Вопрос: 1847. Если человек проглотил остатки еды, не сумев удержать их.
https://youtu.be/HifCs72aDuE
Вопрос: Остатки еды, которые уходят во, внутрь человека вместе со слюной.
Сказал ибн Мунзир: - Единогласно мнение ученых, то, что ураза человека не портится, если он проглотил те остатки еды, которые уходят вместе со слюной. То есть, он не способен их выплюнуть, мелкие частицы еды уходят вместе со слюной при непреднамеренном проглатывании. – Из тех остатков еды, которые застряли между зубами и которые он не способен выплюнуть.
– Единогласно мнение, что такое действие не портит уразу. А если же он способен выплюнуть эту еду, проглотил эту еду намеренно. Абу Ханифа сказал – ураза такого человека не портится. А остальные все ученые сказали - ураза такого человека портится.
Ибн аль-Мунзир говорит: - И я говорю, придерживаясь мнения второго то, что это портит уразу. Потому, что он способен выплюнуть, но глотает намеренно. Это уже возвращается к прошедшему вопросу, который мы рассматривали.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: - То мнение, которого придерживался ибн Мунзир, является правильным потому, что остаток еды считается едой и принимает постановление еды, если человек способен его выплюнуть, но не выплевывает, проглатывает, то его ураза становится недействительной. Но не влияет это на уразу только в том случае, если он не был способен выплюнуть эту еду, и она ушла сама со слюной.
[Примечание редактора стенограммы]:
Сказал имам Ибн аль-Мунзир: «Единогласны ученые, что нет ничего на постящемся, который проглотил остатки застрявшие между зубами вместе со слюной, которые он не мог вывести изо рта. [Что касается намеренного проглатывания] то говорил Абу Ханифа: «Если было между его зубами мясо, и он намеренно съел его, то его пост действителен, и он не должен возмещать его»
И противоречили ему большинство (в аль-Ишраф - «все ученые» - прим.) , потому что подобное является намеренной едой нарушающей пост».
Источник: «Фатх аль бари», 6/184, «Аль-Ишраф», 3/135.
Сказал имам Ибн Кудама:
«Кто проснулся, и между его зубов еда, то это не выходит из двух случаев.
Первый случай: еды чуть-чуть, и он не может ее выплюнуть, и проглотил ее, в таком случае он не нарушает пост, так как он не мог уберечься от этого, и это похоже на слюну с этой стороны.
Сказал Ибн аль-Мунзир: «Единогласны на этом учёные!»
Второй случай: еды будет много, и он может ее выплюнуть. И если он выплюнул ее, то его пост действительный, и нет на нём ничего. А если же он проглотил ее преднамеренно, то он испортил свой пост согласно мнению большинства учёных. А Абу Ханифа сказал, что пост не нарушен, так как, [по его мнению], часть поедаемой еды должна оставаться между зубов, и этого невозможно избежать, и это похоже на то, что он проглотил со слюной.
Мы же считаем, что он проглотил по собственному выбору еду, которую он мог выплюнуть, помня о своём посте, поэтому он его (пост) нарушил, точно так же, как если бы начал есть новую еду. И это отличается от того, что он проглатывает со слюной, так как он не может это выплюнуть, а это может». Источник: «Аль-Мугни», 6/79.
«Если человек непреднамеренно проглатывает что-то, что застряло у него между зубов, или это настолько мало, что он не может сказать, что оно было там, или он выплёвывает его, - то это считается частью слюны, и это не нарушает его пост. Но если оно достаточно велико, чтобы выплюнуть, он должен выплюнуть. Если он выплёвывает его, тогда это считается нормальным, но если он проглатывает, то нарушает свой пост. Если оно может раствориться во рту, полностью или частично, и имеет привкус или сладость, то харамом будет жевать его. Если любое такое вещество достигает желудка, это нарушает пост. Если человек сплёвывает воду после полоскания рта, на его пост не может повлиять никакая влажность или мокрота, оставшаяся после, потому избежать ее невозможно никак.
Если у него повреждения дёсен или его дёсна кровоточат после использования сивака, то не разрешено для него проглатывать кровь: он должен выплёвывать её. Однако, если некоторая часть крови проникла в горло по случайности, непреднамеренно, то нет повода для беспокойства. Таким же образом, если рвотное выделение поднимается к его горлу, затем опускается обратно в желудок без его намерения, чтобы это произошло, его пост всё еще действителен».
Источник: «Фатава аль-Ладжна аль-Даима», 10/254.
Таким образом, в этом разделе действуют согласно правилу – то, от проглатывания чего нельзя или трудно уберечься – не нарушает пост, а от проглатывания чего можно уберечься – нарушает, кроме как некоторые ученые вывели отсюда слюну и мокроту и сказали что это жидкости не пришедшие снаружи, и их нахождение во рту и проглатывание обычное привычное дело, и поэтому это не портит пост.
[Конец примечания].