Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют ещё раз, И тогда они встанут и будут смотреть.
Сура 39 «Толпы», аят 68
103 Ат-Тирмизи сказал о нём: «Хороший достоверный хадис».
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 250
Первый трубный глас назван в Священном Коране «сотрясающим», а второй — «следующим за ним». Всевышний Аллах сказал: «В тот день сотрясётся все от сотрясающего гласа104, вслед за чем последует ещё одно сотрясение105» (сура 79 «Исторгающие», аяты 6-7).
А в другом месте Корана первый трубный глас назван «гласом», а о втором говорится как о дуновении в Рог. Всевышний сказал: «Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил» (сура 36 «Йа Син», аяты 49-51).
Существуют хадисы, в которых ясно говорится о том, что трубных гласов будет два. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал:«Между двумя трубными гласами будет сорок». Люди спросили: «О Абу Хурайра, сорок дней?» Он ответил: «Я не могу сказать». Его снова спросили: «Сорок месяцев?» Он ответил: «Я не могу сказать». Его опять спросили: «Сорок лет?» Он ответил: «Я не могу сказать» [Бухари; Муслим, № 2955].
'Абдаллах ибн 'Амр ибн аль-'Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха : «А потом протрубят в Рог, и любой человек, услышавший этот звук, станет внимать ему, поднимая и склоняя голову. А первым услышавшим его станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоёма для поения своих верблюдов. Он будет поражён, и другие люди будут поражены. А потом Аллах пошлёт дождь, подобный росе, от которого вырастут[истлевшие] тела людей. Затем протрубят в Рог во второй раз, и люди встанут, озираясь» [Муслим, № 2940].
Ибн Мас'уд сказал: «Затем ангел, держащий Рог, встанет между небом и землёй и подует в Рог, и каждое живое существо на небесах и на земле умрёт, кроме тех, кого Господь твой пожелает оставить. А между двумя дуновениями в Рог будет происходить то, что пожелает Аллах»106 [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 370; Байхаки].
104 Раздастся первый трубный глас, после которого творения умрут.
105 Раздастся второй трубный глас, после которого начнется Воскрешение.
106 Слова сподвижника, сообщение с сильным иснадом.
ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 251
Ayс ибн Аус ас-Сакафи передаёт слова Посланника Аллаха : «Поистине, лучшим из ваших дней является пятница… В этот день будут поражены все живые существа, и в этот день раздастся трубный глас»107 [Абу Давуд; Насаи; Ахмад; Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 370].
Немалая часть учёных, в том числе Ибн Хаджар аль-Аскаляни [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369] и аль-Куртуби [Куртуби. Тазкира], придерживаются мнения, что трубных гласов будет два, как указывают на это аяты и хадисы.
Другая часть учёных пришла к выводу о том, что трубных гласов будет три: после первого все живое парализует страх, после второго все живое погибнет, а после третьего произойдёт Воскрешение. Это мнение Ибн аль-'Араби [Маджму' аль-фатава], Ибн Таймийи [Фатх Аль-Бари; Куртуби. Тазкира], Ибн Касира [Ибн Касир. Фитан] и ас-Сафарини [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа]. Вот их доказательство: Всевышний Аллах упоминает в Коране трубный глас, после которого всё живое охватит ужас: «В тот день подуют в Рог, и примут в ужас те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить» (сура 27 «Муравьи», аят 87).
Кроме того, они приводят некоторые хадисы, в которых упоминается три трубных гласа, например, длинный хадис о Роге, приводимый ат-Табари, в котором говорится: «После этого он подует в Рог три раза. Это будет глас, вселяющий ужас, глас, который погубит все живое, и глас, после которого создания предстанут пред Господом миров» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369].
Что касается аята, приводимого сторонниками упомянутого мнения, то в нём не говорится прямо, что это будет третий трубный глас. Если Всевышний говорит об ужасе, который охватит все живое на небесах и на земле, когда раздастся трубный глас, это вовсе не указывает на существование ещё одного трубного гласа. Ведь и во время первого трубного гласа все живое испытает страх, прежде чем погибнуть, и во время второго трубного гласа люди испугаются, когда вдруг воскреснут из мёртвых.
Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Различие между страхом и гибелью вовсе не означает, что они не могут сопутствовать друг другу во время первого трубного гласа» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369].
107 Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали этот хадис достоверным.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 252
А в книге «Ат-Тазкира = Напоминание» аль-Куртуби есть такие слова: «Трубный глас, вызывающий страх, — это и есть тот глас, после которого погибнет все живое, поскольку в данном случае одно предполагает другое: всех живых охватывает непередаваемый ужас, и они погибают» [Куртуби. Тазкира].
Что же до хадиса о Роге, то он слабый (да'иф)и путаный (мудтариб)108,как говорит великий учёный-хадисовед Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да помилует его Аллах), который передаёт, что аль-Байхаки также считал этот хадис слабым [Фатх Аль-Бари, т. И, с, 369].
А Ибн Хазм (да помилует его Аллах) сказал, что «в Судный день будет четыре трубных гласа: после первого погибнет всё живое, а после второго все воскреснут, поднимутся из могил и будут собраны для расчёта. После третьего трубного гласа всех охватит страх и они будут поражены. От него никто не умрёт, но все они впадут в состояние, подобное состоянию лишившегося чувств. А когда раздастся четвёртый глас, все они очнутся и придут в себя» [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 446].
Ибн Хаджар приводит эти слова Ибн Хазма и говорит далее: «Нигде нет ясного указания на то, что трубных гласа будет не два, а четыре, как утверждает он. На самом деле их будет всего два. А описываются они по-разному потому, что эти два трубных гласа оказывают разное влияние на тех, кто их слышит. Когда раздастся первый трубный глас, все живое умрёт, кроме тех, кого Аллах пожелал оставить, — эти не погибнут, но будут поражены и лишатся чувств. А когда раздастся второй трубный глас, умершие воскреснут, а те, кто не умирал, очнутся. А Аллах знает обо всём лучше» [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 446].
Те, кто не умрёт после первого трубного гласа
Великий и Всемогущий Создатель сообщил нам о том, что некоторые из обитателей небес и земли не погибнут после первого трубного гласа: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить»(сура 39 «Толпы», аят 68).
108 То есть передаваемых в разных, противоречащих друг другу формах, причём их невозможно согласовать и невозможно предпочесть одни версии другим, так как все они равносильны.
ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 253
Среди учёных существуют разногласия по поводу того, кто именно станет этим исключением, о котором Всевышний сказал: «...кроме тех, кого Аллах пожелает оставить».
1. Ибн Хазм считал, что этим исключением станут все ангелы, потому что согласно его убеждениям ангел представляет собой дух, в котором нет духа, и потому ангелы вообще не могут умирать [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. Однако с этим последним утверждением можно поспорить. Ведь ангелы принадлежат к числу творений Всевышнего Аллаха. Они — его рабы, подвластные Ему создания, Он сотворил их, и Он способен умертвить их и оживить.
В достоверном хадисе Пророка ,передаваемом от нескольких сподвижников, говорится: «Когда Аллах изрекает Откровение, ангелы впадают в состояние, подобное забытью». А в другой версии этого хадиса говорится: «Когда ангелы слышат Его Слова, их словно поражает гром». Из этого хадиса следует, что они приходят в волнение и словно лишаются чувств, а если с ними может происходить подобное, то почему же они не могут умереть? [Маджму' аль-фатава].
2. Мукатиль и некоторые другие считали, что после трубного гласа останутся в живых Джибриль, Микаиль, Исрафиль и. Ангел смерти [Ибн аль-Каййим. Рух; Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. Некоторые учёные добавляют к ним ещё и ангелов, которые несут на себе Трон [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. При этом они опираются на хадисы, которые учёные не относят к числу достоверных [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371].
