Вопрос: 1810. Если человек кушал сухур, думая, что рассвет еще не настал, а оказалось, что настал.

https://youtu.be/XpKXH8xvWWE

Если человек покушал думая, что рассвет еще не наступил, но потом узнал, что рассвет уже оказывается наступил. Постановление в этом вопросе такое же, как постановление в том вопросе относительно человека который покушал, подумав, что солнце уже взошло, а потом увидел солнце. Мы уже говорили, что в этом случае он должен удержаться от еды и не должен возмещать этот день, т.е. если человек думал наверняка, что рассвет еще не наступил и начал кушать, а потом узнал, что рассвет уже оказывается наступил. Он должен удержаться, больше не кушать и не пить, додержать уразу до конца и этот день ему засчитывается, не надо его возмещать. И этот вопрос мы рассматривали под хадисом 640-ым на странице 587-ой.

[Примечание не из урока]:

Ибн Хазм сказал: «Кто поел, думая, что ещё ночь, или вступил в половую близость или попил, а потом выяснилось, что был день, то есть уже наступил рассвет или солнце вечером ещё не зашло, и при этом у него не было намерения нарушать свой пост. И он делал всё это, думая, что это было не во время поста, а сделавший нечто подобное по забывчивости также считал, что делает это не во время поста. Соответственно, ситуация одна и та же, различий нет.

Это не аналогия*, — да убережёт нас Аллах от подобного. Это была бы аналогия, если бы мы приняли за основу человека, который совершил подобные действия по забывчивости, а потом приравняли бы к нему того, кто поел, попил или вступил в половую близость, думаю, что делает это ночью, а потом оказалось, что день уже настал или ещё не закончился. Однако мы не делали этого. Все они равны пред Словами Всевышнего: “Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце”.

*(Выдающийся учёный Ахмад Шакир, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Называет автор это аналогией или нет, это всё же аналогия, по-скольку данную ситуацию приравнивают к ситуации сделавшего это по за-бывчивости, поскольку текст не указывает на то, что пост человека, кото-рый поел, думая, что сейчас ночь, не нарушается. И эта аналогия правиль-ная и действительная, даже если автор и не пожелал назвать её аналогией». Дело в том, что в мазхабе Ибн Хазма аналогия (кыйас) отрицается).

(Продолжение слов ибн Хазма): И они равны перед словами Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям): “Поистине, Аллах простил членам моей общины совершённое по ошибке, по забывчивости и под принуждением”.Это мнение абсолютного большинства праведных предшественников». (Хадис достоверный, передали Ибн Маджа, Ибн Хиббан, от Абу Зарра, см. «Ирва аль-галиль», № 2566).

Потом он привёл подтверждающие то сообщения с иснадами.

Например, Зейд ибн Вахб передаёт: «Однажды во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба люди разговелись, и я увидел большие сосуды, которые вынесли из дома Хафсы. Люди попили. А потом солнце появилось из-за облаков. Людям как будто стало не по себе от этого, и они сказали: “Мы восполни этот день”.‘Умар же сказал: “Нет, клянусь Аллахом, ведь мы не стремились к греху!”».

Он также сказал: «И нам передали нечто подобное путём аль-А‘маша от аль-Мусаййиба от Зейда ибн Вахба, а также путём Ибн Асляма от его брата, от его отца, однако он не упоминал о восполнении поста.

От ‘Умара передают также, что следует восполнять пост в подобных случаях. Таким образом, между его словами существует противоречие. Поэтому мы должны обратиться к тому, к чему Всевышний Аллах повелел нам обращаться в случае возникновения споров и разногласий, то есть к Корану и Сунне. Сделав это, мы приходим к выводу, озвученному выше, притом, что эта версия от ‘Умара больше заслуживает принятия, потому что Зейд ибн Вахб — сподвижник, и от него передаётся сооб-щение о необходимости восполнения поста путём ‘Али ибн Ханзали от его отца.

Шуба передаёт: “Я спросил аль-Хакама ибн ‘Утайбу о том, кто поел днём, считая, что сейчас ночь, и он ответил, что он должен продолжать пост”.

Муджахид сказал: “Кто поел после наступления рассвета, думая, что ещё не рассвело, тот не обязан восполнять пост, потому что Всевышний Аллах сказал: ‹Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной из-за рассвета›”.

Когда аль-Хасана аль-Басри спросили о том, кто поел днём, считая, что сейчас ночь, он ответил, что этот человек должен продолжать пост.

И Джабир ибн Зейд сказал о том, кто поел днём, считая, что сейчас ночь, что этот человек должен продолжать пост.

‘Урва и ‘Ата считали, что тот, кто поел после наступления рассвета, думая, что ещё не рассвело, тот не обязан восполнять пост.

‘Умар ибн аль-Хаттаб, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Муджахид, аль-Хасан, Джабир ибн Зейд Абу аш-Ша‘са, ‘Ата ибн Рабах и ‘Урва ибн аз-Зубайр… В добавление к их сообщениям можно упомянуть сообщение Асмы бинт Абу Бакр: “Однажды при жизни Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) люди разговелись, а потом выглянуло солнце”.

Абу Усама передаёт: “Я спросил Хишама, было ли им велено восполнять пост. Он ответил: ‹Могло ли быть иначе?›” (Аль-Бухари, № 1959).

