Вопрос: 1870. Если вернулся с пути в состоянии разговения, то должен ли он удержаться от приема пищи.
https://youtu.be/QYwN9BcxGHM
Вопрос: Если человек, который был путником, и соответственно не держал уразу в пути приехал домой и до магриба еще несколько часов, обязан ли он воздержаться от еды, питья и полового акта, или нет, основываясь на том, что он уразу сегодня и так не держит, и может кушать и пить?
Почему этот вопрос возник.
Потому что человек, который приехал с сафара не является путником, и он стался человеком домашним, а домашний человек должен держать уразу.
Если он стал домашним человеком, то он должен воздержаться от этих вещей или он может кушать и пить основываясь на том что он уразу с самого утра не держит?
Ответ:
В этом вопросе 2 мнения у обладателей знания.
Первое мнение: Он не обязан воздерживаться от еды питья и полового акта, и может все это совершать и это мнение имама Малика, Шафии и их последователей, (маликитов) и (шафиитов) и это мнение Ахмада в одном из риваятов от него и мнение Дауда аз-Захири.
Имам Малик и аш-Шафии сказали: Если мусафир приехал домой и до магриба есть еще несколько часов времени и он узнал что его женщина (жена) тоже не держала уразу в этот день (например: не держала уразу, потому что у нее была менструации в начале дня, а в середине дня она очистилась), он может совершить с ней половой акт, потому что ни он, ни она не держали уразу (по уважительной причине).
А имам аш Шафии говорит: Пусть пьют и кушают, но скрывают это от людей, и прикрываются в совершении полового акта, чтобы люди не подумали, что они не держат уразу, так как держать уразу обязательно.
Второе мнение, то, что он обязан воздержаться от еды и питья и это мнение Абу Ханифы (ханафитов) и мнение так же аль Хасана ибн аль Хайя и УбейдуЛлаха ибн Хасана. (УбейдуЛлах ибн Хасан аль Анбари, который отказался от своих ошибочного мнения и сказал: «Лучше мне быть хвостом в истине, чем головой в заблуждении»). А так же мнение имама Ахмада в одном из риваятов от него, которого придерживались большинство ханбалитов.
(Нет разногласий среди ученных в том, что если месяц в начале рамадана не увидели и посчитали что сегодня последний день шабаана (то есть никто уразу не держит). И потом они кушали с утра, думая, что это последний день шаабана. А потом они увидели луну, или луну увидели в какой-то другой местности. То эти люди должны воздержаться от еды и питья, так как узнали что это первый день рамадана.).
И имам ат-Тахави привел за них довод (в поддержку второго мнение) и привел аналогию, этого путника с человеком который думал что сегодня последний день шаабана, и еще не рамадан, потому что месяц не увидели, и из-за этого, раз он так думал, кушал с утра и пил но потом пришло известие что луну, оказывается, видели и он понял что сегодня первый день рамадана. Говорит ат -Тахави: Единогласное мнение ученых, что он не имеет права больше кушать и пить, и должен продержать этот день уразу до магриба, то же самое путник, должен воздержаться от еды и питья.
[Примечание редактора стенограммы]:
Вопрос: Находясь в путешествии, я не соблюдал пост во время поездки и в один из дней приехал к своим родным уже ближе к вечеру. Должен ли я поститься или разговляться?
Ответ Абдуллаха бин Джибрина: Да, человек обязан возобновить пост, если перестала действовать причина по которой он не соблюдал пост и разговлялся. Если поездка завершилась в дневное время, то человек должен поститься остаток дня, так как Всевышний Аллах сказал: «…или путешествует…», а в указанном случае путешествие завершилось. То же самое относится и к больному, которому дозволено не соблюдать пост до тех пор, пока он не выздоровеет. Если это происходит в дневное время, то выздоровевший должен соблюдать пост в течение остатка дня, поскольку перестала действовать причина, позволявшая розговенье. При этом следует возместить этот день целиком, как и другие пропущенные дни поста.
Если путник прибыл куда-либо в дневное время, то относительно обязательности его поста существует известные разногласия среди учёных. Источник: Маджму Фатава, 25/212.
