Может ли разговеться тот, кто боится погибели от жажды или голода.
https://youtu.be/EvdXeIJs-AY
Вопрос: Если человек боится гибели от голода или от жажды, т.е. до такой степени тяжело держать ураз, что отдает себе отчет и понимает, что если он не попьет воды или не употребит пищу, то он скончается или это приведет его к гибели, каково его положение в этом случае?
Ответ:
Сказал Ан Навави: «сказали шафииты а также представители других мазхабов: Если человек настолько сильно голоден и настолько сильно подвержен жажде, что боится гибели за себя, то нет разногласий среди перечисленных ученых, что такой человек обязан разговеться. Даже если он здоровый человек и находится дома (т.е. не в пути), потому что Всевышний сказал: «не бросайте себя своими руками в опасность, и не убивайте самих себя, поистине Аллах является к вам милосердным».И такой человек обязан возместить этот день после месяца Рамадан подобно больному человеку».
[Примечание редактора стенограммы]:
Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или, что его с его здоровьем может произойти что-либо серьезное, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни – обязательно. См. “аль-Мухалля” 6/228, “Къауанинуль-фикъхия” 82.
Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса 4: 29).
Но не позволительно прекращать свой пост из-за сносного неудобства или из-за чувства усталости или из-за боязни воображаемых болезней.
Ученые Постоянного Комитета сказали:
«Если постящийся человек боится, что, не разговевшись, погибнет, и нуждается в разговении в течение дня, то он во время крайней необходимости разговляется. После того, как он примет то, что поддержит его жизнь, он продолжает воздерживаться (от всего, что нарушает пост) до наступления ночи. После окончания рамадана он должен возместить пост этого дня, так как Всевышний Аллах сказал: „Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей“ (сура „аль-Бакара“, аят 187), „Аллах не желает создавать для вас трудности“ (сура „аль-Маида“, аят 6)».
Источник: Маджалляту-ль-бухус аль-исламийа. Т. 24. С. 67.
Шейху Мухаммаду ибн Салиху аль-‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Каково положение человека, который нарушил свой обязательный пост из-за жажды?»
Он ответил:
«Человеку запрещено прерывать обязательный пост: в рамадан, пост-возмещение, пост-искупление каффара или пост-искупление фидья. Ему запрещено нарушать пост, но, если жажда его достигла такой величины, что он боится причинить себе вред или опасается гибели, то в этом случае ему дозволено разговеться. На нём не будет греха, даже если это произойдет в рамадан, потому что он достиг состояния, когда боится, что в ином случае причинит себе вред или погибнет. В этом случае дозволено разговеться».
Источник: Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн ‘Усеймин. Т. 19. № 149.
В «Энциклопедии по фикху» сказано:
«Если человек испытывает нестерпимый голод или сильнейшую жажду, то он разговляется и возмещает пост этого дня.
Ханафиты обусловили это двумя вещами. (Разговение возможно, если):
1. человек боится погибнуть, или у него есть серьезные основания так предполагать, и это не является продуктом его воображения, или если он боится ослабить свой разум, или лишиться некоторых органы чувств; например, беременная женщина или кормящая мать, когда они боятся погибнуть или бояться гибели своих детей; маликиты сказали, что если человек боится за себя, то пост ему запрещен, так как он обязан беречь себя;
2. это не сопряжено с трудом человека, который утомит его (еще более)».
Источник: аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 28. С. 56.
Фатава аль-Ладжна аль-Даима:
Людям, работающим на физически утомляющих работах, не дозволено прекращать свой пост, и они должны ночью вознамериться поститься и следующий день.
Если они не могут прекратить работу и опасаются какого-нибудь увечья, которое может с ними произойти на производстве в течение дня, или они сталкиваются с какими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прервать пост, тогда они могут прекратить пост и восполнить его позже.
Работники на физически трудоемких работах, таких как работа с топками и выплавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобы работать ночью, или взять отпуск в Рамадан. Каждый мусульманин должен искать такую работу, где он сможет совместить свои религиозные и мирские обязанности, а Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (ат-Талякъ 65: 2-3).
Источник: “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/233, 235.
Вопрос: Я работаю в гражданской обороне. Работать я буду и в Рамадан. Можно ли разговеться при сильной жажде во время оказания скорой помощи пострадавшим?
Ответ шейха ‘АбдуЛлаха ибн Хумейда:
Хвала Аллаху.
В этом нет греха, но лучше разговляться только в случаях крайней необходимости, а позже возместить этот день. Если же человек может соблюсти свой пост до конца, то ему не дозволено разговляться. Однако, если в летний день, когда солнце печёт, и Вы, направившись спасать пострадавших или тушить пожар в далекую местность, почувствовали сильную жажду, не уталив которую нанесли бы себе вред, то, если пожелает Аллах, разговеться дозволено.
Всевышний Аллах сказал: «Так бойтесь же Аллаха, насколько можете»(сура «ат-Тагабун», аят 16),«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «аль-Бакара», аят 286).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если я велел вам что-то, то выполняйте из этого то, что вы в состоянии совершить» (Муслим № 1337, ан-Насаи).
Всё это относится к случаю, когда выезд на происшествие не считается путешествием. Если же выезд приравнивается к путешествию, то разговляться можно в любом случае.
А Аллаху ведомо лучше.
Из книги «Фатауа самахати-ш-шейх ‘АбдуЛлах ибн Хумейд» (С. 171).
«Экзамены студентов, это не причина для прерывания поста во время Рамадана, и не позволительно подчиняться родителям в прерывании поста из-за экзаменов, потому что нет подчинения созданиям, если это приводит к неподчинению Создателю». (Фатава аль-Ладжма аль-Даима 10/241).
Вопрос: Могут ли те мусульмане, что работают на тяжелых производствах, разговляться в рамадан? Например, металлурги и другие рабочие, задействованные в тяжелых работах.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Некоторые ученые говорили, что людям подобных профессий можно разговляться. После чего фетву, данную этими учеными, отправили шейху ‘Абдуллаху ибн Мухаммаду ибн Хумейду и ‘Абд аль-‘Азизу ибн Базу, да помилует их Аллах, чтобы они прокомментировали её. Они сказали:
«Основой является то, что поститься в рамадан есть обязанность каждого мусульманина (мусульманки), на которого распространяются обязанности по Шариату. Он (она) должен иметь с ночи намерение соблюдать пост и начинать соблюдать его с зари. Исключением являются те (люди), которым по Шариату позволено не поститься. К ним относятся больные, путники и те, кто находятся в похожем положении. Мусульмане, занятые на тяжелых производствах, относятся к тем, кто обязан поститься. Они не являются больными или путниками. Поэтому они обязаны в месяц рамадан с ночи иметь намерение поститься и соблюдать пост с зари. Если кто-то из них будет вынужден днем прерывать пост, то он может сделать это в той мере, насколько это необходимо, а после воздержаться от прерывающих пост действий до конца светлого времени суток. После, когда это будет возможно, он должен возместить пост этого дня.
Если у человека нет необходимости или вынужденности прерывать пост, то он обязан продолжать поститься. Это то, на что указывают доказательства из Корана и Сунны, а также слова ученых-муджтахидов из всех мазхабов.
Тем руководителям, под руководством которых на трудном производстве работают мусульмане, во время рамадана стоит подумать над их положением и не давать им, если это возможно, трудную работу, которая может вынудить их разговеться в рамадан. Это можно сделать, перенеся время их работы на ночное время, или распределив рабочие часы между рабочими справедливым образом, чтобы они смогли совмещать работу и пост.
Что касается фетвы, на которую было указано выше, то она частная, и была дана для определенного случая. Ученые дали ответ, основываясь на иджтихад. Мы благодарны им, однако, они упустили правила, о которых мы упомянули, и которые утвердили ученые-муджтахиды из всех мазхабов. Просим Всевышнего Аллаха облегчить всем то, в чем есть благо.
Отвечали:
Шейх ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Хумейд, да помилует его Аллах, председатель совета Высшего Суда и руководитель по религиозным делам в Заповедной мечети.
Шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах, ученый и руководитель управлений по научным исследованиям, фетвам, призыву и наставлению»
Источник: Маджму‘ фатауа Ибн Баз. Т. 14. С. 245).
А Аллах знает лучше.
[Конец примечания].