С ними, однако они с пренебрежением отворачиваются.
Когда бы ни приходило к ним новое напоминание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь.
Сердца их оставались беспечными…
Сура 21 «Пророки», аяты 1-3
Именно поэтому во многих аятах Корана Аллах предупреждает нас о Судном дне, и предостерегает, и велит нам готовиться к нему и обозначает его словом «завтра»: «...и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день» (сура 59 «Сбор», аят 18).
28 В аяте употреблён глагол прошедшего времени для указания на событие, которое должно произойти в будущем, а в арабском языке этот приём используется для того, чтобы подчеркнуть, что это событие обязательно произойдёт, что оно неизбежно. То есть мы должны быть абсолютно уверены в том, что оно произойдёт в будущем, — так, словно оно уже произошло и мы знаем об этом.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 100
Кто-то, возможно, скажет: «Как может быть близким то, о близости чего было сообщено ещё тысячу четыреста лет назад?» Ответ таков: «Он близок в знании Аллаха и Его суждении, даже если нам с нашими человеческими мерками он кажется далёким».
Они считают его далёким.
Мы же видим, что он близок.
Сура 70 «Ступени», аяты 6-7
Следует заметить, что этому миру осталось существовать намного меньше, чем он уже просуществовал. Если вы дадите кому-то деньги в долг на длительный срок, например, на пятьдесят лет, то, когда пройдёт сорок пять лет из этих пятидесяти, день возвращения долга будет казаться близким — по сравнению с уже прошедшим сроком. На это указывают и хадисы Пророка . Например, 'Абдаллах ибн 'Умар передаёт такие слова Посланника Аллаха : «[Если принять существование всего человечества за день, то] по сравнению с уже ушедшими народами существование вашей общины можно представить как время от предвечерней молитвы до захода солнца»[Бухари].
В хадисе весь период существования человечества представлен как один из дней в нашем мире. Период существования мусульманской общины начинается со времени послеполуденной молитвы, а период существования человечества до неё — это период с утренней молитвы до предвечерней. А от появления мусульманской общины до конца времён, до Судного дня — как от начала времени предвечерней молитвы до захода солнца. Эти хадисы ясно указывают на то, что мы — последняя из общин по времени своего существования и что существование нашей общины завершится с наступлением Судного дня. В другом хадисе, который передаёт Сахль ,Посланник Аллаха сказал: «Моё послание и Час — как эти»,и он вытянул два пальца [Бухари; Муслим].
А в хадисе, который приводит Муслим, Сахль сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал, вытянув указательный и средний пальцы: "Моё послание и Час — как эти"»[Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 347; Муслим, №2950].
Это означает, что, если принять длину среднего пальца руки за продолжительность периода жизни человечества, получится, что после послания Мухаммада человечеству осталось существовать
ГЛАВА 6. ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 101
только, насколько средний палец длиннее указательного. А остальная часть среднего пальца — это то, сколько уже просуществовало человечество до того, как к нему был послан Мухаммад.
Человеку кажется, что до Судного дня ещё очень долго. Это потому, что понимание наше ограниченно, однако по меркам Аллаха он близок: