Слова имамов и учёных о том, кто начал пост Рамадана не на основании зрительной фиксации.


Имам Абу Ханифа сказал:“Если жители города стали соблюдать пост без зрительной фиксации, а человек из их числа не стал этого делать, пока не увидит луну, и жители города постились тридцать дней, а этот человек только двадцать девять, то он не обязан ничего возмещать. Что касается жителей города, то они впали в ошибку по причине того, что стали поститься, не увидев луну, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц тридцатью днями».Эти люди пошли в противоречие велению Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и впали в ошибку!” См. “аль-Мабсут” 4/61.


Как мы видим, имам Абу Ханифа не выразил порицания тому одному, кто не постился вместе с жителями своего города, так как они не стали опираться на зрительную фиксацию! Напротив, он сказал, что его поступок был правильным, а жители города впали в ошибку!


Имам Ибн Къудама сказал: “Если кто-то станет опираться в наступлении поста (Рамадана) на слова астрономов, и, даже, если их слова совпадут с правильным, то его пост недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа равносильно его отсутствию. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», а в другом хадисе сказал:«Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!» См. “аль-Мугъни” 3/9.


Къады Абу-ль-Уалид аль-Баджи сказал: “Если кто-то совершит подобное (т.е. станет поститься на основании астрономических вычислений), то, по моему мнению, не засчитываются дни, которые человек постился на основании астрономических вычислений. Он должен возвратиться к зрительной фиксации новолуния, и дополнить количество дней, и если необходимо восполнить что-либо из поста, то восполняет его”. См. “Шарх аль-Муваттаъ” 2/152.


А эти слова имамов куда жёстче, чем слова Абу Ханифы!


Имам Ибн Муфлих сказал: “Кто стал соблюдать пост, опираясь на звёзды или астрономические вычисления, то это не является достаточным, даже если он совпал с правильным днём! И не выносится суждение о появлении луны, опираясь на эти вещи, даже если они часто совпадают с правильным”. См. «аль-Фуру’» 4/384.


Мула ‘Али аль-Къари сказал: “Более того, я скажу, что если звездочёт станет соблюдать пост Рамадана до того, как увидел луну, опираясь в своём посте на свои познания, то он является грешником в своём посте, кроме как если будет установлено появление луны, учитывая наличие разногласия в этом. И если он назначит день Разговения, опираясь на своё ложное утверждение, то этот праздничный день также будет ложным. Он будет обязан совершить искупление, что является правильным мнением.А если он посчитает разрешенным своё завершение поста исходя из того, как его высчитает, и придаст своему выводу положение обязательности, то станет неверным! См. “Миркъатуль-мафатих” 6/270.


Шейх Салих аль-Фаузан в своём послании, под названием «Предостережение от самозванцев, которые каждый год вводят в сомнение мусульман касательно видения луны» сказал: “Даже если допустить, что мусульмане приложили все усилия, чтобы разглядеть луну в ночь на тридцатое число, но не увидели её, после чего завершили тридцать дней, а затем выяснилось, что луна была замечена в ту ночь, то они возмещают тот день, в который ели. И нет на них за это греха, напротив, они имеют оправдание и даже заслуживают награду.А если они станут соблюдать пост на основании сообщений астрономов, то они станут грешниками, даже если совпали с правильным днём, так как они поступили не в соответствии с тем, что было им велено!Более того, их пост на основании слов астронома может привести к тому, что они будут поститься до истинного наступления Рамадана, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать пост за день или два до наступления Рамадана”. См. “ат-Тахзир мин аль-ад’ия”.


Как мы видим, слова обладателей знания касательно поста того, кто стал поститься в Рамадан не на основании зрительной фиксации очень жёсткие. И среди имамов и учёных были те, кто посчитал людей, соблюдающих пост не на основании зрительной фиксации впавшими в ошибку, есть такие, кто посчитал их грешниками и ослушниками, а есть и те, кто даже посчитал сам пост недействительным!

Наши рекомендации