Спадает ли обязанность искупления с того, кто не способен ее выполнить

https://youtu.be/IAWbLK2K31U

Вопрос: «Если человек совершил половой акт в светлое время дня месяца Рамадан, и он не может совершить искупительных действий, спадает ли с него обязанность совершения искупительных действий, до того как его положение будет облегчено?».

Ответ:

В этом вопросе два мнения:

Первое мнение: То, что искупительные действия спадают с этого человека. И это правильное мнение имама Ахмада, и это также одно из мнений имама Шафии, 'Исы Ибн Динара из маликитов. И в довод привели то, что пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, тому человеку, что совершил половой акт, в светлое время дня месяца Рамадан, не сказал ему сделай эти искупительные действия, после того как твое положение будет облегчено. И это первое мнение выбрал Ибн Кудама.

[Примечание редактора стенограммы]:

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В этом вопросе среди ученых существует разногласие. Некоторые сказали, что искупление не отпадает, поскольку это долг, а долг не отпадет из-за несостоятельности, напротив, на должнике лежит долг, пока Аллах его не обогатит. И на это указывает то, что Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)после того, как тот мужчина сказал, что он не сможет, сказал:«Возьми это и раздай это в качестве милостыни (саадака)». Если бы искупление отпало бы по причине отсутствия возможности, то Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)непременно сказал бы: «От тебя отпало искупление», и дал бы ему корзину фиников либо из-за того, чтобы покрыть его нужду, либо дал бы его другим людям (из числа бедных). И это в действительности прекрасное мнение, что искупление не отпадает по причине невозможности.

Однако правильное мнение состоит в том, что искупление отпадает по причине несостоятельности. И на это указывает:

Во-первых:обобщенные слова Всевышнего Аллаха:«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей»(ат-Тагабун,16). И также слова Всевышнего:«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»(аль-Бакъара,286).

Во-вторых:Мы поразмышляли над всеми шариатскими источниками и нашли, что они не обязывают человека к тому, что он не в состоянии сделать. Закят не является обязательным для бедного, так же, как и хадж не является обязательным для неимущего мусульманина. Пост не является обязательным для того, кто не в состоянии держать его. Точно также и искупление не является обязательным для того, кто не в состоянии выполнить его.

В-третьих:Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям),когда сказал: «Накорми ими членов своей семьи», не сказал: Если разбогатеешь, то приноси искупление. И это указывает на то, что искупление отпадает.

Что касается слов Посланника(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):«Возьми это и раздай это в качестве милостыни (саадака)», то на это можно ответить следующим образом: Если мужчина разбогатеет в настоящее время, то искупление для него является обязательным. Например, если он был бедным, когда вступил в половую связь в дневное время рамадана, и в этот день или же после этого дня скончался его богатый завещатель, после чего он разбогател, то тогда мы говорим, что для тебя является обязательным принести искупление, поскольку время является ближайшим. Поэтому можно сделать различие между человеком, который разбогател в ближайшее время и другим мужчиной, который не разбогател. Поистине, искупление на подобного мужчину не возлагается. И это является более близким к правильности, то есть, что искупление отпадает по причине несостоятельности, как указывают на это доводы»

Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\87-88.

[Конец примечания].

Второе мнение: То, что необходимость и обязанность совершения искупительных действий не спадает с этого человека, но под его ответственностью вплоть до того как будет ему облегчено. И это мнение большинства ученых, и это мнение имама Ахмада в одном из риваятов от него, а также аш-Шафии. И в довод привели, что это основа искупительных действий, т.к. ее основа то, что она не спадает, если человек не может совершить искупительных действий в определенный момент. И на это указывает также то, что когда человек указал, что он не может совершить ни один из трех искупительных действий, пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, промолчал и этот человек сел рядом с пророком, салля Ллаху алейхи уа салям, и не сказал ему пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, то что ты больше ничего не обязан, но когда ему принесли большую корзину с финиками, сказал Пророк, салля Ллаху алейхи уа салям: «Возьми это и раздай это как садака от тебя» (в одном из риваятов пришло «…за тебя»), и это указывает на то, что ответственность с этого человека не спала.

Сказал шейх аль-Ислям Ибн Таймийа: «А что касается того, что приверженцы первого мнения взяли в довод, то, что пророк салля Ллаху алейхи уа салям, сразу не разъяснил этого вопроса, то в этом нет никакого довода, наоборот, в хадисе не приходит ничего, что указывало бы на то, что ответственность с этого человека спала. Потому что пророк, салля Ллаху алейхи уа салям, когда понял, что человек не может выполнить ни одного из этих действий, вместе с этим приказал ему раздать эти финики от своего имени 60 беднякам. Это указывает на то, что тот кто способен совершить искупительные действия ответственность не снимается, и может быть пророк салля Ллаху алейхи уа саллям, отложил разъяснение этого вопроса человеку, до того как человек стал способен совершить эти искупительные действия».

Сказал Ибн 'абдульБарр: «Если кто-то приведет в довод и скажет, что ответственность снимается с этого человека в этом случае, то он больше не обязан совершить искупительные действия, и в довод приведет слова пророка, салля Ллаху алейхи уа саллям: «Съешь эти финики ты и твоя семья»,и не сказал ему: «Отдашь эти финики когда тебе станет легче», и если приверженцы первого мнения скажут, что если бы это было обязательным ему, и ответственность продолжала на нем оставаться, то пророк, салля Ллаху алейхи уа саллям, разъяснил бы ему это, тогда мы ему скажем, но также и пророк салля Ллаху алейхи уа салляма не сказал ему, что с тебя спадает ответственность, потому что ты в тяжелом состоянии, после того как сообщил этому человеку, что он обязан совершить искупительные действия, и то что все, что человек должен отдать все, когда его дело легкое, то остается на нем эта ответственность, пока его положение тяжелое, пока его положение не станет легким».

И это второе мнение является более правильным, уа Ллаху А'лям. И это мнение большинство ученых и также Ибн Хазма. Если человек совершил какое-то деяние которое несет за собой искупительные действия и человек при этом не способен совершить эти искупительные действия, на нем остается ответственность, вплоть до того как он сможет выполнить одно из этих трех действий (освобождение раба, два месяца поста подряд, и кормление 60 бедняков).

Наши рекомендации