Вопрос: 1830. Портит ли уразу использование лекарственных средств через задний проход.

https://youtu.be/NEQTEPMObMQ

Подобный вид лечение известен так и до сих пор применяется на сегодняшний день применяется на сбивание температуры как у взрослых так и у детей, и так же многие другие болезни лечат таким образом когда лекарство вводится через задний, потому что таким образом достигается хорошее распределение лекарство по телу то есть это лекарство особенно если оно в форме геля так оно хорошо рассасывается по телу и доходит до нужных участков тела.

Так вот если человек ввел в задний проход что-то из лекарства, в то время как он находится в состояние уразы, портит его уразу или нет?

Ответ:

Первое мнение, то что такое действие портит уразу это мнение имама Ахмада и имама аш Шафии. Они говорят: портит потому что, лекарство, таким образом, доходит до полости тела человека, что такое полость человека (?), (Ответ): полость это пустота в теле живот, то, что около внизу живота все это является полость. И эти ученые поставили признак нарушение уразы до хождение чего либо в полость, говорят это лекарство в полость, попадает или нет (?), после этого попадает, значит это портит уразу. Говорит тут под полостью имеется ввиду кишки то есть доходит до кишков, и рассасывается в кишках поэтому является нарушающим уразу без разницы добралось ли это до желудка или нет, то есть достаточно что бы добралось до кишков, а до кишков оно дойдет, потому что задний проход не посредственно связан с прямой кишкой.

Второе мнение, которого придерживался ибн Хазм, шейх уль ислам ибн Теймия и это мнение выбрал шейх ибн Баз и ибн Аль Усеймин из современных ученных то что в этом нет ничего страшного, то что это не портит его уразу, потому что подобное действие не называется приемом пищи или питья ни в арабском языке, ни в обычаи людей, потому что пророк сала Ллаху алейхи уа салям, связал нарушение поста с принятием пищи, питья или с половым актом.

И нет ни какого довода из Корана и сунны анна манатуль хукм (место подвешивание шариатского постановления) является до хождение какого либо предмета до полости человека. То есть, нет никакого довода что шариат подвесил постановление об аннулирование уразы к тому что если что то не дошло до полости, то это не портит уразу, а если что то дошло, то портит уразу, где у вас на это довод?

Но пришел довод то что доходит до горла или что доходит до желудка то это портит пост, доходит до желудка то есть до внутренней его части. Поэтому одно лишь рассасывание этого лекарства в кишках или полости человека еще не является тем, что портит пост.

Так же эти лекарственные средства не доходят до желудка, поэтому в этом проблем нет, и это мнение является более правильным и один Аллах лучше знает.

[Примечание редактора стенограммы]:

Шейх уль-ислам, да помилует его Аллах, сказал: «Если говорить о сурьме, клизме и введении лекарства в мочеиспуска-тельный канал, а также врачевания глубоких (до самого мозга) ран на голове, то относительно этих вещей учёные разошлись во мнениях. Некоторые считают, что ничто из вышеперечисленного не нарушает пост, тогда как другие считают, что всё вышеперечисленное за исключением сурьмы, нарушает пост. Другие же считали, что всё вышеперечисленное нарушает пост за исключением лекарства, вводимого в мочеиспускательный канал.

А некоторые считали, что всё вышеперечисленное за исключением лекарства, вводимого в мочеиспускательный канал, и сурьмы, нарушает пост.

Однако наиболее правильное мнение — ничего из вышеперечисленного не нарушает пост. Поистине, пост является такой частью религии мусульман, которую должны знать и сведущие, и простые, и если бы эти вещи относились к тому, что запретил Всевышний Аллах и Его Посланник (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), и они нарушали бы пост, Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) обязан был бы разъяснить это мусульманам. А если бы он упоминал об этом, то сподвижники, конечно же, знали бы об этом и передали бы это знание другим поколениям, как передали они остальные нормы шариата. Поскольку учёные не передавали от Пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) ни одного хадиса на эту тему — ни достоверного, ни слабого, ни с непрерывным иснадом, ни хадиса-мурсаль, — то из этого можно сделать вывод о том, что Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) ничего не сказал на эту тему. Если говорить о том хадисе, в котором упоминается сурьма, то это слабый хадис, который приводил только Абу Дауд в “Сунан”. Больше никто не приводил его — ни имам Ахмад в своём “Муснаде”, ни авторы других признанных сборников». Источник: Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 25, с. 233.

Далее он, да помилует его Аллах, указал на сообщение о том, что Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) велел использовать сурьму, смешанную с благовониями, перед сном и сказал: «Пусть постящийся избегает этого», и привёл слова учёных, из которых сле-дует что этот хадис крайне слабый.

Он, да помилует его Аллах, сказал: «Постящемуся было запрещено есть и пить, потому что это — причина богобоязненности. Оставлять было велено пищу и питьё, потому что они становятся причиной выработки большого количества крови, в которой течёт шайтан. Причиной её выработки становится именно питание, а не клизма, не сурьма, не лекарство, вводимое в мочеиспускательный канал, и не лекарства, которые ис-пользуют для лечения глубоких ран на голове…». Источник: Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 25, с. 245.

Вопрос:"Каково постановление шариата относительно дозволенности клизмы во время поста или портит ли клизма пост?"

Ответ:"Мнения ученных разошлись относительно клизмы:

- Некоторые из них сказали, что: клизма портит пост, сказав, что все что доходит до желудка (каким бы путем это не произошло) портит пост. - Другие же сказали: клизма не портит пост. И из тех, кто сказал об этом шейхуль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, обосновав это тем, что клизма не является ни едой, ни питьем, и более того, она даже не имеет ничего общего с ними. Но мое мнение, что в этом вопросе надо обратиться к врачам. И если они скажут: "Клизма подобна еде и питью", то в этом случае клизма нарушает пост, но если же они скажут: "Клизма не дает телу человека то, что дает еда и питье", то в этом случае клизма не является причиной, которая портит пост". Источник: "Фетвы шейха Усеймина", 19/204.

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет проблем постящемуся мусульманину использовать свечу, которую вводят в анальный проход, если он болеет, поскольку она не является едой и питем и не несет в себе значения еды и питья. Законодатель запретил нам принимать пищу и питье (в месяц рамадан), поэтому и тому, что заменяет место еды и питья, дают положение еды и питья. А то, что не является таковым, не входит в пищу и питье, как произношением, так и значением, поскольку постановление еды и питья неустановлено в отношении его. А Аллаху ведомо лучше!» Источник: «Мажмуъу Фатауа» 19\204.

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «То, что вводят в анальный проход для того, чтобы узнать температуру больного и прочее, не нарушает пост.

Потом у нас есть важное правило для требующего знания, а это: если мы впали в сомнение относительно какой-либо вещи, нарушает ли она пост или нет, то основа, что она не нарушает. Ибо мы не осмеливаемся делать недействительным поклонение раба Аллаха, кроме как на основании ясного довода, который станет аргументом для нас перед Всемогущим и Великим Аллахом» Источник: «Шарх Мумтиъ» 3\46.

[Конец примечания].

Наши рекомендации