Вопрос: 1848. Если человек попробовал еду на вкус или разжевал ребенку.
https://youtu.be/1bFfnQ_nNNE
Вопрос: Допустим женщина, которая готовит еду, хочет попробовать еду на наличие соли или на отсутствие соли и т.д. и просто пробует, берет в рот еду, затем выплевывает. Или женщина, которая нуждается в том, чтобы для своего ребенка грудного, разжевывает какую-то пищу и дает ребенку, но не глотает эту еду, а выносит ее изо рта, а если какие то остатки остались, то выплевывает. Данное действие портит уразу или нет?
Ответ: Имам Ахмад, а так же Шафии считают, что в этом нет никакой проблемы, если это делается из-за нужды. Как, например, попробовать еду из посуды, кастрюли или для того, чтобы разжевать эту еду для ребенка маленького и т.п. Имам Ахмад и имам Шафии сказали – Если это делается без нужды, то это является нежелательным.
Сказал ибн Аббас: «Нет ничего страшного, если человек попробует еду на вкус из кастрюли или из котла». Этот асар от ибн Аббаса приводит ибн аби Шейба двумя иснадами. В одном из иснадов Шарик ибн абдиЛлях аль Къады. Во втором иснаде Джабир аль-Джууфи. Что касается Шарика аль Къады, то он является слабым, а что касается Джабира аль-Джууфи, то он является больше чем слабый, вообще оставленный передатчик. И привел имам аль-Бухари это сообщение от ибн Аббаса в книге «ас-сыям» в подвешенном виде без иснада, но в форме утверждения, что ибн Аббас так-то сказал. То есть, обычно имам аль-Бухари использует эту форму, указывая на то, что этот асар достоверный. Вообще, по правилам мусталях хадис такой асар является слабым, потому, что два иснада, в одном слабый, в другом оставленный, оставленный передатчик не годится для поддержки. Поэтому остается только один иснад в нем слабый передатчик, соответственно иснад слабый.
Сказал ибн Хазм: - Некоторые ученые считают нежелательным разжевывать пищу или пробовать ее на вкус и это мнение – ничто. То есть, является неправильным. Потому, что считать нежелательным то, что не считает нежелательным ни Коран, ни Сунна является ошибкой. Эти же ученые, которые не позволяют, пробовать еду или не позволяют разжевывать пищу для ребенка, они же сами разрешают полоскание рта, допустим во время малого омовения. И нет никакой разницы между этим и этим. Потому, что в том и в другом случае еда не проходит в желудок, но остается во рту и затем выплевывается изо рта.
Сказал аль-Мардави: - Если человек попробовал еду, то он должен предпринять все усилия для того, чтобы как следует выплюнуть эту еду, которая попала в рот. То есть, ничего не должен проглатывать. И потом это не портит его уразу, даже если он ощутил вкус в горле, подобно полосканию рта. А если же он не выплюнет еду, которую он попробовал, тогда его ураза становится недействительной. Потому, что он легкомысленно отнесся к этому вопросу. И это более правильное мнение в мазхабе. Мардави в мазхабе Ханбалитском.
Сказал ибн Хазм: - Разжевывать пищу, не глотая ее или попробовать, тоже не глотая, не портит уразу. Если человек не глотал ее намеренно.
– Шейх аль Ислам ибн Таймийя указал на то, что нет никакого довода, что постановление действительности уразы или ее аннулировании связываются с ощущением вкуса в горле.
То есть, если у тебя вещь прошла в горло, сама вещ, еда, бусинка прошла в горло, то она попадет в желудок, рано или поздно и это портит уразу, но если ты просто ощутил вкус в горле, то это не портит уразу. Есть разные вещи, одно дело проглотить вещь так, что она прошла в горло, а другое дело, допустим, капли в глаза капнуть или капнуть капли в уши, а затем ощутить вкус в горле. Говорит шейх аль Ислам ибн Таймийя: «Нет никакого довода на то, что ощущение вкуса в горле портит уразу».
Сказал шейх ибн Усеймин: - И эти слова ясны и понятны потому, что часто бывает так, что вкус чего-то проникает в горло, но вместе с этим человек саму пищу не глотает и она не уходит в горло. Относительно такого мы не можем взять на себя смелость, вынести дерзкое постановление и сказать то, что это приводит к тому, что человек портит свою уразу.
Значит, если человек проглотил пищу в горло, то это портит уразу, но если он просто ощутил вкус в горле, не глотая пищу, тогда это уразу не портит. Что касается разжевывания пищи для ребенка и взятия еды в рот просто попробовать на вкус или соль, то это тоже уразу не портит, если человек предпринял усилия для того чтобы выплюнуть частички пищи изо рта.
[Примечание редактора стенограммы]:
Имам ибн Кудама аль-Макдиси пишет: «Ахмад сказал: “Я считаю, что лучше если он не будет пробовать еду, но если он сделает это, то это действие не повредит его посту, и ничего за-претного в этом нет” Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:“Он может пробовать еду, уксус и то, что он собирается купить”.(Аль-Бухари привёл это сообщение в виде хадиса-та‘лик, а ‘Абду-р-Раззак привёл его со связным иснадом. См. аль-Албани, «Мухтасар аль-Бухари», т. 1, с. 451. Он назвал его хорошим - хасан)». Источник: Ибн Кудама, «Аль-мугни», т. 3, с. 46.
Шейх уль-ислам, да помилует его Аллах, сказал: “Нежелательно пробовать еду без необходимости, однако это действие не нарушает пост. Если же это необходимо, тогда это действие приравнивается к полосканию рта водой”». Источник: Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 25, с. 266.
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Нет проблем, чтобы человек попробовал еду в дневное время рамадана при необходимости, если он не имеет намерения проглотить что-то из еды.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
Источник: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\332.
То есть, дозволено при необходимости попробовать пищу на язык или ее разжевать, однако глотать пищу попробованную на язык недозволено. А просто пробовать, без необходимости, нельзя.
[Конец примечания].