Сухур (прием пищи перед рассветом).
https://youtu.be/ChFh8BA4edI
Рассматриваемы вопросы в уроке:
•Хадис №642.
•1803 Что значит благодать сухура (сахура).
•1804 Каково постановление сухура.
•1805 О желательности откладывать сухур.
•1806 Посредством употребления в пищу чего человеку засчитывается сухур.
•1807 Когда необходимо прекращать сухур.
•1808 Каково постановление человека, который продолжает кушать во время азана.
•1809 Можно ли продолжать кушать и пить, если человек сомневается в наступлении рассвета.
•1810 Если человек кушал сухур, думая, что рассвет еще не настал, а оказалось, что настал.
______________________________________________
Хадис №642. Приходит от Анаса ибн Малика о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Употребляйте в пищу (перед рассветом) сухур, поистине в этом есть благословение». аль-Бухари 1923, Муслим 1095.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом №642.
Вопрос: 1803 Что значит благодать сухура (сахура).
https://youtu.be/sj1O1vY1X08
Слово сухур можно прочитать с фатхой: «сахур», а можно прочитать с дамой: «сухур».
Если ты скажешь «сахур», то слово сахур в данном случае будет означать еду, которую ты кушаешь перед рассветом.
А если скажешь «сухур» с даммой, то это означает сам процесс приема пищи до рассвета.
Значит ты сидишь кушаешь перед рассветом. Та еда, которая перед тобой называется сахур, а тот процесс употребления пищи (перед рассветом) называется сухур с даммой.
Как слово тахур и тухур, «тухур» - это процесс взятия вуду (малого омовения), а тахур это вода, которую ты используешь при малом омовении т.е. из-за харакатов меняется смысл слова.
Так вот как в сахуре, так и в сухуре есть барака. Что значит благодать?
Ответ: Некоторые сказали – т.е. награда за сухур. Тогда, если мы скажем награда, то это касается слово сухур (самого процесса употребления в пищу). Потому что слово сухур масдар в смысле тасаххар в смысле употребление пищи, а некоторые сказали под благодатью имеется то, что человек, который поест пищу перед рассветом, усилит свой организм и будет активным в течении дня, даже не смотря на то что он держит уразу, т.е. тот который покушает перед рассветом будет сильным во время уразы, а тот который не покушает перед рассветом, будет слабым с самого утра. И этот смысл уже касается хараката фатхи, потому что, если мы скажем сахур, то это касается еды, значит, если мы скажем сахур т.е. еда, которую ты употребляешь перед рассветом барака в ней. То, что если ты покушаешь еду, то твой организм станет сильным – в этом заключается благодать этой еды, а если ты скажешь сухур, т.е. принятие пищи в нем барака. То, что за принятие пищи Аллах дает тебе награду, т.е. в этом действии есть барака. Значит, барака есть как в самой пищи, так и в употреблении этой пищи, и в этом есть барака и в этом есть барака. В этом хадисе явный довод на то, что употреблять пищу перед рассветом уразы является желательным и так же есть другие доводы, в которых приходит побуждение человека к употреблению пищи перед рассветом.
Почему из этого хадиса мы не берем обязательность сухура?
Нет приказа (ему отвечают)
Как нет приказа, тасаххару употребляйте пищу на сухур, более того придет у нас еще хадис - не оставляйте сухур, пришел запрет оставление сухура. Почему мы скажем, что это лишь желательное, а не обязательное? Потому что пришло в хадисах то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда держал уразу больше, чем сутки, держал уразу две сутки, три сутки т.е. ел перед рассветом вступал в уразу, потом не нарушал уразу до магриба, продолжал его держать до следующего магриба, т.е. на второй сухур уже ничего не кушал, а если бы это было обязательным, то он бы поел на второй сухур. Из этого ученые взяли то, что сухур является желательным, а не обязательным. Это дальше у нас придет.
Из хадисов, которые побуждают нас к употреблению пищи перед рассветом, хадис который у имама Муслима со слов Амра ибн Аса, о том, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разница между нашей уразой и уразой обладателей писания, то, что мы кушаем перед рассветом, а они не кушают перед рассветом, на этом наша разница между ними и нами».
И приходит у имама Насаи, с утвержденным иснадом от одного из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о том что он сказал: «Однажды я пришел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а он принимал пищу сухур и тогда сказал, сухур(или сахур)является благословением которое дал вам Всевышний Аллах, не оставляйте же его, не оставляйте сухур».