Это слова Хишама, а не часть хадиса, и это сообщение не может служить доказательством. А Ма‘мар передаёт: “Я слышал, как Хишам ибн ‘Урва сказал в этом сообщении: ‹Я не знаю, восполняли они пост или нет›”. Это подтверждает правильность выводов, к которым мы пришли…

Источник: Ибн Хазм, «Аль-мухалля билль-асар», т. 6, с. 31. Вопрос № 753.

Шейх уль-ислам ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «И так далее: если постящийся поел, попил или вступил в половую близость по забывчивости или по ошибке, то он не обязан восполнять пост. Это мнение группы ранних и поздних учёных. А некоторые учёные считают совершившего подобное по забывчивости или по ошибке разговевшимся, как Малик…». Источник: Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 25, с. 228.

Шейх уль-ислам ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «В “Сахихе” аль-Бухари приводится сообщение Асмы бинт Абу Бакр: “При жизни Посланника Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), мы разговелись в один из дней рамадана, когда небо было затянуто тучами, а потом выглянуло солнце”.

Из этого сообщения можно сделать два вывода. Во-первых, в облачную погоду не является желательным откладывать разговение до тех пор, пока не станет ясно, что солнце действительно зашло. Во-вторых, восполнение поста в данном случае не требуется, потому что если бы Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), велел им восполнить пост, сообщения об этом передавались бы так же, как передаются сообщения о самом происшествии. А отсутствие таких сообщений свидетельствует о том, что он не отдавал лю-дям ведения восполнять пост. Кто-то может возразить: мол, когда Хишама ибн ‘Урву спросили, было ли им велено восполнять пост, он ответил: “А могло ли быть иначе?”

Ответ таков: Хишам высказал своё мнение. Эти слова не являются частью хадиса, и это сообщение указывает на то, что Хишам не знал, восполнили люди пост или нет. А Ма‘мар передаёт: “Я слышал, как Хишам ибн Урва сказал: ‹Я не знаю, восполняли они пост или нет›”. Аль-Бухари приводит и те, и другие слова Хишама. А хадис он передаёт от своей матери Фатымы бинт аль-Мунзир, от Асмы. Хишам также передаёт от своего отца ‘Урвы, что им не было велено восполнять пост, а ‘Урва знал об этом больше, чем его сын. И такого же мнения придерживался Исхак ибн Рахавейхи, который был современником и товарищем Ахмада ибн Ханбаля и соглашался с ним и в основах, и в ответвлениях его Мазхаба, из-за чего их имена часто упоминают вместе…». Источник: Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 25, с. 231.

Шейх уль-ислам ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал, отвечая на вопрос: «Мужчина прикасался к своей жене, и услышал голос муаззина, однако не знал, первый это азан или второй. Потом он решил, что всё-таки первый, и вступил в близость с женой, а потом увидел, что уже светло. Как ему следует поступить? Дайте нам фетву, и да вознаградит вас Аллаха»: «По этому вопросу у учёных три мнения. Первое мнение: он должен восполнить пост и совершить искупление (каффара). Это одно из двух мнений Ахмада. Малик сказал, что он обязан только восполнить пост. Такого же мнения придерживались Ахмад (его второе мнение), имам аш-Шафи‘и, Абу Ханифа и другие.

Третье мнение: он не обязан ни восполнять пост, ни совершать искупление. Это веление Пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), и это самое весомое из мнений, которое подтверждается и тем, что Всевышний Аллах заранее простил совершённое по ошибке и по забывчивости, и разрешил есть, пить и вступать в близость до тех пор, пока белая нить не станет отличаться от чёрной по причине рассвета. И тот, кто сомневается, не зная, наступил рассвет или нет, имеет право есть, пить и вступать в близость — в этом ученые единодушны, и он не обязан восполнять пост при условии, что всё это время он сомневался». Источник: Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 25, с. 259.

Шейх уль-ислам ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Это наиболее правильное из мнений и более других соответствующее основам шариата и указаниям Корана и Сунны, а также основам Мазхаба Ахмада и других, потому что Всевышний Аллах не взыскивает с совершившего нечто по забывчивости или по ошибке, а в данном случае имеет место ошибка. И Аллах разрешил есть, пить и вступать в близость до тех пор, пока белая нить не станет отличаться от чёрной по причине рассвета, и сделал желательным откладывать сухур на самый конец ночи. И кто совершает желательное и разрешённое, тот не преступает границ, и такой человек ещё больше заслуживает оправдания, чем совершивший подобное по забывчивости. А Аллах знает обо всём лучше». Источник: Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 25, с. 264.

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал (с некоторыми сокращениями): «Учёные разошлись во мнениях по этому вопросу. Большинство считают, что он должен восполнить пост... А мнение, гласящее, что он не обязан восполнять пост, передаётся от Муджахида, аль-Хасана, Исхака ибн Рахавейхи, а также от Ахмада (одно из мнений)». Источник: Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари», т. 4, с. 200.

Ибн Хузайма, да помилует его Аллах, сказал: «В этом сообщении не говорится, что им было велено восполнить пост. “Может ли быть иначе?” – это слова Хишама, а не часть хадиса, и я не вижу оснований утверждать, что они обязаны восполнять пост. Они разговелись, считая, что солнце уже зашло, а потом оказалось, что оно ещё не зашло. В этом случае, как сказал ‘Умар ибн аль-Хаттаб: “Нет, клянусь Аллахом, ведь мы не стремились к греху”». Источник: Ибн Хузайма, «ас-Сахих», т. 2, с. 239.

[Конец примечания].

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1811-1814.

Наши рекомендации