В этом вопросе несколько мнений.
1). Первое мнение которого придерживались имам Малик, а так же Шафии, а так же Ахмад: Они сказали то что тут путь в котором можно прекращать уразу, это такой путь который включает в себя 2 дня пути средним ходом, пешком или на верблюдах, то есть когда люди идут определенным караваном, среди них есть пеший и те которые на верблюдах, то есть тот путь который они пройдут за два дня, если ты выходишь в такой путь, то ты можешь не держать уразу в нем, если же твой путь меньше, тогда ты обязан в нем уразу держать. То, что люди проходят вместе с караваном в течение двух дней (путей) приравнивается в длине к 16 фарсахам и это расстояние между Меккой и Усфаном. 1 фарсах включает в себя 3 мили. 1 Миля (примерно) 1600 метров. Если человек вышел в путь, на расстояние 16 фарсахов (что приравнивается к 48 милям -77 км), тогда он может не держать в этом пути уразу. Значит, если ты поехал со своего города в другой населенным пункт, так что расстояние не меньше чем 77 км, то приверженцы первого мнения говорят, что в этом пути ты можешь не держать уразу. Если же этот населенный пункт в который ты едешь, меньше чем 77 км от тебя, (30, 50 км) то тогда, ты не должен и не имеешь права прекращать в нем уразу, а должен уразу держать.
Сподвижники проходили за один день половину этого пути, то есть, то, что за один день проходят, называют – мархаля. Мархаля – это половина того пути, о котором мы сейчас ведем речь. То есть обычно в прошлые времена люди проходили на верблюдах и в пешем состоянии за день 38 км примерно. Поэтому они говорили, если этот путь равен двум дням пути, тогда можно уразу прекращать.
Второе мнение, имама Абу Ханифы - 2 дня не пойдет, если 3 дня пути то пойдет.
77 км + 38 км. Если меньше чем 115 км, то уразу человек держать обязан и не имеет права разговляться.
Третье мнение, которого придерживалась целая группа праведных предшественников, как первых, так и последних поколений: То, что путь, не ограничивается каким-то километражом, человек может разговляться и сокращать намазы в таком пути, которое называется путём. То есть возвращается к обычаям людей. Если в обычаях этих людей, в такой-то путь отправление до какой то местности является путем, тогда человек в течении этого пути может разговляться если человек вышел в такой путь, а если такое то расстояние путём не называется, то в нем человек разговляться не может. Даже если это расстояние меньше чем 2 дня пути и это мнение выбрал так же Шейх уль ислям Ибн Теймия и назвал его сильным и сказал «Потому что пришло достоверно что Пророк (сала Ллаху алейхи уа салям) совершал намазы во время своего хаджа, на арафате, так же в Муздалифе и так же в Мине и при этом эти намазы сокращал и люди Мекки стоящие за ним намазы тоже сокращали и никому Пророк (сала Ллаху алейхи уа салям) не приказывал вставать и довершать намазы в 4 ракаята.
Мина, Муздалифа и Арафат находятся относительно не далеко от Мекки, то есть это не расстояние двух дней в пути (не расстояние в 70 км, и 115). То есть относительно близкое расстояние от Мекки, жители Мекки совершали хадж с Пророком (сала Ллаху алейхи уа салям) выходя на эти места, Муздалифа, Мина и Арафат, и совершали намаз за Пророком (сала Ллаху алейхи уа салям), он сокращал и они сокращали тоже. Если бы они не считались за путников, то Пророк (сала Ллаху алейхи уа салям) приказал бы им совершать намаз полноценно (то есть встать после саляма и довершить 2 ракаата зухра, асра), а если Пророк (сала Ллаху алейхи уа салям) не приказывал им это делать, то это говорит о том что ограничение пути в километражах нет и на него не пришло довода, и Пророк (сала Ллаху алейхи уа салям) разрешал сокращать намаз в том пути, который у обычных людей назывался путем. Если это дело не называется путем то намаз сокращать нельзя. И некоторые важные добавки к этому вопросу мы уже приводили и разъясняли во время разбора такого же вопроса, «каков тот путь, в котором можно сокращать намаз», а наш вопрос «каков тот путь в котором можно разговляться и ты считаешься путником», то есть, то что мы разбирали во время первого вопроса, то это касается и нашего вопроса. И то и другое является позволением от Всевышнего Аллаха (Субхануху уа Та’аля) и послаблением в религии. И это ( 3 мнениевыбрал Ибн Каййим в своей книге заду Маад и оно является правильным. Правильное мнение в этом вопросе 3. Отсутствие километражей и этот вопрос возвращается к обычаям людей.
