Вопрос: 1826. Если человек добровольно сдал кровь.
https://youtu.be/GEFxeSLKMl4
Вопрос: Если человек сдал кровь, портит ли это пост? Например, человек нуждается в крови и ты пошел в больницу и сдал кровь.
Ответ: Шейх ибн Баз и ибн Аль Усеймин, а также шейх Салих, считают, что если человек сдал много крови, то это портит его уразу, проводя аналогию на хиджаму.
И ранее мы говорили: что правильное мнение, что хиджама не портит уразу (смотрите вопрос № 1823).
Более правильное мнение в этом вопросе что добровольная сдачи крови не приводит к недействительности уразы. И не правильно сказать что это мнения большинства ученных но это мнение вытекает из мнений большинства ученых в других вопросах, как например вопрос портит ли хиджаму пост или нет, большинство сказали нет.
[Примечание редактора стенограммы]:
Для пользы приведу слова ученых придерживающихся другого мнения:
Донорство (сдача крови для другого) приравнивается к кровопусканию, так как это воздействует на тело так же, как и кровопускание.
Поэтому, постящемуся человеку нельзя становиться донором, если только это не случай крайней необходимости. Если же есть острая необходимость, то – можно, но человек, сдающий кровь, нарушает свой пост, поэтому после обязан его восполнить. Для подробной информации обратитесь к книге Ибн ‘Усеймина «Маджалис шахр рамадан» С. 71.
Шейха Ибн База спросили о шариатском постановлении насчет постящегося, у которого взяли кровь на анализ в месяце Рамадан, на что он ответил: «Подобный анализ не портит пост, напротив, он будет прощен, поскольку нуждается в этом анализе, и это не входит в категорию известных в пречистом Шариате факторов, нарушающих пост». Конец цитаты из «Маджму’ Фатава Ибн Баз» (15/274). Такой же ответ шейха ибн База здесь: Фатауа исламийа Т. 2. С. 133.
Шейха Усеймина спросили о шариатском постановлении насчет анализа крови постящегося: нарушается ли его пост?
Он ответил:«Взятие крови для анализа не нарушает пост. Если врач нуждается в образце крови больного для экспертизы, то это не нарушает пост, поскольку это небольшое количество крови, не влияющее на состояние организма так, как влияет на него кровопускание (хиджама). Основа – это то, что пост остается (не нарушенным), и нельзя говорить о его порче без шариатского доказательства, а здесь нет доказательства, свидетельствующего о том, что пост нарушается из-за такого малого количества крови. Что касается взятия большого объема крови постящегося, например, для переливания нуждающемуся в этом человеку, то если это количество, влияющее на организм так же, как хиджама, то пост нарушается. Исходя из этого, тому, кто держит обязательный пост, не дозволено отдавать кровь в таком большом количестве кому бы то ни было. За исключением случаев, когда нуждающийся в этой крови человек находится в опасном состоянии и не может ждать заката солнца, а врачи утверждают, что кровь этого постящегося принесет ему пользу и удовлетворит его потребность. В этом случае нет ничего плохого в том, чтобы пожертвовать эту кровь, и он должен прервать пост, поесть и попить, чтобы восстановить свои силы, а после восполнить прерванный пост». Источник: «Фатава Аркан аль-Ислям» стр. 478.
Шейх Ибн Джибрин сказал:«Если человек сдал кровь в качестве донора, и у него взяли ее много, то это портит пост. Сдача крови сравнивается с кровопусканием. Это случаи, кровь из вен сдана для спасения больного или ее хранят для экстренных случаев. Если же кровь была взята в малом количестве, то пост не нарушается. Это случаи, когда берут анализы при помощи шприца» Источник: Фатауа исламийа Т. 2. С. 133.
«Если у человека, соблюдающего пост, случилось кровоизлияние, то его пост остается верным. Так как это произошло не по его выбору». См.: «Фатауа-ль-ляджнати-д-даима» (Т. 10. С. 264).
[Конец примечания].
Хадис 650. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, чтоПророк, мир ему и благословение Аллаха, использовал сурьму, когда постился во время рамадана. Этот хадис передал Ибн Маджа со слабой цепочкой рассказчиков. Ат-Тирмизи даже сказал: «На эту тему (на счет нанесения сюрьмы) нет ни одного достоверного сообщения».
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам:хадис является очень слабым приводит его ибн Маджа его в иснаде Саиид ибн Абдуль Джабар Аз Зубайди назвал его лжецом Ибн Джарир, назвал его слабым имам Ан Насаи и Али Аль Мадини сказал он нем что он был никем, то есть он был ни что это одна из фраз одного сильного джарха то есть этот человек ни годятся, и его хадисы не годятся не сами по себе не в поддерживающих цепочках, и сказал имам Муслим его хадисы были оставлены то есть человек сильно слабый. И этот хадис является не достоверным, слабым
[Примечание редактора стенограммы]:
Этот хадис рассказывал Бакийа со слов Са‘ида ибн Абу Са‘ида аз-Зубейди. Последний был неизвестен авторитетным знатокам хадисов. Об этом сообщили ан-Навави и аль-Бейхаки. Знатоки хадисов отвергают хадисы, рассказанные Бакийей со слов неизвестных рассказчиков. Ибн Хаджар считал, что Са‘ид ибн Абу Са‘ид не был неизвестным рассказчиком. Он отметил, что его настоящее имя было Са‘ид ибн ‘Абд аль-Джаббар, а рассказанные им хадисы являются слабыми. По этому вопросу существуют другие слабые сообщения. Несмотря на это большинство улемов справедливо считают, что во время поста разрешается смазывать глаза сурьмой. Для утверждения обратного необходимы достоверные доказательства, однако таких доказательств не существует. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 516-517.
[Конец примечания].