Соблюдение желательного поста до того, как были восполнены пропущенные дни поста в месяц Рамадан.
Ответ: Хвала Аллаху.
Ученые в отношении этого вопроса придерживаются разных точек зрения.
Некоторые из них считают, что «соблюдение желательного поста до возмещения обязательного не является верным, а человек, поступающий подобным образом, является грешным». Они мотивировали это тем, что дополнительное поклонение не совершается до обязательного (до возврата долга – прим пер.).
Другая же группа ученых считали, что подобное разрешено, если есть ещё много времени (для возвращения долга или выполнения обязательного). Они сказали: «Пока времени остаётся много, дополнительное поклонение разрешено. Как если бы человек совершил дополнительную молитву до обязательной. К примеру, время полуденной молитвы (зухр) наступает после зенита солнца и заканчивается тогда, когда длина тени предмета будет равняться длине этого предмета. Человек может отложить совершение полуденной молитвы до последнего времени, а перед ней он может совершить дополнительные молитвы. Так как времени еще много».
Это мнение большинства учёных. И это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин. Он сказал: «Это более очевидно, и ближе к истине. Пост такого человека правилен, и он не делает греха. На это указывает сравнение по аналогии. Сказал Всевышний Аллах:„А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“ (сура «аль-Бакара», аят 185). То есть пусть он поститься в другие дни. Аллах не ограничил и не сделал обязательным соблюдение поста сразу же, подряд. Если бы было предписано последовательное возмещение поста, то было бы необходимо преступить к этому немедленно. А этот аят указывает на то, что здесь есть выбор». См. аш-Шарх аль-мумти‘. – Т. 6. – С. 448.
Однако Ибн Усаймин говорил, что это не относится к шестидневному посту месяца шаууаль, который следует за Рамаданом, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней шаууаля, подобен постившемуся в течении всего года». Муслим 1164. Таким образом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал награду за пост щаууаля с Рамаданом, и тому, кто желает получить эту награду следует сначала возместить пост Рамадана. См. «Шархуль-мумти’» 6/448.
Второе мнение относительно соблюдения добровольного поста до возмещение поста Рамадана состоит в том, что это дозволено, но не желательно. И об этом говорили некоторые маликиты и шафииты.
И третье мнение состоит в том, что это не дозволено и что добровольный пост не принимается, пока человек не возместит пост месяца Рамадан. Это редкое мнение некоторых ханбалитов, и их доводом является хадис, который передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто застал Рамадан, а на нем был пропущенные дни предыдущего Рамадана, которые он не возместил, то не примется от него пост! И тот, кто будет соблюдать добровольный пост, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то поистине, не примется это от него, пока он не возместит пост Рамадана!» Ахмад 8606.
Относительно достоверности этого хадиса были разногласия по причине передатчика по имени Ибн Ляхи'а. Ученые разошлись в отношении него. Среди них были те, кто полностью отвергал его хадисы. И были те, кто считал, что хадисы, которые он передавал до того как сгорели все его книги, приемлемым, а после этого нет, поскольку он стал ошибаться и путаться после этого. Кто считал его приемлемым передатчиком, называли этот хадис достоверным, и из их числа хафиз аль-Хайсами, имам ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир. Однако шейх аль-Альбани считал этот хадис слабым и говорил, что большинство имамов не принимали хадисы Ибн Ляхи'и ни до того, как сгорели его книги, ни после. И если этот хадис слабый, то наилучшим мнением является первое, которое поддержал шейх Ибн Усаймин.
Сказал имам ас-Сам'ани, да смилуется над ним Аллах: «Что же касается второго вида ваджиба, связанного со временем, это тот вид ваджиба, при выполнении которого в это время остается время на другое. И если хочешь, можно сформулировать: "Время хватает и на него, и для другого помимо него", и это подобно пяти молитвам, которые связаны с известным временем, и мы категорично знаем, что время отведенное на них, позволяет выполнить их, и выполнить что либо другое. И у нас обязательны подобные поклонения в начале их времени широкой обязательностью, и смысл широкой обязательности, что разрешается отложить их от их начального времени до того времени, что человек будет знать, что если еще задержит, то не успеет их выполнить. И в таком случае устрожается к нему, и запрещается ему откладывать дальше». Затем имам упомянул доводы противоречащих и опроверг их. Источник: "Кауаты аль-адилля фи усуль аль фикх", 173-174
Сказал Ибн Кудама: "Передано от Ахмада, что разрешено совершать добровольный пост, не восполнив обязательного, поскольку восполнение обязательного поста - это поклонение расширенное по времени, поэтому разрешено совершать добровольный пост во время отведенное для восполнения обязательного поста, до его восполнения, также как и молитва разрешается совершать добровольную молитву в начале времени отведенного для обязательной молитвы". Источник: "Аль-Мугни", 6-147.