Хадисы, подтверждающие существование величайшего заступничества
Из приведённых хадисов следует, что верующие будут обращаться к пророкам, желая избавиться от тягот предстояния, пока не дойдут до Мухаммада . Однако мы видим, что Посланник будет заступаться именно за свою общину. Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» приводит некоторые из этих хадисов и говорит далее: «Это поистине удивительно: имамы приводят этот хадис, передаваемый разными путями, и при этом не упоминают о первом заступничестве — о том, как Пророк приходит к Господу и просит Его начать расчёт, как об этом говорится в хадисе о Роге. Именно это имеется в виду здесь. В начале хадиса говорится о том, что люди будут просить заступничества у Адама и остальных пророков, желая, чтобы скорее начался расчёт и их избавили наконец от тягот предстояния. Это следует из контекста всех версий этого хадиса. А когда речь идёт уже о награде и воздаянии, они упоминают о заступничестве за грешников из мусульманской общины и выведении их из Огня. Возможно, наши праведные предки ограничивались этой частью хадиса, желая таким образом возразить
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 386
хариджитам и последовавшим за ними му'тазилитам, которые утверждают, что те, кто вошёл в Огонь, уже никогда оттуда не выйдут. Поэтому имамы упоминают обычно именно эту часть хадиса, в которой содержится ясное опровержение их убеждений, которые являются нововведением и противоречат хадисам» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. После этого он разбирает хадис о Роге.
Из слов Мухаммада ибн Мухаммада ибн Абу аль-'Изза аль-Ханафи можно сделать следующие выводы.
1. Он подтверждает наличие неясности в этих хадисах. Об этом же говорил Ибн Хаджар аль-'Аскаляни, передавая слова ад-Дараварди: «Создаётся впечатление, что передатчик хадиса отнёс некоторые из описываемых событий не туда, куда следовало. Так, в начале хадиса упоминается о заступничестве и при этом речь идёт об избавлении от тягот предстояния, а в конце хадиса упоминается о заступничестве, цель которого — выведение некоторых людей из Огня. То есть это произойдёт уже после того, как закончится предстояние, люди пройдут по Сырату, и те, кому суждено упасть в Огонь, упадут туда — тогда уже придёт черёд заступничества, итогом которого станет выход некоторых людей из Огня» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 437]. Ибн Хаджар привёл эти слова ад-Дараварди и сказал: «Это значительная неясность» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 438].
2. Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» ответил на это, как мы уже говорили, что люди, передавшие эти тексты, не приводили их полностью — потому, что их целью было только ответить хариджитам, которые сказали, что никто не выйдет из Огня после того, как войдёт туда, то есть все, кто попал в Огонь, останутся там навечно. При этом он подтверждает свою точку зрения хадисом о Роге, в котором ясно говорится о том, что Посланник сначала заступится за людей, прося Всевышнего о том, чтобы Он скорее начал расчёт, а потом заступится за них ещё раз, прося Всевышнего ввести их в Рай... И если бы хадис о Роге был достоверным, проблема исчезла бы сама собой, однако шейх Насыр-ад-дин аль-Албани, проверяя хадисы, упомянутые в книге «Аль-'Акида ат-тахавиййа», отметил этот хадис как слабый.
Возможно, мнение кадыя 'Ияда, к которому присоединились ан-Навави, Ибн Хаджар и другие, ближе к истине и в нём меньше противоречий, чем в том, что сказал комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа», Ибн Хаджар сказал: «'Ияд сказал об этом несоответствии следующее, и его поддержал ан-Навави и другие: в хадисе Хузайфы и Абу Хурайры говорится: "И они придут к
ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 387
Мухаммаду , и он поднимется, и ему будет дано разрешение [начать заступничество]. А потом будут посланы надёжность[амана]и родственные связи, которые встанут по обе стороны Сырата, справа и слева, и первый из вас пронесётся по нему подобно молнии..." Получается связное и последовательное описание. Люди просят о заступничестве, которое помогло бы им скорее избавиться от тягот предстояния, а за ним следует заступничество, цель которого — вывести людей из Огня. В хадисе Абу Хурайры упоминается о том, что каждой общине будет велено следовать за тем, чему или кому они поклонялись, после чего лицемеры будут отделены от верующих, а затем, после прохождения людей по Сырату, Пророк получит разрешение на второе заступничество. А веление каждой общине последовать за тем, чему она поклонялась, — это первая стадия суда и расчёта, которая подразумевает избавление от тягот предстояния и окончание самого этого предстояния. Таким образом, всё встаёт на свои места и в хадисах прослеживается чёткий порядок изложения» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 438].
