Каково постановление уразы сумасшедшего.
https://youtu.be/y2oGpBfK-eY
Ответ:
Аль-маджнун (человек сумасшедший).
Сказал ан-Навави: «Что касается, сумасшедшего человека то он не обязан держать уразу по единогласному мнению ученых и на это указывает хадис, а если он пришел в свой разум и он больше не является сумасшедшим, то не обязан возмещать уразу, за те дни когда он не держал пост когда был сумасшедшим и причем без разницы много дней он пропустил или мало дней он пропустил, пришел он в себя во время месяца Рамадан, в его середине или после него, и это является мнением большинства ученых». Т.е. мнение большинства ученых относительно возмещения, возмещать или нет, большинство ученых говорят что возмещать те дни которые он пропустил не должен, и есть единогласное мнение что он не обязан держать пост месяца Рамадан. Что касается того что является ли ему обязательным возместить пост, то относительно этого есть разногласия среди ученых. Что касается хадиса о котором говорит Ан-Навави, что сумасшедший человек не должен держать уразу, и говорит, что относительно этого есть единогласное мнение и хадис, а именно хадис в котором говорит Посланник Аллаха салля Ллаху 'алейхи уа салляма, «что поднято перо от троих»,т.е. перо которое записывает грехи людей или их добрые дела, поднято от троих людей, один из них сумасшедший человек, пока не придет в свой разум.
Мнение, большинства ученых, то что человек который не держал уразу из-за сумасшествия, после того как придет в свой разум, не должен возмещать те дни которые он пропустил.
Второе мнение которое придерживался имам Малик, говорит, то что он должен возместить те дни которые он пропустил даже если прошли годы. И такого же мнения как имам Малик придерживался и имам Ахмад и это мнение Шафи'и в древности (т.е. имеется в виду что у имама аш-Шафи'и есть два мнения старое и новое мнение, когда он приехал в Миср (Египет) поменял многие свои взгляды в вопросах фикха. И поэтому говорят что те мнения которые он придерживался до Египта, они называются старым мнением, и те, которые он начал придерживаться после поездки в Египет, начали называться новым мнением).
Сказали почему он должен возместить все эти дни которые пропустил во время сумасшествия (?), (ответ): потому что сумасшествие это такое явление, которое удаляет разум от человека, но это не говорит о том, что он не обязан держать уразу, подобно тому как человек который потерял сознание (т.е. такой человек подобен тому кто потерял сознание, провели аналогию одного на второго, такой человек должен возместить те дни, которые пропустил, поэтому так должен поступить и сумасшедший).
Третье мнение, сказал Абу Ханифа: «Если он провел в сумасшествии целый месяц от начала и до конца, то он не должен возмещать за те дни которые он пропустил за этот месяц, если же он пришел в себя посередине этого месяца, то он должен возместить то что пропустил, потому что сумасшествие не противоречит уразе. Как, например, если человек стал сумасшедшим посередине дня и его этот день не становится аннулированным. Поэтому тоже - самое и здесь, если сумасшествие касалось только лишь части месяца Рамадан, то он должен возместить этот день, подобно человеку потерявшему сознание.
Говорит шейх Мухаммад Хизам: «Но правильное мнение, в этом вопросе, является мнение большинства ученых. То что человек являющийся сумасшедшим, во-первых, не должен держать уразу месяц Рамадан, во-вторых, после того как придет в себя, не обязан возмещать те дни которые он пропустил будучи в сумасшествии.
[Примечание редактора стенограммы]:
От ‘Аиши, ‘Али, Саубана и других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Перо(ангела записывающего плохие и хорошие дела) поднято от троих: От ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется. И от сумасшедшего, пока его разум не восстановится». Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и 4402, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041, ад-Дарими 2296, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи 6/57, аль-Баззар 1540.
Достоверность этого хадиса подтвердили имамы:Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хазм, Абу Бакр ибн аль-Араби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: “ Сумасшедший человек не обязан соблюдать пост, ибо мы уже приводили хадис, в котором сказано: «Перо поднято от троих: от спящего, пока он не проснется; от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; и от сумасшедшего, пока его разум не вернется к нему».
Если сумасшедший человек будет соблюдать пост, то его пост не будет действительным, ибо у него нет разума, которым он мог бы осмысливать поклонение и придерживаться правильного намерения. Поклонение будет действительным только при наличии правильного намерения, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)» [аль-Бухари, 1; Муслим, 1907].
Если же человек иногда лишается разума, а иногда разум возвращается к нему, то он обязан соблюдать пост тогда, когда разум присутствует, а когда разум уходит – то пост не является обязательным. Если человек лишился разума посередине дня, то его пост не становится недействительным, ибо перед началом поста он имел правильное намерение и тогда еще не лишился разума. Он подобен человеку, который потерял сознание во время поста. Нет доказательств, которые указывали бы на то, что его пост нарушается, особенно, если известно, что обычно он лишается разума лишь на некоторое время. Поэтому он не обязан заново соблюдать пост за те дни, посреди которых он лишался рассудка.