[Конец примечания].
Говорит шейх Мухаммад Хизам: Правильное мнение в этом вопросе, что он не должен воздержаться от еды и питья.А что касается аналогии, которую привел ат-Тахави, известно и понятно, что между этими двумя понятиями есть разница, то есть одно дело, что человек не знал что сегодня рамадан, а другое дело путник. Какая разница между ними? То, что путнику узаконено разговляться, даже если сегодня рамадан, а человек, который находится дома, но не держит уразу потому что не знает что рамадан уже наступил, его неведение не поднимает с него уаджиб и не удаляет с него уаджиб держать уразу после того как его неведение пройдет. То есть на нем нет обязанности держать уразу, просто потому, что он не знает, что наступил месяц рамадан, но если он об этом узнает, то обязанность на нем держать уразу. Если у человека ушло неведение, то он обязан держать уразу.
Правильное мнениев этом вопросе то, что мусафир который вернулся с сафара, не обязан держать уразу, может пить и есть и совершать половой акт. Так как он не держал уразу с самого начала дня, опираясь на разрешение шариата.
[Примечание редактора стенограммы]:
Шейх ибн Аль Усеймин сказал:
«Если путник, который не соблюдает пост, вернулся домой посреди дня Рамадана, то должен ли он удерживаться от еды и питья до конца дня?! Учёные разногласили в этом вопросе.
Некоторые учёные сказали, что он уже должен удерживаться от еды, питья и половой близости с супругой до конца дня из-за уважения к дневному времени Рамадана. Хотя его пост и не считается действительным, так как он не соблюдал его с утра, и поэтому он должен будет возместить его в будущем. Это – известное мнение в мазхабе Ахмада, да помилует его Аллах.
Другие учёные сказали, что он не обязан удерживаться от еды, питья и половой близости с супругой до конца дня, так как это не принесет ему никакой пользы, ибо он все равно должен возместить свой пост в будущем.
‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто поел в начале дня, тот пусть ест и в конце дня».
То есть: если человеку было дозволено не соблюдать пост по уважительной причине, то ему дозволено есть и пить в течение всего дня.
Это мнение мазхаба Малика и мазхаба аш-Шафи‘и, а также это одно из мнений, передаваемых от Ахмада.
Но следует заметить, что этот человек не должен есть и пить открыто перед людьми, чтобы люди не подумали о нём плохо, не зная о причинах его поступка».
Источник: "Маджалясу шахр Рамадан" «Собрания в месяц Рамадан».
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Если путник вернулся в свое государство, не будучи постящимся, то он не обязан воздерживаться от того, что нарушает пост. Он может есть и пить оставшуюся часть дня, так как воздержание для него бесполезно, ведь он все равно обязан возместить пост этого дня. Таково верное мнение, и таково мнение мазхабов Малика и аш-Шафи‘и, а также одно из двух мнений имама Ахмада, да помилует его Аллах. Однако этот человек не должен есть и пить прилюдно».
Источник: Маджму‘у-ль-фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 19. № 58
Так же шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин сказал:
«Если днем в месяц рамадан женщина очистится от менструации или послеродовых кровотечений, то она не обязана воздерживаться (от всего, что нарушает пост). Она может есть, пить, так как воздержание для нее бесполезно, ведь она обязана возместить пост этого дня. Таков мазхаб имама Малика, аш-Шафи‘ и это одно из двух мнений имама Ахмада. Передается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: „Тот, кто поел первую часть дня, пусть ест и оставшуюся“, то есть тому, кому дозволено было разговляться в первую часть дня, дозволено разговляться и в оставшуюся». Источник: Маджму‘у-ль-фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 19. № 59.
Шейху ибн ль-‘Усеймину также задали вопрос: «Если человек не постился днем в рамадан по уважительной по Шариату причине, то может ли он пить и есть оставшуюся часть дня?»