Ибн Хаджар добавил к этому разъяснению своё и привёл тексты, указывающие на то, что в некоторых из приведённых хадисов имеются сокращения: «Создаётся впечатление, что один передатчик запомнил то, чего не запомнил другой. Продолжение последует в разъяснении хадиса следующей главы. Там говорится: "Пока не придёт человек, который сможет передвигаться по Сырату только ползком. А по обе стороны Сырата будут крюки, исполняющие повеления и хватающие тех, относительно кого им было дано повеление. И некоторые будут оцарапаны, но всё же спасутся, а некоторые свалятся в Ад!"Из хадиса следует, что сначала Пророк заступится за людей с тем, чтобы начался расчет, а уже после этого он будет заступаться за них с тем, чтобы вывести из Огня некоторых упавших туда. Сокращение хорошо заметно в хадисе Ибн 'Умара; он передаёт в сокращённом виде то, что Анас и Абу Хурайра передают в развёрнутом виде. В Книге закята упоминаются слова, передаваемые Хамзой ибн 'Абдаллахом ибн 'Умаром от его отца: "Поистине, солнце приблизится к ним так, что пот их дойдёт до середины их ушей, и тогда они обратятся за помощью к Адаму, затем к Мусе, а затем к Мухаммаду, и он заступится за них, попросив Всевышнего о том, чтобы скорее начался расчёт. А потом он дойдёт до врат Рая и возьмётся за кольцо, которое на них. И в этот День будет онвозведён на место, восхваляемое всеми, кто будет там".
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 388
А в версии, которую передаёт Убайй ибн Ка'б, говорится: "Затем я воздам Ему хвалу, которой Он останется доволен. Потом Он позволит мне говорить, а потом моя община пройдёт по Сырату, протянутому над Адом, и преодолеет его"[Абу Я'ля].
В версии хадиса Ибн 'Аббаса, передаваемой 'Абдаллахом ибн аль-Харисом, Посланник Аллаха сказал: "Всевышний скажет: <О Мухаммад! Что ты желаешь, чтобы Я сделал с общиной твоей?> Тогда я скажу: <Господи, ускорь начало расчёта!>"[Ахмад].
А в другой версии хадиса Ибн 'Аббаса говорится: "И я скажу: <Я заступлюсь!> — и буду ждать до тех пор, когда Аллах даст позволение тем, кому пожелает и кем Он доволен. И вот, когда Аллах пожелает начать расчёт, глашатай воззовёт: <Где Мухаммад и община его?>"[Ахмад; Абу Я'ля].
Ат-Тыби подошёл к этому вопросу несколько иначе. Вот что он говорит: "Возможно, что под огнём подразумеваются страдания и муки, которые будут испытывать задержанные в месте предстояния люди, когда палящее солнце приблизится к их головам, а пот достигнет их ушей. А под выходом из огня, соответственно, подразумевается избавление их от того положения, в котором они находятся".
Эта версия далека от истины. Конечно, можно сказать, что будет два "вывода": один из них упомянут в хадисе данной главы, передаваемом разными путями, и подразумевается под ним избавление от тягот предстояния. А второй "вывод" упоминается в хадисе следующей главы: "И Он скажет: <Пусть тот, кто поклонялся чему-то, последует за тем, чему поклонялся>". Это будет уже после избавления от тягот предстояния и после того, как будет протянут Сырат и людям будет позволено пройти по нему. Тогда будут выведены те, кто упадёт в Огонь во время прохождения по Сырату — это и есть два "вывода"
Аль-Куртуби сказал, что в конце хадиса, который передал Абу Зар'а от Абу Хурайры, после слов "И я скажу: <Господи! Моя община, моя община!>"говорится:"И будет сказано: <Введи через правые врата Рая тех людей из твоей общины, которым не предстоит ни расчёт, ни наказание>".Далее он говорит: "Это указывает на то, что Пророк заступится за людей, чтобы скорее начался расчёт. Далее, ему будет позволено ввести в Рай тех, кому не предстоит ни расчёт, ни наказание. Отсюда следует, что остальные будут задержаны для расчёта. В длинном хадисе о Роге сказано: <И я скажу: 'Ты обещал мне заступничество, так позволь мне
ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 389
заступиться за обитателей Рая, чтобы им войти а Рай'. Тогда Аллах скажет: 'Я принял твоё заступничество за них и разрешаю им войти а Рай'>".
Складывается впечатление, что представление дел, взвешивание на Весах и раздача свитков с записью дел будут именно тогда, а потом глашатай воззовёт: "Пусть каждая община последует за тем, чему она поклонялась" Тогда неверующие упадут в Огонь. Затем верующих отделят от лицемеров через испытание: им будет велено совершить земной поклон, когда откроется Голень. После этого протянут Сырат и людям будет разрешено пройти по нему. Свет лицемеров будет погашен, и они тоже свалятся в Огонь. Верующие пройдут по Сырату в Рай. Некоторые грешники тоже свалятся в Огонь, а некоторые из успешно преодолевших Сырат будут задержаны у моста (кантара) для сведения счётов друг с другом, а потом они войдут в Рай» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 438].