3. Имам Ахмад ибн Ханбаль (да помилует его Аллах) утверждал, чтоимеются в виду обитающие в Раю гурии и отроки. Ханбалит Ибн Исхак ибн Шакиля и ад-Даххак ибн Музахим добавили к ним ещё и стражей Ада, а также змей и скорпионов, обитающих в нём [И6н аль-Каййим. Рух; Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371].
Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Что же касается исключения, то им являются гурии, обитающие в Раю, поскольку в Раю нет смерти» [Маджму' аль-фатава].
4. Абу аль-'Аббас аль-Куртуби, автор книги «Аль-Муфхим иля шарх Муслим = Способствующие пониманию комментарии к "Сахиху" Муслима», утверждал, что этим исключением являются все умершие, поскольку они ничего не чувствуют и не могут быть поражены и умерщвлены [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 370].
Мнение Абу аль-'Аббаса верно, если под этим поражением понимать гибель, потому что человек умирает только один раз.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 254
Всевышний сказал: «Там они не вкусят смерти после первой смерти» (сура 44 «Дым», аят 56).
Ибн аль-Каййим посвятил одну главу своей книги «Ар-Pyx = Дух» разъяснению того, что между учёными существуют разногласия относительно смерти души во время первого дуновения в Рог.
При этом Ибн аль-Каййим делает заключение о том, что смерть души — это отделение её от тела и её выход из тела, и опровергает утверждение тех, кто настаивает на гибели и исчезновении души. Он говорит, что аяты и хадисы указывают на то, что после смерти человека душа продолжает существовать и переходит в барзах, где подвергается мучениям или испытывает блаженство [Ибн аль-Каййим. Рух].
Если же это поражение всего живого после первого трубного гласа объяснить как впадение в бессознательное состояние, лишение чувств, своеобразный обморок, то с душой (духом) это может произойти, и она уже не может стать исключением, о котором говорит Всевышний. Человек может увидеть или услышать нечто такое, что сильно потрясёт его и испугает, и он лишится чувств, как это произошло с Мусой, когда он увидел, как гора содрогнулась и сдвинулась со своего места: «...и Муса упал без чувств» (сура 7 «Ограды», аят 143).
Об этом ясно говорится в некоторых хадисах.
Например, Абу Хурайра передаёт такие слова Посланника Аллаха : «Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой, ибо, поистине, люди будут поражены104, и я буду поражён вместе со всеми, и я приду в себя первым и увижу Мусу, который будет держаться за Трон. И мне неизвестно, будет ли он поражён подобно другим и придёт в себя раньше меня, или же он будет
109 Здесь и в следующей версии хадиса нет слов «в День Воскрешения», отсутствие которых очень важно. Если сопоставить этот хадис с аятом «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39 «Толпы», аят 68), то можно увидеть, что в хадисе говорится о том же поражении, что и в аяте. То есть оба этих текста указывают на поражение, которое произойдет после первого дуновения в Рог. Но из-за слов «в День Воскрешения», которые встречаются в некоторых версиях хадиса, некоторые ученые сказали, что поражение, о котором говорится в этом хадисе, это не то поражение, о котором говорится в аяте. Поэтому автор книги приводит различные версии хадиса, то есть с упоминанием о Дне Воскрешения и без него.
ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 255
среди тех, для кого Аллах сделает исключение110»[Бухари. Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 441].
Аль-Бухари приводит этот хадис от Абу Хурайры в таком виде: «Я буду первым, кто поднимет голову после второго трубного гласа, и я увижу Мусу, держащегося за Трон. И я не знаю, оставался ли он в таком состоянии или же он просто успел прийти в себя после трубного гласа»[Бухари. Фатх Аль-Бари.т. 8, с. 551].
А вот ещё одна версия этого хадиса, приводимая в «Сахихе» аль-Бухари: «Люди будут поражены в Судный день, и я буду первым, кто очнётся, и я увижу Мусу, держащегося за Трон. И я не знаю, очнётся ли он до меня или же он из тех, кого Аллах сделал исключением» [Бухари. Фатх Аль-Бари, т, 11, с. 367].