Если же к сумасшедшему вернулся рассудок посреди дня, когда все люди соблюдают пост, то он обязан воздерживаться от еды, питья и близости с супругой до конца дня. В данном случае его положение подобно положению неверующих, которые приняли Ислам в течение дня, и детей, которые достигли совершеннолетия”. Источник: «Маджалису Шахр Рамадан» - Собрание в месяц Рамадан. Автор шейх ибн Аль Усеймин, книга переведена на русский язык.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Слабоумный (неразумный) человек не обязан следовать предписаниям Шариата. Он не обязан исполнять обязательные каноны религии: не обязан молиться, поститься, не обязан возмещать пост или кормить бедняков за пропущенные дни. Он не обязан делать ничего из обязательного, кроме некоторых исключений. Например, в вопросах имущественных». Источник: аш-Шарху-ль-мумути‘. Т. 6. С. 324.
«Если человек теряет сознание в течение дня и приходит в себя перед Магрибом или после, его пост всё ещё действителен, при условии, что он постился утром; если он без сознания между Фаджром и Магрибом, тогда, согласно большинству учёных, его пост недействителен. Согласно большинству учёных, обязательным для человека, потерявшего сознание, является восполнить пост позже, вне зависимости, сколько он пробыл без сознания». (Аль-Мугхи ма’а аль-Шахр аль-Кабир, 1/412,3/32, аль-Мавсуа аль-Фикхийа аль-Кувайтийа, 5/268).
«Некоторые учёные выпустили фетву о том, что человек, который потерял сознание или принял снотворные таблетки или принял общую анестезию, исходя из курса лечения, и потерял сознание на три дня или менее, должен восполнить пост позже, потому что он рассматривается как тот, кто уснул; если он бессознателен более чем три дня, он не должен восполнять пост, потому что он рассматривается как потерявший разум». (Из устных фетв Шейха Абдуль-Азиза ибн База).
Сказал имам Малик в "аль-Муватта": "От Нафии, от АбдуЛлаха Ибн Умара, что он потерял сознание, и ушел его разум, и когда очнулся, то он не восстановил молитвы.
И это то, что мы считаем верным, а Аллах знает лучше, поскольку время ушло. А тот, кто очнулся когда время еще не вышло - должен молиться". Источник: "Аль-Муватта".
Сказал имам Ибн Абдуль Барр в шархе: "Довод Малика, и тех, кто пришел к его мнению, и мнению Ибн Умара в этом вопросе в том, что перо поднято от потерявшего сознание, по аналогии с маджнуном, вокруг которого не разногласят. И поскольку потерявший сознание не похож ни на что, кроме как на две основы: первая: маджнун, у которого ушел разум. Вторая: спящий.
И известно, что сон - удовольствие, а потеря сознания - болезнь, и потеря сознания с этой стороны более похожа на сумасшествие чем на сон. И также, потерявший сознание не будится пробуждением, в отличие от спящего.
И когда неспособный молится стоя молится сидя, спадает с него стояние, затем если он не способен молиться сидя, спадает с него сидение, пока не достигнет он состояния лежания и обозначения (жестами или глазами, руку и суджуда). И также, когда он перестанет быть способным на обозначение, по причине того, что постигнет его потеря сознания, то спадет с него и обозначение, и не будет для него ничего обязательным кроме тех молитв, когда вернется его разум, и рассудок, в их время, а не то, время чего уже вышло. И это то, к чему обязывает аналогия, поскольку это вопрос, где нет хадиса от Пророка". Источник: "Аль-Истизкар", 1-290.
Вопрос: Моей дочери тридцать лет, и у неё есть дети. Вот уже четырнадцать лет она страдает от психического заболевания. В прошлом периоды ухудшения её состояния чередовались с периодами улучшения, но в последний раз период ухудшения необычно затянулся, и она пребывает в ненормальном состоянии вот уже почти три месяца. Совершать должным образом молитву и омовение она может сейчас только с чужой помощью, когда ей постоянно подсказывают, как и сколько молиться. Сейчас, когда наступил благословенный месяц рамадан, она смогла соблюсти пост только в течение одного дня, да и то неподобающим образом. В другие же дни она вообще не постилась. Наставьте меня в этом вопросе, и да вознаградит вас Аллах! Что мне следует предпринять, и что должна сделать она сама, учитывая, что я являюсь её попечителем?
Ответ Постоянного комитета ученых КСА:
Если её состояние действительно такое, как ты рассказал, то она не должна ни поститься, ни совершать молитву. Пока она не должна также ничего возмещать. Твоя же обязанность состоит только в том, чтобы опекать её, поскольку ты отвечаешь за неё. Достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас есть пастырь, и каждый из вас отвечает за свою паству…» /Хадис/. Если на некоторое время она придёт в нормальное состояние, то она обязана совершить молитву именно в период улучшения. Если улучшение её состояния произойдёт в один или несколько дней месяца рамадан, то ей следует соблюдать, пост именно в период улучшения и только. (Конец ответа). Источник: "Религиозно-правовые решения вопросов, касающихся поста". Подготовил к изданию: Мухаммад Аль Муснад.
[Конец примечания].