Это могло бы устранить неясность и несоответствие, однако аль-Кальби — слабый передатчик, к тому же хадис не имеет связного иснада, восходящего к Пророку . И ещё: этот хадис противоречит по смыслу достоверным хадисам, в которых ясно сказано о том, что верующие будут обращаться к пророкам за помощью во время предстояния, до входа в Рай. А Аллах знает обо всём лучше.
Заступничество, которое будет принято, и заступничество, которое будет отвергнуто. Виды заступничества, которое
принимается
Приведённые нами хадисы указывают на то, что заступничество в Судный день будет следующих видов.
1. Величайшее заступничество — это то самое «хвалимое место», которое обещано Посланнику :люди обратятся к нему с просьбой о том, чтобы Он попросил своего Господа избавить их от ужаса пребывания в месте Сбора.
2. Заступничество за грешников из числа верующих — приверженцев единобожия, которые вошли в Огонь. Об этом виде заступничества мы поговорим подробнее в теме «Вход в Рай» в книге «Рай и Ад», если будет на то воля Аллаха.
Остаются виды заступничества, упоминаемые в хадисах. О них мы расскажем вкратце.
1. Заступничество Посланника за людей, у которых поровну благих и скверных дел.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 390
2. Он заступится за них, чтобы им было позволено войти в Рай. Онзаступится за других — тех, кого велено было отправить в Огонь. Пророк будет просить о том, чтобы они не вошли в Огонь.
3. Заступничество, цель которого возвысить степени входящих в Рай: они займут более высокое положение, чем то, которое предполагают их дела.
4. Заступничество за некоторых людей, чтобы они вошли в Рай без расчёта. Например, 'Уккаша ибн Михсан передаёт, что Посланник обратился к Аллаху с мольбой за него, чтобы Он сделал его одним из тех семидесяти тысяч человек, которые войдут в Рай без расчёта. Этот хадис приводится у аль-Бухари и Муслима.
5. Заступничество Пророка за его дядю Абу Талиба: он будет просить облегчения наказания для него, и в конце концов Аллах поставит Абу Талиба в огонь, который покроет его ступни, и от этого будет кипеть его мозг.
6. Заступничество Пророка за верующих, когда он будет просить для них позволения войти в Рай. Об этом виде заступничества мы поговорим в разделе «Рай» в книге «Рай и Ад», если будет на то воля Аллаха [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].
Что же касается заступничества за грешников, то заступаться за них сможет не только Посланник . Это смогут сделать пророки, мученики, обладающие знанием, и даже дела самого человека. Однако больше всего будет заступаться за людей наш Пророк . Другие также смогут заступаться за верующих, чтобы Аллах возвысил их степень в Раю. Все остальные виды заступничества являются привилегией Посланника Аллаха .
Это виды заступничества, которые будут иметь место в Судный день. Что же касается заступничества, которое будет отвергнуто, то это заступничество, которое имеет место в этом мире. Порой человек заступается за другого, а другой уступает, не желая этого, а в иных случаях он просто вынужден принять это заступничество — из-за высокого положения, власти и влияния заступающегося. К этому виду заступничества относитсяи заступничество, в которое верят многобожники, придавая Аллаху сотоварищей и считая, что эти сотоварищи будут заступаться за них. То же самое касается и приверженцев нововведений из нашей общины, которые просят заступничества усвоих шейхов. И это при том, что Всевышний сообщил нам:такое заступничество недействительно и в Судный день никто не будет заступаться, кроме как с Его позволения, и ни один
ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 391
заступник не сможет заступиться за кого-либо, если Аллах не будет доволен и заступником, и тем, за кого он заступается. Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (сура 2«Корова», аят 255).
Всевышний также сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (сура 21 «Пророки», аят 28).
Когда отец Ибрахима погиб неверующим, Аллах не принял заступничество Своего халиля. Абу Хурайра передаёт слова Пророка : «В Судный день Ибрахим встретит своего отца Азара, лицо которого покроется пылью и потемнеет от скорби, и скажет ему: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты не перечил мне?" Его отец скажет: "Сегодня я подчинюсь тебе!" Тогда Ибрахим воскликнет: "О Господь мой! Поистине, Ты пообещал мне не позорить меня в тот День, когда рабы Твои будут воскрешены, но может ли быть что-либо позорнее удаления моего отца?!"146 А Всевышний Аллах скажет: "Поистине, Я сделал Рай запретным для неверующих!" А потом ему будет сказано: "О Ибрахим, что это у тебя под ногами?" И когда он посмотрит туда, то увидит забрызганную кровью гиену, которую схватят за ноги и бросят в огонь"147» [Мишкат аль-масабих, т. 3, с. 58].
146 Ибрахим имеет в виду, что наихудшим позором для него станет удаление его отца от милости Аллаха, иначе говоря, проклятие и осуждение на вечные муки.
147 Таким образом, отец Ибрахима будет превращен в гиену и ввергнут в Ад за своё неверие. Заступничества его сына-пророка окажетсянедостаточно, чтобы Аллах простил его, и Ибрахим отречётся от него.