Вопрос: 1775. Если человек видел луну, но его свидетельство не приняли, должен ли он начинать пост.

https://youtu.be/txVGZwIeojQ

Если человек увидел луну но его свидетельство не было принято людьми, и люди не начали держать пост он сам должен держать пост или нет? Или если он увидел луну что начался месяца шавваль и его свидетельство не приняли, так как он один, ждали свидетеля второго, но свидетеля не было, но он видел луну, он сам должен прекращать пост и праздновать или должен держать пост вместе со всеми? В этом вопросе три мнения.

Первое мнение: То, что если он увидел луну Рамадана, то обязан начать пост даже если все остальные не держат пост. А если он увидел луну шавваля то он обязан прекратить пост так как он знает что следующий день, день праздника, даже если все остальные держат пост, но прекращает пост скрыто от людей что бы ни кто не обвинил его в том что он не держит пост, держит пост скрыто и прекращает пост скрыто что бы не сеять смуту среди людей. Это мнение Аш Шафии а так же Хасана Ибн Хайя а так риваят Имама Ахамада его назвал правильным Ибн Хазм потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «держите пост если увидите луну и прекращайте пост если увидите луну», а этот человек убежден что рамадан начался потому что он луну видел, или на оборот видел что рамадан вышел потому что он видел луну шавваля, раз уж он в этом убежден, то он обязан держать пост по своему видение, потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал пост держать или ее прекращать по видению луны. И нужно здесь оговорится и сказать то что первое мнение подразумевается под ним что если человек действительно убежден что он действительно видел луну. Но если он сомневается что видел ли он луну или ему просто показалось то он не действует на основании своего сомнения, более того его свидетельство не принимается, то есть он действует вместе с людьми. А если он убежден что он действительно видел луну тогда он приверженцы первого мнения говорят что он должен начать держать пост ну и соответственно закончить его.

Второе мнение:То, что он должен начать пост если увидел луну рамадана, а если он увидел луну шавваля то не должен прекращать пост, потому что он один, должен же быть второй свидетель к этому и это более известное мнение от Имама Ахмада, Малика, Абу Ханифы, и в довод они привели тот же довод который привели приверженцы первого мнения но сказали но рамадан он не прекращает на всякий случай потому что вдруг рамадан еще не закончился.

Третье мнение: Он не действует по своему ведению но держит пост с людьми и завершает пост тоже с людьми, то есть как будто то бы он ни чего не видел это мнение Аш-Шаби, Хасана Аль Басри, Мухаммада ибн Сирина один из риваятов Имама Ахмада и это мнение выбрал Шейхуль Ислам Ибн Теймия а так же шейх Аль Альбани и Ибн Баз и в довод привели от Абу Хурейры где пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «ваш пост когда держат пост все, и ваше прекращение поста когда прекращают его все».И этот хадис приводит Ат Тирмизи и иснад его хороший.

Говорит и более правильное мнение в этом вопросе это мнение первое, а что касается этого хадиса что пост держат тогда когда держат все, это если человек не знает ни чего добавочное тому что знают люди, то есть люди почему не держат пост потому что они не видели луну ну а этот то человек видел луну и его знание добавлено, к знаниям остальных людей и если он не убежден в том, что он видел луну или нет, тогда должен держать пост с людьми и прекращать пост с людьми, а если он убежден, что луну видел, то он должен держать пост или соответственно заканчивать его.

Значит что у нас получилось, что если человек видел луну Рамадана а все остальные ему не поверили, то он должен начать пост и если увидел луну шавваля то должен закончить пост потому что он убежден в том что месяц закончился или месяц начался.

[Примечание не из книги]:

Тот, кто увидел появление новой луны для Рамадана либо для Шавваля в одиночку, а затем сообщил об увиденном жителям своей местности или шариатскому судье, но получил от них отвод. Должен ли сам поститься в такой день или нужно придерживаться того, что делают все люди?

Большинство ученых склонились к тому, что этому человеку нужно соблюдать пост в такой день, независимо от того, последовали люди его свидетельству или нет. Точно так же, подавляющее большинство ученых сказали, что и при наступлении Шавваля тому, чье свидетельство было отвергнуто людьми, следует прекратить пост.

Другая, небольшая часть ученых посчитали, что такому человеку нужно поститься и прекращать пост только вместе с обществом людей.

Шейх-аль-ислам Ибн Таймия, разобрав доводы сторон, склонился ко второму мнению, сказав, что тот, чье свидетельство было отвергнуто, должен начинать и заканчивать пост только вместе со всеми людьми.

А в доказательство себе он привел следующие доводы:

Во-первых, он сослался на хадис, в котором сказано именно следующим образом: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают; день жертвоприношения тогда, когда все приносят животных в жертву».Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи, сказав после него: «Некоторые из ученых прокомментировали его, сказав, что и начало поста, и окончание должны быть вместе с обществом людей и большинством их».

Во-вторых, Ибн Таймия сослался на то, что если бы некий человек в одиночку стал свидетелем зарождения месяца Зуль-Хиджы, то никто в исламе не говорит, что ему следует отправляться на гору Арафат на день раньше остальных людей.

Кроме того, Ибн Таймия подкрепил свое мнение еще и разъяснением о том, что в религии на самом деле должно считаться полумесяцем. Он пояснил, что Всевышний Аллах, упомянув в Коране о новолуниях, связал религиозные ритуалы именно с этим термином: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (сура «Бакара», 2: 189)

На языке оригинала Корана – арабском, новолуние звучит как «хиляль», что дословно означает «знак, служащий для оповещения, объявления, информирования». Таким образом, в этом слове уже изначально заложено, что если луна появится на небе, но люди не смогут различить ее, то и «новолунием, хиляль» называться она не сможет.

То же самое получится, если мы рассмотрим арабское слово «шахр» - месяц. Этимологически оно происходит от слова «шухра», что значит «известность, признанность». Так что если о появлении нового месяца людям не стало известно, он не был ими признан, то и называться «шахр» он не может.

«А многие люди, - продолжает Ибн Таймия, - ошибаются в этом вопросе, ибо считают, что месяц начинается как только новая луна появится на небе, даже если люди ее не признают, о ней не будет известно, объявлено, проинформировано. Но это не так. Наоборот, обязательно должны быть общеизвестность и оповещение о появлении нового месяца. Именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают…».Что буквально значит следующее: ваш пост должен быть тогда, когда все вы знаете, что в такой-то день следует поститься, в такой-то – прекращать пост, в такой-то – праздновать жертвоприношение. А если вы не знаете этого дня, то и обряды не могут быть исполнены».

Ибн Аль-Кайим, да окажет ему Аллах Свою Милость, сказал: «В этом хадисе доказательство тому, что если человек, в одиночку увидел месяц, то это ни к чему его не обязывает, ни к посту, ни к его завершению, ни к определению границ месяцев». Источник: «Тахзибу-ссунан» (6/317).

Наши рекомендации