[Примечание редактора стенограммы]:
Вопрос 1127 Что такое путь (сафар) в котором можно сокращать намазы: https://youtu.be/3s0wsbnPIEI
Каково расстояние, в котором разрешено уже человеку сокращать намаз, имеется в виду, если ты выехал на расстояние столько, то километров или собираешься в путь настолько-то километров можно ли совершать в этом пути намаз сокращенный или нет.
Здесь не имеется ввиду на какое расстояние ты выехал и можешь уже сократить, не это имеется ввиду, имеется ввиду ты собираешься выехать путь, и если ты на это расстояние собираешься выехать в путь то тебе разрешается сокращать намаз. Когда ты покинул последние дома своего города (или населенного пункта).
Обладатели знаний разделились в этом вопросе на несколько мнений, из них четыре мнения:
Первое мнение: Нельзя сокращать намаз если ты не собираешься в путь равный больше 48 милей (это примерно 1650 или 1750 метров получается примерно84 километров, подсчет велся исходя из того что миля 1750 метров ). И это мнение Хасана Басри, Зухри, имама Малика, Лейса, имама Шафи, Ахмад, Исхака, и абу Саура.
Шейх Мухамад ибн Хизам говорит то что это расстояние 48 миль это то что у салафов называлось расстоянием в два дня пути.
«Барид» - это расстояние в пол дня пути, есть еще у салафов понятие «мархаля» - это расстояние в один день пути, имеется в виду на верблюдах или пешком. И есть еще 48 миль - это два дня пути. Значит 48 миль это два мархаля. Значит одна «мархаля» 24 мили (42 км).
«Барид»- 12 миль (21 км).
И в довод они использовали хадис ибн Аббаса который приходит в главе (булуг аль марам 11 глава 2 книги про намаз), и мы говорили что этот хадис очень слабый, и это мнение пришло достоверно от ибн Аббаса и ибн Умара.
Значит у салафов 80-90 километров пути, считалось за два дня пути.
Второе мнение: Если человек собирается в путь на три дня и три ночи, то есть три сутки пути, тогда он может сокращать намазы. И это мнение: Аш-Шабии, Ибрахима ан-Нахаи, Суфьяна ас-Саури, и Абу Ханифы.
И в довод привели хадис ибн Умара, который приходит сахих Бухари и Муслима: «Не разрешено женщине выходить в путь на три (дня и три ночи) кроме как с ней есть ее махрам». И это довод не является доводов в этом вопросе. Так как подобные хадисы от Пророка саля Ллаху алейхи ва салам приходили и где упомянуто два дня, в некоторых пришло один день.
Третье мнение: Если человек вышел в путь на целый день тогда может сокращать, это мнение Аль-Аузаи, абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани (ученики абу Ханифы), и других. И также это мнение пришло достоверно от ибн Умара и ибн Аббаса. Значит ибн Умар и ибн Аббаса есть два мнения в этом вопросе. И этого мнения также придерживался Зухри.
И в довод они привели хадис абу Хурайры который, пришел у Бухари и Муслима: «Женщина не должна отправляться в путь на расстояние одного дня пути кроме как с ней есть ее махрам». День пути это 12 часов от сюда получается если 6 часов туда (едешь или идешь) и 6 часов назад получается день пути. Поэтому считается 6 часов пути, считается путем в шариате, 6 часов пешком это около 30 км, то есть 30 километров это уже путь, названный путем в шариате без сомнения. То есть, шейх Мухаммад ибн хизам на счет дня вот так говорил: день пути имеется в виду даже если пол дня туда и пол дня обратно уже имеется ввиду день пути, так как ты находился целый день в пути, то есть чтобы тебе уйти и вернутся обратно тебе нужен день. А день это 12 часов, 6 часов туда и 6 часов обратно. Соответственно 6 часов пути это уже путь, считается сафаром по контекстам шариата: «не разрешается женщине выходить в путь на расстояние одного дня кроме как с махрамом», то есть сам Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, назвал это путем. А 6 часов идти пешком это примерно 30 километров. Значит если человек выезжает за 30 километров, то он может спокойно сокращать намазы и объединять намазы и.т.д.
