в постель, говорил: «Ах, если бы мать моя вообще не родила меня!» — и плакал. Его спросили: «Что заставляет тебя плакать, о Абу Майсара?» Он ответил: «Аллах сообщил нам о том, что мы придём туда, но Он не говорил, что нас выведут оттуда!»
А 'Абдаллах ибн аль-Мубарак передаёт со слов аль-Хасана аль-Басри: «Один человек сказал своему брату: "Знаешь ли ты о том, что ты придёшь к Огню?" Тот ответил: "Да" Он спросил: "А было ли сообщено тебе о том, что ты уйдёшь от него?" Тот ответил: "Нет" Он сказал: "Так чему ты тогда улыбаешься и отчего смеёшься?" После этого он не смеялся до тех самых пор, пока не встретил своего Господа».
Ибн 'Аббас сказал своему соседу: «И я, и ты, Абу Рашид, — мы непременно войдём туда... А вот выйдем ли?» [Ибн Касир. Тафсир].
Прохождение верующих по Сырату и отделение от них
Лицемеров
Когда неверующих и заблудших, придававших Всевышнему сотоварищей, уведут в их в страшную обитель, хуже которой нет пристанища, — в Ад, — на арене событий Судного дня останутся приверженцы единобожия, последователи посланников. Среди них будут грешники и лицемеры. Все они окажутся в темноте перед Мостом. 'Аиша передаёт: «Посланника спросили: "А где будут люди, когда изменятся земля и небеса?" Он ответил: "Они будут в темноте, перед Мостом"»[Муслим].
ГЛАВА 14. ОБИТАТЕЛИ РАЯ – НА ВЕЧНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В РАЙ, ОБИТАТЕЛИ ОГНЯ – В ОГОНЬ 459
Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» говорит: «В этом месте лицемеры будут отделены от верующих. Они отстанут от них, и верующие уйдут вперёд, и тогда между ними будет возведён забор, который помешает лицемерам присоединиться к верующим. Масрук передаёт со слов 'Абдаллаха такой хадис: "Аллах соберёт людей в Судный день... Среди них будут такие, кому будет дарован свет, подобный горе, который появится перед ними, а некоторым будет дарован свет, который окажется ещё больше. А у некоторых будет свет размером с пальму в правой руке, а у некоторых — тоже в правой руке, только ещё меньше. У последнего же, кому будет дарован свет, он окажется только на большом пальце ноги, и будет то гаснуть, то загораться снова. Когда он будет загораться, этот человек будет передвигать ногу вперёд, а когда свет будет гаснуть, он будет останавливаться. И этот человек вместе с остальными будет проходить по Сырату, а Сырат узок, как лезвие меча, и скользок. И им будет сказано: <Идите вперёд, каждый в соответствии со своим светом>. И некоторые из них пронесутся по нему подобно падающей звезде, другие пролетят подобно ветру. Кто-то преодолеет его в мгновение ока, кто-то пробежит бегом, кто-то пройдёт быстрым шагом — в зависимости от их дел. И вот дойдёт очередь до того человека, у которого свет будет только на пальце ноги. Его руки и ноги будут скользить и срываться, и пламя будет касаться его боков... Все они спасутся. А когда это произойдёт, они скажут: <Хвала Аллаху, Который спас нас от тебя после того, как показал нам тебя! Поистине, Он даровал нам то, чего не даровал никому, кроме нас>"[Байхаки]».
Всевышний Аллах описал нам то, как верующие будут проходить по Сырату:
...в тот день, когда ты увидишь, как перед верующими мужчинами и верующими женщинами и справа от них будет распространяться их свет. Возрадуйтесь сегодня райским садам, в которых текут реки. Вы пребудете в них вечно. Это и есть великое преуспеяние.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 460
В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Погодите, мы позаимствуем у вас немного света». Им будет сказано: «Возвращайтесь назад и ищите свет». Между ними будет возведён забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи — мучения.
Они будут взывать к ним: «Разве мы не были с вами?» Они скажут: «Да, но вы соблазняли самих себя, выжидали, сомневались и обольщались надеждами до тех пор, пока не явилось повеление Аллаха. Искуситель обманул вас относительно Аллаха.
Сегодня ни от вас, ни от неверующих не примут выкупа. Вашим пристанищем будет Огонь, который более всего подобает вам. Как же скверно это место прибытия!»
Сура 57 «Железо», аяты 12-15
Всевышний Аллах говорит, что верующим мужчинам и женщинам, которые в этом мире освещали себе путь светом веры, в Судный день будет дарован свет, который осветит им путь, ведущий в Сады наслаждения, что позволит им не спотыкаться и не поскальзываться на узком и скользком Сырате. И их обрадуют райскими садами. А лицемеры, которые в этом мире утверждали, что они — вместе с верующими и что они тоже верующие, хотя на самом деле это не так и они не шли путём верующих, будут лишены света подобно тому, как в этом мире они сами лишили себя света Великого Корана. Тогда лицемеры начнут просить верующих, чтобы те подождали их и они
ГЛАВА 14. ОБИТАТЕЛИ РАЯ – НА ВЕЧНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В РАЙ, ОБИТАТЕЛИ ОГНЯ – В ОГОНЬ 461
смогли воспользоваться светом, который был дарован верующим. Но в этот самый момент они будут обмануты подобно тому, как сами они обманывали верующих в этом мире. Им скажут: «Вернитесь назад и ищите свет!» Тогда лицемеры вернутся назад, и, когда они отделятся от верующих, между ними будет возведён забор с вратами, с одной стороны которого — милосердие, а с другой — наказание. После этого верующие мужчины и женщины отправятся в Рай, а лицемеры и лицемерки — в Ад.
Всевышний Аллах также сообщил нам о том, с какой мольбой будут обращаться к нему верующие, когда свет их потечёт перед ними и справа от них: «...в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: "Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь"»(сура 66 «Запрещение», аят 8).
Муджахид, ад-Даххак и аль-Хасан аль-Басри придерживались того мнения, что «верующие скажут это, когда увидят, как в Судный день будет погашен свет лицемеров» [Ибн Касир. Тафсир].