Значит благодать - благословение присутствует как в пище, так и в употреблении пищи. В пище, т.е. человек набирает сил посредством того что он поел ее, а в употреблении пищи благодать в том, что Всевышний дает награду, за то что человек кушает сухур. В отличии от других видов еды. Если ты кушаешь например на зухр, просто так, не во время поста, ты за это награду получаешь, если у тебя нет дополнительного намерения, потому что это вещь бытовая, не является поклонением. Но если ты берешь намерение что этой едой я хочу усилить свой организм для того чтобы должным образом поклоняться Аллаху и т.п., тогда за это получаешь награду. Т.е. есть разница между двумя употреблениями пищи - когда ты кушаешь сухур ты получаешь награду, только за то что кушаешь сухур, а если ты кушаешь обед или ужин допустим, то за это без дополнительного намерения ты награду не получаешь, отсюда берется что употребление в пищу сухура, в нем есть благодать, в отличии от других видов употребления пищи.
[Примечание редактора стенограммы]:
Сахуром в арабском языке называется всё то, что пьют и употребляют в пищу в конце ночи, незадолго до появления зари. Само же употребление этой пищи и этого питья называется сухуром. Чаще всего используют слово сахур, но, как говорят, правильнее будет употреблять слово сухур, поскольку сахур – эта пища, а вознаграждение полагается за её приём, а не за неё саму. «Поддержку для поста ищите в приёме пищи перед появлением зари, а для ночных молитв – в небольшом сне перед полуднем!»(Ибн Маджах. Достоверность хадиса, мне не известна).
Достоинство сахура можно достигнуть посредством всего, что только можно будет назвать приёмом пищи или питьём, в соответствии с вышеприведённым хадисом ‘Амра б. аль-‘Аса. Это также подтверждается и хадисом, который передаётся от Абу Са’ида, где Посланник Аллаха – мир ему и благословение, – говорит: «В приёме сахура содержится благодать. Поэтому не пренебрегайте им, даже если это будет всего один глоток воды, ибо поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто принимает пищу перед появлением зари!».(Ахмад, Абу Я’ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2945).
В хадисе, который передаёт Абу Хурейра, – да будет доволен им Аллах, – сообщается, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха, – сказал: «Верующий получит большое вознаграждение, если поест финики перед появлением зари».(Ибн Хиббан. Достоверность хадиса мне не известна).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур». (Ахмад 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его».(Ахмад 11003. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3683).
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучший сухур верующего – это финики». Абу Дауд. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/448.
Вопрос: Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать». Что имеется в виду под «благодатью сухура»?
Ответ шейха Усеймина: Благодать сухура двоякого рода: это шариатская благодать и телесная благодать. Шариатская благодать состоит в том, что человек выполняет повеление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также берёт с него пример. Телесная же благодать состоит в том, что посредством питания тело приобретает силу, необходимую для соблюдения поста. Источник: «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста».
Анас передаёт, что Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо, поистине, в сухуре* — благодать». Аль-Бухари, № 1923 и Муслим, № 1095.
*(Сухур — период времени незадолго до рассвета, когда мусульмане в последний раз перед наступлением дня могут принимать пищу во время рамадана; это время является наиболее предпочтительным для приёма пищи).
Ибн Хузайма, да помилует его Аллах, назвал одну из глав своего «Сахиха»: «Глава о том, что веление совершать сухур — побуждение, а не обязанность, оставляя которую, человек совершает грех». Далее он привёл хадис Анаса. Том 2, с. 213.
‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: «Разница между нашим постом и постом людей Писания — сухур». Муслим, № 1096.
О достоинствах сухура упоминается во многих хадисах.
1. Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, переда-ёт, что Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: «Поистине, Аллах и ангелы благословляют совершающих сухур». «Сахих ат-таргыб», № 1053.
2. Аль-‘Ирбад ибн Сарийа передаёт, что Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) позвал его на сухур со словами: «Спешите к благословенной трапезе!». Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. См. также «Сахих ат-таргыб», № 1054.
3. ‘Абдуллах ибн аль-Харис передаёт от одного из сподвиж-ников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я зашёл к Пророку (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), когда он совершал сухур, и он сказал: “Поистине, это благодать, которую даровал вам Аллах. Не оставляйте же её!”». Ан-Насаи. Сахих ат-таргыб, № 1065.
4. Сальман передаёт, что Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: «Благодать — в трёх: в общине*, в сариде и в сухуре». Ат-Табарани. Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргыб», № 1052.
*(То есть в коллективе, собраться вместе на еду, не в отдельности).
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: «Прекрасным сухуром для верующего являются финики». Абу Дауд, № 2345. Сахих ат-таргыб, № 1059.
[Конец примечания].