В этом хадисе ясно говорится о том, что даже люди, которые уже умерли, будут поражены, и если Посланник Аллаха ,господин посланников, будет поражён, то к другим это относится в ещё большей степени.
Некоторые учёные сказали, что после первого трубного гласа мученики впадут в состояние, подобное обмороку, тогда как на остальных умерших это не распространяется. Некоторые добавляют к мученикам ещё и пророков. Секрет этого раскрывает шейх Ахмад ибн 'Умар аль-Куртуби: «Мученики после своей мученической смерти остаются живыми и получают удел свой у Господа и радуются, а это — свойства живых людей в этом мире. И если таково положение мучеников, то пророки ещё больше заслуживают подобного. К тому же Пророк сказал, что земля не пожирает тела пророков и что он встречался с пророками в Иерусалиме в ночь Вознесения, а также на небесах, и особенно с Мусой. Пророк сказал также, что Всевышний возвращает в его тело душу каждый раз, когда кто-то приветствует его ипризывает на него благословение. Есть и другие моменты, указывающие на то, что смерть пророков заключается в том, что они укрываются с наших глаз и мы не видим их, не слышим и не осязаем, хотя при этом они живые и продолжают существовать... А когда раздастся первый трубный глас, обитатели небес будут поражены, кроме тех, кого Всевышний Аллах пожелает оставить» [Куртуби. Тазкира].
110 Имеются в виду те, кто не будет поражён. См.: сура 39 «Толпы», аят 68.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 256
Аль-Байхаки считал, что мученики и пророки после первого трубного гласа впадают в состояние, подобное обмороку. При этом о пророках он говорит следующее: «Я считаю, что они — живые у Господа своего, как и мученики, и когда раздастся первый трубный глас, они будут поражены, однако это не будет смертью в полном смысле этого слова. Они просто лишатся чувств. Пророк допустил возможность того, что Муса может быть одним из тех, кого Аллах сделал исключением. Если Всевышний действительно сделает так, что Муса не будет поражён, то он не лишится чувств лишь потому, что это уже случилось с ним, когда он был на горе» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 371].
Если исходить из такого понимания данного вопроса, получается, что пророки и мученики не являются исключением, и они тоже будут поражены. Ибн 'Аббас, Абу Хурайра и Са'ид ибн Джубайр передают, что пророки и мученики входят в число тех, кого Аллах сделал исключением и на кого не распространится поражение [Ибн аль-Каййим. Рух]. Ибн Хаджар передаёт это от аль-Байхаки. Если под исключением понимать избавление их от смерти после первого трубного гласа, тогда это верно. Если же понимать под этим, что они не будут поражены, как это следует из хадиса о Мусе, тогда это неверно.
Некоторые учёные считают, что мусульманину вообще не следует строить предположения относительно того, кто именно станет исключением, потому что нет аятов или достоверных хадисов, в которых уточняется это.
Аль-Куртуби говорит: «Наш шейх, Абу аль-'Аббас, сказал: "Нет достоверных хадисов, в которых содержался бы ответ на этот вопрос, поэтому любые версии могут оказаться правильными"» [Куртуби. Тазкира].
Ибн Таймийя сказал: «Что касается исключения, то это гурии в Раю, так как в Раю нет смерти. Но это могут быть не только они, но и другие — их всех мы не можем назвать с уверенностью, ведь Аллах упомянул в Своей Книге об исключении, не разъяснив при этом, кто именно будет избавлен от поражения после первого трубного гласа... Сам Пророк сказал, что не знает точно, что произойдёт с Мусой и является ли он одним из тех, кого Аллах исключил из общей массы людей или нет. А если Пророку не было даровано знание обо всех тех, кто не будет поражён после первого трубного гласа, то мы уж точно не можем говорить об этом с уверенностью. Это подобно вопросам о времени наступления Судного дня или об именах всех
ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 257
пророков — Аллах не дал нам ответа на них, а ответ на подобные вопросы можно получить только из аята или достоверного хадиса. А Аллах знает обо всём лучше» [Маджму' аль-фатава].
