Как должен поступать тот, кто видел народившийся месяц в одиночестве?

Ученые разошлись во мнениях относительно того, как должен поступать человек в этом случае. Некоторые сказали, что он обязан начинать или прекращать поститься, ориентируясь на увиденный им месяц. В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят хадис: «Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц (рамадана), и прекращайте поститься, когда увидите народившийся месяц (шавваля)».А другие учёные считали, что человек должен начинать и прекращать пост вместе с остальными людьми. В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят хадис: «Пост — в день, когда вы поститесь. Праздник разговения — в день, когда вы прекращаете пост, и Праздник жертвоприношения — в день, когда вы совершаете жертвоприношение». (Ат-Тирмизи и другие. См. «Ас-сахиха», № 224).

Масрук передаёт: «Я зашёл к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: “Напоите Масрука савиком, и сделайте его послаще”.Я сказал: “Мне мешает поститься сегодня лишь опасение того, что этот день может оказаться Днём жертвоприношения”.‘Аиша сказала: “Праздник жертвоприношения — в день, в который люди совершают жертвоприношение, а Праздник разговения — в день, в который люди совершают разговение”». Аль-Албани сказал, что этот хадис относится к категории хасан ли-гайрихи. См. «Силсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 224.

Шейх Аль-Албани, да помилует его Аллах, прокомментировал хадис: «Пост — в день, когда вы поститесь…». Он писал: «Ат-Тирмизи сказал, после того как привёл этот хадис: “Некоторые учёные истолковали этот хадис, сказав, что подразумевается, что начинать и прекращать пост следует, ориентируюсь на общину или на большинство людей”». Источник: «Ас-сахиха», т. 1, с. 443.

Ас-Сан‘ани сказал: «Этот хадис является доказательством того, что в утверждении даты праздника нужно исходить из поста людей (общины), и что человек, увидевший народившийся месяц в одиночку, должен начинать и прекращать пост вместе с остальными людьми. Он должен совершать молитву, прекращать пост и совершать жертвоприношение вместе с ними».

Источник: «Субуль ас-салям», т. 2, с. 72.

Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал нечто похожее: «Учёные также сказал, что этот хадис опровергает мнение тех, кто утверждает, что разрешается начинать и прекращать пост на основе расчетов, но только для тех, кто знает это. Другие учёные сказали, что если один человек увидел народившийся месяц, но не каждый принял его свидетельство, то ни этот человек, ни остальные люди не обязаны ориентироваться на то время, в которое он увидел месяц».

Источник: «Тахзиб ас-сунан», т. 3, с. 214.

Абу аль-Хасан ас-Синди сказал в своих комментариях к «Сунан» Ибн Маджи, после хадиса Абу Хурайры, что ат-Тирмизи сказал: «Его буквальный смысл — что в этих вопросах от одного человека ничего не зависит. Решение их отдано в руки предводителя мусульман и общины, и отдельный человек обязан следовать в этом за предводителем мусульман и общиной. Исходя из этого, если один человек увидел народившийся месяц, но предводитель мусульман отверг его свидетельство, он должен действовать, не исходя из того, что видел, а следовать за общиной и поступать так же, как остальные».

Аль-Албани сказал, после того как привёл эти слова ат-Тирмизи: «Это первое, что приходит в голову, когда читаешь хадис. И это понимание подтверждается тем, что ‘Аиша использовала этот хадис в качестве довода против Масрука, который отказался поститься в день ‘Арафа из опасения, что этот день может оказаться Праздником жертвоприношения, а она разъяснила ему, что в данном случае его мнение не имеет значения и он обязан следовать за общиной. Она сказала ему: “Праздник жертвоприношения — в день, в который люди совершают жертвоприношение, а Праздник разговения — в день, в который люди совершают разговение”. И это согласуется со снисходительностью шариата, к целям которого относится объединение людей и отдаление их от личных мнений, приводящих к разобщённости и расколу. Шариат не принимает за основу мнение отдельного человека, даже если его точка зрения правильна, когда речь идёт о коллективных видах поклонения, таких как пост и общая молитва. Все сподвижники совершали молитву под руководством друг друга, притом, что некоторые из них считали, что прикосновение к женщине или половому органу, а также выход крови из тела нарушает ритуальную чистоту и требует совершения малого омовения, а другие не считали так. И среди них были и те, кто совершал молитву в пути полностью, и те, кто сокращал её.

Разные мнения по этим вопросам не мешали им совершать молитву вместе под руководством одного имама и считать эту молитву действительной. Это потому что они знали, что раскол внутри общины хуже, чем разные мнения по некоторым вопросам. Дошло до того, что они даже оставляли мнение, противоречащее мнению, которое избрал предводитель мусульман в данной части мусульманской общины. Находясь в этой общине, они не поступали согласно своему мнению, чтобы избежать возможных негативных последствий.

Абу Дауд передаёт, что ‘Усман совершил в долине Мина четыре рак‘ата, и ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал, осуждая его: “Я совершал вместе с Пророком (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), два рак‘ата, и с Абу Бакром два рак‘ата, и с ‘Умаром два рак‘ата, и с ‘Усманом в начале его правления столько же, а потом он стал совершать молитву полностью, и потом ваши пути разошлись, и я бы предпочёл иметь два принятых рак‘ата вместо четырёх”.

А потом сам Ибн Мас‘уд совершил четыре рак‘ата! Ему сказали: “Ты осуждал ‘Усмана, а теперь сам совершаешь четыре рак‘ата?!”Он ответил: “Разногласия — зло”. («Сунан Абу Дауд», № 1960, т. 1, с. 307. У этого хадиса безупречный (сахих) иснад. и Ахмад, т. 5, с. 155, приводит подобный хадис от Абу Зарра).

Да будет доволен Аллах ими всеми!

Пусть же задумаются над этим хадисом и словами сподвижника те, которые разногласят в своих молитвах и отказываются совершать молитву под руководством некоторых имамов мечетей, особенно когда речь идёт о совершении молитвы - витр в рамадан. Под предлогом того, что это, мол, противоречит их Мазхабу, а также некоторые из тех, кто заявляет, что силён в астрономии, и начинает поститься или прекращает пост раньше или позже остальных членов общины, основываясь на личном знании и мнении, и не видят ничего дурного в противоречии общине…».

Аль-Албани сказал, отвечая шейху Сеййиду Сабику, да помилует Аллах их обоих: «Под заголовком “Кто увидел народившийся месяц в одиночку” он пишет: “Имамы фикха единодушно считают, что человек, который увидел народившийся месяц рамадана в одиночку, должен поститься”. Это слишком категоричное утверждение. Не всё так просто. На самом деле вопрос глубже и сложнее. Подробно об этом говорил шейх уль-ислам в своих фетвах (т. 25, с. 114): “Если он увидел в одиночку народившийся месяц поста (рамадана) или разговения (шавваля), то должен ли он, исходя из этого, поститься или прекращать пост? Или же он обязан поститься и прекращать пост только вместе с остальными? Существует три мнения в этом вопросе, и все три передаются от имама Ахмада”.

Далее он привёл эти три мнения. Нас же сейчас интересует то, которое согласуется с хадисом: “Мнение третье: он должен начинать поститься вместе с людьми и прекращать пост вместе с людьми. Это наиболее сильное из мнений, поскольку Абу Хурайра передает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост — в день, когда вы поститесь. Праздник разговения — в день, когда вы прекращаете пост, и Праздник жертвоприношения — в день, когда вы совершаете жертвоприношение». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (№ 679), он относится к категории хасан-гариб. Ат-Тирмизи сказал, после того как привёл этот хадис: “Некоторые учёные истолковали этот хадис, сказав, что подразумевается, что начинать и прекращать пост следует, ориентируюсь на общину или на большинство людей”.

Пути передачи этого хадиса приводятся в “Ас-сахиха” (224) и “Аль-ирва” (905). Он передаётся разными путями от Абу Хурайры.

Потом Ибн Таймийя (т. 25, с. 117) сказал: “Однако, если человек находится в таком месте, где нет других людей, то, увидев народившийся месяц, он должен начинает пост, в такой ситуации других вариантов нет”».

Источник: «Тамам аль-минна» (стр. 399).

И выбор этого мнения обоснован, потому что слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пост — в день, когда вы поститесь. И Праздник разговения — в день, когда вы прекращаете пост…» следует понимать как отмену начала или прекращения поста на основе только личного видения народившегося месяца, и неважно, действительно ли он видел его так, что это засчитывается, или нет. А иначе получается, что у хадиса нет никакой ценности, да убережёт нас Аллах от подобных предположений. А Аллах знает обо всём лучше.

(Фетва номер 10973)

Вопрос:В нашей стране есть группа соблюдающих братьев с бородами, однако они противоречат нам в некоторых вопросах. Например, в месяц Рамадан они не постятся до тех пор, пока своими глазами не увидят новый месяц. Это приводит к тому, что иногда они начинают поститься через день-два после нас или празднуют окончание месяца Рамадан через день-два после нас, ссылаясь при этом на хадис: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите». Они говорят, что месяц необходимо увидеть своими глазами, а не с помощью приборов. Также они противоречат нам в праздниках Разговения и Жертвоприношения, противоречат по дате дня стояния на Арафате, проводя эти дни после того, как все люди отпразднуют эти праздники… Правильны ли их поступки?

Ответ:

Эти люди обязаны поститься, разговляться и совершать праздничные молитвы в своих странах вместе со всеми людьми. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите. Если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте (тридцать дней от начала месяца Ша’бан)». [Аль-Бухари (1810); Муслим (1081); Ат-Тирмизи (684); Ан-Насаи (2117); Ибн Маджа (1655); Ахмад (2/497), Ад-Дарими (1685)]. Повеление подразумевает под собой приказ поститься и разговляться, если было видно появление нового месяца как невооружённым глазом, так и с помощью приборов, помогающих увидеть луну. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост (наступает), когда вы все поститесь, разговение (наступает), когда вы все разговляетесь, а жертвоприношение (наступает), когда вы все приносите в жертву». [Абу Дауд (2/743, номер хадиса: 2324); Ат-Тирмизи (3/80, 165, номер хадиса: 697, 802); Ибн Маджа (1/531, номер хадиса: 1660); Ад-Даракутни (2/164, 224, 225); Аль-Байхакый (4/252); Аль-Багауи в книге «Шарх ас-Сунна» (6/247, 248, номер хадиса: 1725, 1726)].

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!

Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/94-96. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.

[Конец примечания].

Наши рекомендации