Он ответил:
«Он может есть и пить, так как не постился по уважительной шариатской причине. Если человек оставил пост, имея уважительную по Шариату причину, то запрет разговеться в этот день с него спадает, ему становится дозволенным употребление еды и питья. В противоположности этому человек, который разговелся днем в рамадан без уважительной причины, его мы обязываем поститься оставшуюся часть дня, несмотря на то, что после он будет обязан возместить пост этого дня. Необходимо быть внимательным и различать эти два вопроса». Источник: Маджму‘у-ль-фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 19. № 60.
Так же шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин сказал:
«Во время нашего исследования по вопросу поста женщины, если у нее была менструация, которая закончилась днем в рамадан, мы упомянули, что ученые разногласили по вопросу: „Должна ли она воздерживаться оставшуюся часть дня, не пить и не есть? Или она может есть и пить оставшуюся часть дня?“ Мы сказали, что по этому вопросу от имама Ахмада, да помилует его Аллах, передаются два мнения. Одно из них, и оно является известным в мазхабе, что она должна воздерживаться (от всего, что нарушает пост), не есть и не пить.
Второе мнение заключается в том, что она не обязана воздерживаться, и она может есть и пить. Мы сказали, что это мнения мазхаба Малика и аш-Шафи‘и, да помилует их Аллах. Это мнение передается от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: „Пусть тот, кто ел в начале дня, есть и в конце его“. Мы также сказали, что в вопросах, в которых есть разногласия, получающие знания должны смотреть на доказательства и следовать тому, что им видится более верным на основании доказательств, и не обращать внимание на наличие разногласия, если есть доказательство (верности определенного мнения). Ведь нам приказано следовать посланникам, как сказал Всевышний: „В тот день Он воззовет к ним и скажет: „Что вы ответили посланникам?““.
Что касается приведения в качестве доказательства достоверного хадиса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он велел поститься в день ‘Ашура в течение дня, и люди стали соблюдать пост оставшуюся часть дня, на это мы скажем следующее. Они не могут опираться на этот хадис, так как во время поста ‘Ашуры нет ситуации, когда исчезает причина, запрещающая поститься. Во время поста ‘Ашура происходит начало обязательности. Есть разница между исчезновением препятствия и началом обязательности, так как начало обязательности означает, что положения (веления) не было до (наличия) этой причины [То есть ранее поста в день ‘Ашура не было]. Что же касается исчезновения препятствия, то это означает, что положение (веление) присутствует, и обязанность (в отношении человека бы действовала), если бы не было препятствия. И если присутствуют препятствия наряду с причинами действия, то это означает, что действие не будет верным, пока не уйдет препятствие. Пример ситуации, которая упоминается в вопросе, похож на следующую: если человек в течение дня принял Ислам. У человека, который стал мусульманином, появилась обязанность поститься. Похожа эта ситуация и на ту, если ребенок стал половозрелым в течение дня, в первую половину которого он не постился. В отношении него обязанность поста также появилась. И тому, кто принял Ислам днем в рамадан, мы скажем: „Воздерживайся оставшуюся часть дня, но ты не обязан возмещать пост этого дня“. И ребенку, которой достиг половой зрелости дне в рамадан, мы скажем, что он обязан воздерживаться, но не должен возмещать пост этого дня. И их ситуация противоположна ситуации женщины, которая днем в рамадан очистилась от менструации. В соответствии с единодушным мнением ученых, она обязана возместить пост этого дня. Если женщина, у которой кончились менструации днем, в соответствии с единодушным мнением ученых, станет воздерживаться оставшуюся часть дня, это будет для нее бесполезным, и ей не засчитается это за пост, она должна возместить пост этого дня.
Таким образом стало понятно различие между возникновением обязательности и исчезновением препятствия. Вопрос женщины, которая очистилась от менструаций днем в рамадан, связан с исчезновением препятствия, а вопрос ребенка, который достиг половой зрелости днем в рамадан, или то, что упоминалось в вопросе, когда пост в день ‘Ашура был обязательным до поста рамадан, связано с вопросом возникновения обязанности. Просим Аллаха о помощи».
Источник: Маджму‘у-ль-фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 19. № 60.
[Конец примечания].