Четвертое мнение: То, что человек может сокращать в любом путешествие, будь оно длинным или коротким. Все что называется путешествием можно сокращать в нем намазы. И это мнение Дауда аз-Захири, и целой группы ханбалитов, и это мнение выбрал ибн Кудама в своей книге «мугни» и сказал: «И я не вижу ни какого довода на те мнения которых придерживались имамы этой общины, (то есть столько то часов, столько то дней пути и т.д), нет на это довода на эти ограничения, во первых что касается слов сподвижников, то они противоречат друг другу и разногласят, и известно что мнение сподвижников не является доводом если они разногласят друг с другом, и передается от ибн Аббаса и ибн Умара противное мнение тому чему придерживались наши сподвижники (ибн Кудама имеет ввиду ханбалитов), потом даже если бы этого противоречия не было, то не было бы в их словах довода, вместе с тем что у нас имеются слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, и его действия, а если у них слова разнятся, то мы не можем придерживаться их мнений, из за двух причин: первая потому что это мнение противоречит сунне Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, которая до нас дошла, а также противоречит внешним смыслам Корана, потому что Коран указывает дозволенность сокращать намаз тому, кто передвигается по земле. Всевышний Аллах сказал: «Если вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, сократить намазы»,(то есть ибн Кудама говорит этим что все что называется передвижением по пути, называется путем, в этом разрешено сокращать намаз), также пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Мусафир (путник) может обтирать на носки три дня», в этом хадисе пришло разъяснение самого большого расстояния (временного отрезка) на которое ты можешь обтирать носки (это не является как довод на расстояние самого пути, то есть от сюда не берется, что если выехал на три дня то это путь. А если меньше то не путь, в этом вопросе идет об обтирании на носки, а не о расстоянии пути самого, в пути ты можешь находится 20 дней, каждые три дня должен снимать носки и мыть ноги. А можешь находится два дня при этом шариат (закон Аллаха) тебе разрешает все эти два дня обтирать на носки, и даже больше если твой путь продолжится). Вместе с тем что человек за три дня может преодолеть маленькое расстояние (возьмем три дня пути и два разных человека один может проехать длинное расстояние, а другой маленькое расстояние), и вместе с тем Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, назвал это путем и сказал: «не разрешено женщине которая верует в Аллаха и последний день, отправляться в путь на расстояние одного дня пути кроме как с махрамом (близкий родственник)»
Второе мнение в вопросе то что определение определенных границ должно основываться только на Коране и Сунне, (нельзя брать с головы и говорить наверно если столько то километров тогда скажем это путь, а если нет то не путь), и не разрешено делать такие границы основываясь лишь на своем мнении и тем более если у него нет ни какого довода к которому он может вернутся, и нет у него ни какого примера на который он может сделать кыяс (суждение по аналогии), а довод в этом вопросе с тем которые разрешили сокращать намаз каждому путнику, кроме как будет иджма (единогласное мнение) противное этому, и это мнение выбрал шейхуль ислам ибн Теймия (то что нет конкретного расстояния), и сказал как это приходит в маджмуа фатава: «И этого мнения придерживались множество из числа салафов (праведных предков, первые три поколения Ислама), в ранние периоды Ислама и поздние, и это будет правильное мнение по своему доводу. Но это мнение надо ограничить тем, что этот путь, который будет путем в обычаях людей (потому что кто то может сказать я вышел из дома в туалет, а туалет у меня на улице, а это путь, потому что я передвигаюсь по земле. То есть, это не называется путем в обычаях людей. Поэтому как мы разбирали во время изучения книги «Манзумат уль-кауа'ид иль-фикхия» АбдуРрахманна Саади, если нету границ в каком то вопросе в Коране и Сунне, то необходимо обращаться к обычаям людей, в этом вопросе возвращаешься к обычаям, слушать разбор этого правила: https://youtu.be/_WObXnp9O-k ), как например чтобы человек готовился к пути, например пропитание в путь, и чтобы он выезжал в пустыню (то есть не просто по городу ходил), имеется в виду в арабских странах, в наших странах нет пустынь. Также сказал ибн Теймия: «также название шариатское у которого нет границ в арабском языке, а также нет границы в шариате, то в этих вопросах нужно возвращаться к обычаям людей, то что называется путем в обычаях людей, то это путь, на которое подвесил постановление законодатель (Аллах). Как путь жителей Мекки к Арафа (это называется сафаром), потому что расстояние между Меккой и Арафа один барид (пол дня пути), если идти пешком в Арафа то 6 часов туда и 6 часов обратно, и это такое расстояние на которое пришло достоверно что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, разрешил на этом расстоянии сокращать и объединять намазы, то есть сам пророк саля Ллаху алейхи ва салам так делал, (являются ли действия Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, в данном случае доводом или нет? Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, выехал с Мееки в Арафа и сокращал намазы, это доводом является или нет? Действия Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, в данном случае не являются доводом в этом вопросе, потому что он и так был путником еще до Мекки. То есть он не стал путником из за того что выехал из Мекки в Арафа, но уже в Мекке он был путником так как он приехал с Медины. Но довод в этом хадисе в том, что за ним совершали намаз Мекканцы, те мусульмане которые жили в Мекке, и он им не сказал дополнять намаз до четырех ракаатов. Вот это является в данном случае доводом). А барид это расстояние пол дня пути пешком или на верблюдах, и это четверть пути двух суток, и это то что можно назвать путем сокращения намаза (то есть таким расстоянием на которое разрешено сокращать), и это то расстояние, если человек туда пойдет то он может вернутся в этот же день (как мы говорили, с утра вышел день идет 12 часов, ушел в Арафат с Мекки и вернулся до магриба (закатный намаз), 6 часов туда 6 часов обратно).
Также сказал ибн Теймия в маджмуа фатава: «Если это расстояние какое то определенное, если мы будем ставить какие то расстояния (для определения что является путем), то более правильно сказать, то что расстояние в один барид (пол дня пути), является уже сафаров (путешествием), но более правильно, то что расстояние пути не нужно ограничивать какими то километрами, но в этом есть разница иногда человек может быть муфасиром если выйдет на день пути, а иногда может не быть мусафиром вместе с тем что он выехал больше чем на это расстояние (смотря от урфа (обычаев) людей)».
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам в этом вопросе является правильным четвертое мнение, (то есть то что нет конкретного расстояния, которым можно было ограничить и сказать вот это вот путь, а все что меньше это не путь), и это мнение которое выбрал ибн Каййм и это мнение выбрал шейх ибн Усеймин, то есть что это возвращается к обычаям людей (какое расстояние в обычаях людей является путем то и путь).
Но вместе с этим мы точно можем сказать, что передвижение на земле на расстояние одной ночи пути или одного дня пути называется сафаром (путешествием), имеется в виду, что у человека есть намерение, что он выезжает в путь. А если он находится в своем городе, может быть так, что твой город большой, и ты можешь ходить по нему 6 часов, 6 часов туда и 6 часов обратно, но это не называется путем, потому что у тебя нет намерения что ты путник. То есть ты продолжаешь оставаться в своем городе. Исходя из этого пол дня пути тоже называется сафаром, то есть в одну сторону, потому что тот кто отправится в одну сторону и вернется как раз займет целый день, и я слышал что шейх Мукбиль также дает фатву об этом.
Значит более правильное мнение в этом вопросе, то что путь в котором ты можешь сокращать намазы не ограничено каким то расстоянием, то есть если ты выехал в путь с намерением ехать в путь и ты подготовился к пути и т.д, в обычаях людей это называется путем, то это тот путь в котором ты можешь сокращать и объединять намазы, если нет, то нет. И при этом мы говорим, что 30 километров уже точно является путем. То есть если ты выехал на 30 километров в одну сторону и 30 км плюс обратно, то это называется путь. Но если ты выехал на 15 километров туда и 15 километров обратно, то в шариате нет указаний что это путь, но если в обычаях вашего народа это считается путем, то это будет путем (сафаром). То есть мы сейчас говорим о минимальном, то что уже 30 километров и 30 километров обратно это уже называется путем. А если ты обратно не возвращаешься, то есть 30 километров едешь и там останавливаешься, все равно в течении этих 30 километров ты называешься путником, так как на это пришел явный контекст, а все что меньше этого необходимо возвращаться к обычаям, если твой путь меньше 30 километров, тогда нужно посмотреть в обычаи людей это называется путем или не называется путем.
Пришло у ибн Абу Шайбы, что ибн Умар говорил: «Иногда я выхожу в путь, на небольшое время и при этом сокращаю намазы».
[Конец примечания].