Аль-Куртуби передаёт, что аль-Халими отвергал версию о том, что исключением, упомянутым в аяте, станут ангелы, несущие Трон, Джибриль, Микаиль и Ангел смерти, или гурии и отроки Рая, или Муса. Свою позицию он объяснил так: «Что касается ангелов — носителей Трона, то они не относятся к числу обитателей небес или земли, потому что Трон — над всеми небесами, так как же ангелы, несущие его, могут быть в небесах? Что же касается Джибриля, Микаиля и Ангела смерти, то они относятся к числу тех, кто стоит рядами вокруг Трона и возносит хвалу Всевышнему, а поскольку Трон над небесами, как они могут быть в небесах? Что же касается гурий и отроков Рая, то Рай, даже если учесть, что в нём много уровней и одни его части расположены выше других, всё равно находится выше небес и ниже Трона. И Рай сотворен для того, чтобы существовать вечно, и не может быть сомнений в том, что он отделён от всего того, что Аллах сделал тленным... А о Мусе можно сказать лишь то, что он уже умер, и после первого трубного гласа, конечно же, не умрёт ещё раз» [Куртуби. Тазкира].
Он также не согласился с утверждением о том, что упомянутым исключением станут все те, кто уже умер: «Об исключении можно говорить лишь в том случае, когда речь идёт о тех, кто может войти в общую массу, а о тех, кто в общую массу изначально не входит, в принципе нельзя говорить как об исключении. Те, кто умер ещё до трубного гласа, не являются объектом для поражения, поэтому нет оснований для того, чтобы считать их исключением» [Куртуби. Тазкира].
Он считал, что похожее на обморок состояние, в которое впадёт Муса, — это не поражение, в результате которого погибнут люди, а то состояние, в котором они будут пребывать, когда воскреснут.
Аль-Куртуби говорит: «Наш шейх Ахмад ибн 'Умар скатил: "Хадис Пророка указывает на то, что это будет после второго трубного гласа, который возвестит о Воскрешении. А из аята Следует, что упомянутое исключение относится к первому трубному гласу. Поэтому некоторые учёные сказали, что Муса — пророк, который не умирает, а это утверждение ложно, потому что 'Известно, что он умер".
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 258
Кади 'Ияд сказал: "Возможно, что под этим поражением подразумевается страх, который охватит людей сразу после Воскрешения, когда расколются небеса и земля, и аяты с хадисами говорят о разном111. А Аллах знает обо всём лучше"» [Куртуби. Тазкира].
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) был убеждён, что поражение, о котором говорил Посланник Аллаха , — это поражение, которое будет иметь место после Воскрешения и о котором Всевышний Аллах сказал: «Оставь же их, пока они не встретят тот день их, когда они будут поражены» (сура 52 «Гора», аят 45).
А Аллах знает обо всём лучше.
111 То есть в аяте, в котором упоминается поражение, речь идёт о том, что после первого трубного гласа все умрут, а в хадисах под поражением подразумевается страх, который охватит людей сразу после Воскрешения, то есть речь идёт уже не о смерти, а об особом состоянии, в которое воскресшие впадут и которое охарактеризовано как «поражение».
Глава 3. Воскрешение
Чтотакое воскрешение?
Под Воскрешением понимается возвращение телу человека первоначального вида и оживление его. Когда Всевышний Аллах пожелает воскресить Своих рабов, Он велит Исрафилю подуть в Рог. После этого душа каждого умершего возвратится в тело, и люди предстанут пред Господом миров: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в негоподуют ещёраз, и тогда они встанут и будут смотреть» (сура 39 «Толпы», аят 68).
Всевышний поведал нам о том, как произойдёт это удивительное событие:
Протрубят в Рог, и вот они
устремляются к своему Господу измогил.
Онискажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мыпокоились?» «Это — то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду».