Как поступает человек, болеющей болезнью, от которой не надеется выздороветь.
https://youtu.be/BCz5CI45bx8
Если человек болеет такой болезнью, от которой он не надеется когда-либо вылечиться, то есть постоянная болезнь, которая не поддается лечению.
Ответ:
Говорит Ан Навиви: «Постановление, относительно такого человека подобно постановлению пожилого человека, без разногласий».
Мы говорили, пожилой человек разговляется, не держит уразу и не должен никого кормить и не должен этот день возмещать, кроме как если человек всё-таки выздоровел когда-либо, то есть нашлось лечение его болезни, и он выздоровел, тогда он должен возместить за те дни которые он пропустил, будучи больным.
Значит, человек, который болеет болезнью, от которой не надеется вылечиться, разговляется, не держит уразу и не должен никого кормить взамен своего разговения.
[Примечание редактора стенограммы]:
Ан-Навави не говорил что больной которые не надеется на выздоровление, не должен кормить бедняка это мнение автора книги Мухаммада ибн Хизама, и в примечании к вопросу: «1877» было доказано что старик должен накормить бедняка за пропущенный пост если он не способен поститься, то же самое дело обстоит и с больным которые не надеется на выздоровление.
Пришло в Фатве «Ляджна Даима»: «Когда скажут врачи что от той болезни, на которую ты жалуешься нет излечения и невозможно держать пост, то ты кормишь за каждый день мискина половина саъа (примерно полтора килограмма) из пищи запаса (рис, гречка и т.д.) того города где ты живёшь наподобие фиников. А если приготовишь пищу за каждый пропущенный день и накормишь то этого достаточно». Ляджна Даима 10\198.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Старому мужчине и женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день”. аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205.
Имам Ибн Къудама сказал: “Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку”. См. “аль-Мугъни” 4/396.
Также смотрите примечание к вопросу 1877 в этой книге.
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Кто не в состоянии поститься в рамадан из-за старого возраста, как старый мужчина и старая женщина, или кому невыносимо тяжело держать пост, тому дозволенно разговение и является обязательным накормить за каждый пропущенный день одного бедняка (мусульманина). И он должен кормить беднякаполовиной саъ из пшеницы, или фиников, или риса или из прочего того, чем он кормит свою семью. Подобное положение также касается и больного человека, который не в состоянии держать пост, илине надеется на выздоровлениеи которомуневыносимо тяжело поститься. Ибо Всевышний Аллах сказал:«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»(аль-Бакара,286).
Также Всевышний Аллах сказал:«Не сделал для вас никакого затруднения в религии»(аль-Хадж,87).
Также Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»(аль-Бакъара,184).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Была ниспослана дозволенность в отношении старого мужчины и старой женщины. Они, которые не в состоянии соблюсти пост из числа старых мужчин и женщин, разговляются и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка» («Ируа аль-Галиль» 912).
Положение больного, который не в состоянии соблюдать пост,илине надеется на выздоровлениеи которомуневыносимо тяжело поститься, подобно положению старого человека, неспособного поститься.
Что касается беременной женщины, которая опасается вреда за себя или за свой плод по причине поста, и кормящей грудью, которая опасается вреда за себя или за своего ребенка, то они должны возместить пропущенные дни поста, подобно положению больного, надеющегося на выздоровление, если разговляется.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!».
Источник: Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\160.
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Если у человека такое заболевание, от которого надеются на выздоровление, то он после выздоровления возмещает те дни поста, которые он упустил во время своей болезни. Но если заболел той болезнью, от которой не надеются на выздоровление, то он за каждый пропущенный день кормит одного беднякачетвертью саъ из пшеницы, или половиной саъ из того, чем он питается. Что касается того, если врач скажет ему: «пост в летние дни навредит тебе» то мы скажем ему: «Тогда соблюдай пост в зимние дни». Положение его отличается от положения того больного, которому постоянно вредит соблюдение поста. А Аллаху ведомо лучше!».
Источник: «Маджмуъ Фатауа» 19\121.
[Конец примечания].